КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Работы Селигмана, Роттера и Бандуры оказали огромное влияние на поведенческую психотерапию. В начале семидесятых годов в профессиональной литературе активно обсуждался уже упоминавшийся выше «когнитивный поворот» в поведенческой психо-
терапии. Ученые пытались наглядно показать уже накопленные практикой аналогии между двумя важнейшими формами психотерапии: психоанализом и поведенческой терапией. Поводом для этих публикаций послужило следующее.
Практика психотерапии с очевидностью показала, что модификация поведения, проводимая с учетом когнитивных и эмоциональных форм регуляции поведения проходит эффективнее, чем чисто поведенческая тренировка. Было обнаружено, что для некоторых клиентов суть поведенческих нарушений сводится исключительно к негативным эмоциональным нарушениям (страхи, тревожность, застенчивость), нарушениям самовербализации или же самооценки. Накопленный эмпирический материал наглядно свидетельствовал о том, что у некоторых людей полноценный поведенческий репертуар не реализуется в повседневной жизни лишь вследствие эмоциональной или когнитивной блокировки.
Обобщая накопленные данные, психологи активно публиковали работы, посвященные анализу общих черт и различий этих двух форм психокоррекции. В 1973 г. Американским психиатрическим обществом была опубликована книга «Терапия поведения и психиатрия», где специальную главу авторы посвятили анализу установившейся, на их взгляд, «de facto» интеграции психоанализа и поведенческой психотерапии.
Три года спустя вышла книга под названием «Психоанализ и терапия поведения», в которой была предпринята попытка доказать, что основные идеи психоанализа фактически идентичны основным идеям бихевиоризма, что все наблюдения, из которых исходят теоретики психоанализа и поведенческой психологии, так или иначе связаны с ранней историей жизни, которая протекает для ребенка неосознанно, в то время, когда он еще не понимает, что с ним происходит. Ранняя история жизни в рамках обеих теорий считается основой всех последующих достижений и недостатков развития и социализации.
Однако именно этот факт «единства» терапии поведения и психоанализа стал базой для развернутой критики обоих подходов, предпринятой сторонниками так называемой «когнитивной психотерапии».
В американской психологии термин «когнитивная психотерапия» чаще всего связывают с именами Альберта Эллиса и Аарона Бека.
Оба автора по образованию - психоаналитики с классическим психоаналитическим образованием. С небольшим промежутком времени, Эллис в 1962 г., Бек в 1970 г., опубликовали работы, в которых очень критически описали свой собственный, для них неудовлетворительный, опыт применения психоанализа.
Оба выступили с обоснованием необходимости существенного расширения психоаналитической практики за счет анализа и те-
рапевтической переработки когнитивных нарушений. С их точки зрения, классические атрибуты психоанализа, такие как психоаналитическая кушетка и метод свободных ассоциаций, иногда действуют на клиента неблагоприятно, поскольку заставляют его фиксироваться на своих негативных мыслях и неприятных переживаниях.
Анализируя практику терапии поведения, Бек пришел к выводу, что любая форма поведенческой психотерапии есть лишь одна из форм когнитивной терапии. Классическому же «ортодоксальному» психоанализу он дает полный отказ, как, впрочем, и Эллис. В критике психоанализа и терапии поведения и тот и другой выбирали очень жесткие, заостренные формулировки, пытаясь контрастнее представить собственную точку зрения.
Эллис так, например, характеризовал точку зрения ортодоксального психоаналитика на причину нерационального убеждения в том, что только тот, кто много зарабатывает, заслуживает уважения: «Итак, если вы считаете, что вы должны много зарабатывать, чтобы вас уважали люди и вы могли уважать сами себя, то различные психоаналитики объяснят вам, что:
Ваша мама слишком часто делала вам клизму и вы поэтому «анально фиксированы» и помешаны на деньгах;
Вы бессознательно считаете, что кошелек, полный денег, репрезентирует ваши гениталии, и поэтому его наполненность деньгами в действительности является знаком того, что в постели вы чаще хотели бы менять партнеров;
Ваш отец был строг с вами, теперь вы хотели бы заслужить его любовь, и надеетесь, что этому будут способствовать деньги;
Вы ненавидите бессознательно своего отца и хотите его уязвить тем, что будете зарабатывать больше, чем он;
У вас слишком маленький пенис или груди, и, зарабатывая много денег, вы хотите компенсировать этот недостаток;
Ваше бессознательное идентифицирует деньги с властью и в действительности вы поглощены тем, как бы приобрести больше власти» (A.Ellis, 1989. - С. 54).
В реальности, отмечает Эллис, этот список можно продолжать бесконечно. Возможны любые психоаналитические интерпретации, но ни одна из них не убедительна. Даже если бы эти утверждения были правдой, как знание этого помогло бы вам избавиться от поглощенности денежными проблемами?
Облегчение и излечение когнитивных нарушений достигается не выявлением ранних травм, а приобретением нового знания в процессе терапевтического обучения. Необходимо также тренировать новые образцы поведения, чтобы новые убеждения могли бы быть осуществлены в реальности. В ходе терапии совместно с пациентом психолог пытается создать альтерна- 95
тивный образ мыслей и действий, который должен замещать приносящие страдания привычки. Без такого нового образа действий терапия будет для пациента недостаточной и неудовлетворительной.
Когнитивный подход стал абсолютно новой ветвью психотерапии, поскольку в отличие от традиционных методов, таких как психоанализ или центрированная на клиенте психотерапия, терапевт активно вовлекал пациента в процесс лечения.
В отличие от психоанализа, основное внимание в когнитивной психотерапии уделяется тому, что думает и чувствует пациент во время терапевтических встреч и после них. Переживания детства и интерпретации бессознательных проявлений имеют небольшое значение.
В отличие от классической поведенческой психотерапии, здесь больше концентрируются на внутренних переживаниях, а не на внешнем поведении. Целью поведенческой психотерапии является модификация внешнего поведения. Целью когнитивной терапии - изменение неэффективных способов мышления. Тренировка поведения используется для закрепления достигнутых на когнитивном уровне изменений.
Так или иначе, но в создании когнитивного направления в поведенческой терапии приняло участие множество ученых и практиков. В настоящее время этот подход приобретает все более широкое применение, завоевывает все новых сторонников. В нашем изложении мы остановимся на классических теориях когнитивно-поведенческой психотерапии, и начать мы, конечно, должны с изложения рационально-эмотивной терапии поведения (РЭТ) Альберта Эллиса. Судьба этого подхода тем более замечательна, что первоначально автор предполагал разработать совершенно новый (отличный в первую очередь от психоанализа) подход и назвал его (в 1955 г.) рациональной терапией. В последующих публикациях Эллис стал называть свой метод рационально-эмотивной терапией, но с течением времени понял, что сути метода больше соответствует название рационально-эмотивная терапия поведения. Именно под этим названием теперь существует и институт Эллиса в Нью-Йорке.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 522 | Нарушение авторских прав
|