ВИРУСНЫЕ БЕЛКИ
Вирусные гепатиты.
ГЕПАТИТ А
Вирус гепатита A (HAV) относится к семейству пикорнавирусов, где числится как «скромный» представитель рода Enterovirus — «энтеровирус 72".
С рядом исключений (своеобразная структура РНК, высокая устойчивость во внешней среде, необычные ростовые свойства) он повторяет главные генетические и фенотипические признаки энтеровирусов, в частности полиовируса — возбудителя полиомиелита.
Его вирион представляет собой «голый» (безоболочечный) икосаэдральный нуклеокапсид диаметром 27—30 нм. Он включает геномную молекулу (одно-нитчатая РНК, 7 500 нуклеотидных оснований, т.е. 7,5 кб) и четыре структурных белка (полипептида), три из которых (VP1-VP3) образуют капсид и выполняют прикрепительную функцию (избирательное связывание с гепатоцнтами), а один (VP4) связан с РНК.
Капсидные белки объединяются в понятие «антиген вируса гепатита A» (HAAg), который детерминирует образование вируснейтрализующих антител.
HAV — единственный из вирусов гепатита, который удается культивировать в клетках in vitro. Однако в отличие от других энтеровирусов HAV не вызывает деструкции зараженных клеток, а имеет тенденцию к персистенции. Это не соответствует его взаимоотношениям с гепатоцитами in vivo, которые остро погибают от продуктивной вирусной инфекции.
Гепатит А — кишечная инфекция с фекально-оральным механизмом передачи. Возбудитель передается через зараженную воду, пищу и контактно-бытовым путем. Этому способствует устойчивость вируса во внешней среде и высокая восприимчивость к нему человека. Вирус имеет глобальное распространение: с ним контактирует 70—90% населения планеты (по отдельным регионам показатель колеблется от 13 до 99%). Этим объясняется то, что по заболеваемости гепатит А лидирует среди всех вирусных гепатитов. В социально благополучных группах первичному инфицированию чаще подвергаются взрослые (обычно в возрасте 15—25 лет), что нередко ведет к манифестным формам. Тем не менее гепатит А считается преимущественно «детской инфекцией», в структуре которой большинство составляют школьники начальных классов.
Эффективность противоэпидемических мероприятий снижается из-за высокого процента безжелтушных (стертых) форм, которые по некоторым данным составляют 90—99%. Кроме того наиболее интенсивное выделение вируса с фекалиями происходит в конце инкубационного периода, т.е. до появления клинических симптомов.
1. В отличие от других энтеровирусов, HAV не размножается в эпителиоцитах слизистой оболочки кишечника, а сразу транспортируется через воротную вену в печень. Это означает, что кишечная локализация HAV фактически отсутствует. Пищеварительный тракт служит лишь местом внедрения вируса в организм и резервуаром, куда он выделяется после репликации в печени. Инкубационный период колеблется от 10 до 50 дней, но обычно не превышает месяца.
2. Клиническим симптомам предшествует период нецитопатической (преморфологической) репликации вируса в гепатоцитах, который продолжается 7—10 дней. Ему сопутствует накопление сывороточных маркеров повреждения гепатоцитов (в частности, трансаминаз), вирусемия и выход вируса с желчью в кишечник.
3. Короткая фаза вирусемии объясняет редчайшие случаи парентерального заражения гепатитом А.
4. За периодом скрытой репликации вируса следует поражение гепатоцитов с развитием клинически острого гепатита. С этого момента больной, практически незаразен для окружающих, так как вирусемия, а главное выделение вируса с фекалиями резко идут на убыль. Этот парадокс отражает контроль организма над HAV-инфекцией, активность которой быстро падает с появлением симптомов клинического кризиса.
Объем повреждения печени почти всегда ограничен, не выходя за рамки фокального некроза. Прекращению процесса способствует быстрый и интенсивный иммунный ответ. Антитела появляются уже в инкубационном периоде, блокируя распространение вируса. Клиническое выздоровление знаменует полное освобождение от HAV. Персистенция вируса и ее осложнения (хронический гепатит, цирроз, гепатома) не встречаются. Фульминантный гепатит (массивный некроз гепатоцитов) наблюдается исключительно редко.
Для иммунопрофилактики гепатита А предложена вакцина, которая уже хорошо зарекомендовала себя на практике. Полезным средством специфического воздействия на эпидемический процесс является обычный иммуноглобулин человека. Вместе с тем, не следует забывать, что, подобно любой кишечной инфекции, гепатит А вполне управляем в системе общего противоэпидемического надзора и комплекса мероприятий, нацеленных на повышение санитарной культуры населения.
Абсолютным подтверждением клинического диагноза служит обнаружение вируса и/или его антигенов (НА Ag) в экстрактах фекалий (на практике применяется только выявление вирусных антигенов). При этом следует помнить об «эпидемиологическом парадоксе» гепатита А: фаза интенсивного (диагностически значимого) выделения возбудителя совпадает с окончанием инкубационного периода и прекращается с нарастанием клинических симптомов. Поэтому отсутствие вируса (HAAg) в испражнениях не исключает заболевания.
Серодиагностика:
1. Надежным методом служит определение анти-HAV IgM-антител в сыворотке. Они появляются уже в инкубационном периоде, что позволяет не только диагностировать гепатит А, но и выявлять малосимптомные случаи свежей инфекции.
2. Обнаружение анти-HAV класса IgG является индикатором перенесенной инфекции и устойчивости к повторному заражению.
3. Нарастание титра IgG анти-HAV говорит об острой инфекции, но в связи с поздним поступлением больных в стационар такую динамику уловить трудно.
ГЕПАТИТ В
Вирус гепатита В (HBV) принадлежит к семейству гепатотропных ДНК-содержащих вирусов (Hepadnaviridae), которое объединяет несколько сходных вирусов млекопитающих и птиц.
Вирус гепатита В —один из мельчайших оболочечных вирусов человека. Его вирион (частица Дейна) имеет сферическую форму диаметром 40—45 нм. Под электронным микроскопом в вирионах отчетливо видны сердцевина (кор) — нуклеокапсид вируса и наружная липопротеиновая оболочка — суперкапсид.
ВИРУСНЫЕ БЕЛКИ
HBsAg — (устаревш. «австралийский антиген») — поверхностный антиген («s» от англ. surface — поверхность). Обеспечивает избирательное прикрепление вируса к мембране гепа-тоцитов, возможно за счет связывания с полимеризованным сывороточным альбумином. Понятие «HBsAg» объединяет несколько оболочечных (суперкапсидных) полипептидов. Они являются продуктом S-гена и прилежащих к нему ДНК-фрагментов, которые экспрессируются в разных комбинациях. HBsAg содержит протективные В-эпитопы (т.е. эпитопы, воспринимаемые В-лимфоцитами) и индуцирует синтез антител, блокирующих прикрепление вируса к рецепторам гепатоцитов. Синтезируется в избытке (особенно при интегративной инфекции—см. ниже) и в значительных количествах секретируется в кровь, где определяется не только в составе вирионов, но и в виде свободных агрегатов (сферические частицы, филаменты), количество которых во много раз превосходит число полноценных вирионов, достигая 1012 в 1 мкл сыворотки.
По HBsAg-эпитопным особенностям диференцируют четыре основных HBV-cepoвара которые используются как эпидмаркеры. Поменьшей мере один из эпитопов («а») являете общим для всех штаммов вируса, что обеспечивает возможность универсальной диагностики основанной на выявлении HBsAg в сыворотке, также применение стандартной HBsAg-вакцин) для профилактики гепатита В.
HBcAg, или кор-антиген — главный белок HBV-нуклеокапсида, или сердцевины (англ core — сердцевина). Кодируется С-геном, которому прилежит небольшой, но функционально значимый фрагмент ДНК — пре-С. От того, с какого участка пре-С начинается транскрипция мРНК, зависит качество и судьба HBcAg. Один из его вариантов входит в состав вирионного нуклеокапсида, другой (гидрофобный) включается в клеточные мембраны и служит объектом для распознавания и атаки Т-лимфоцитами. В кровь не секретируется и в свободном состоянии не определяется.
HBeAg — важный для диагностики (и, по-видимому, для репликации вируса) продукт С-гена (англ. envelope — оболочка). Образуется в результате протеолиза (возможно, аутопротеолиза) кор-антигена, встроенного в клеточные мембраны. Отличается от последнего по В-эпитопам (т.е. к каждому из них образуются собственные антитела), но содержит общие с ним Т-эпитопы. Не входит в состав вириона, а выделяется в кровь, где его содержание коррелирует с активностью вирусной репликации.
HBxAg —на этапе репликации входит в состав HBV-нуклеокапсида (серцевины ). Определяется в сыворотке и печени при высоком уровне вирусной репликации. Выполняет функции трансактиватора вирусных и клеточных генов, способствуя развитию патологического процесса в печени. Определяется в мембране гепатоцитов почти у половины больных хроническим гепатитом, являясь объектом для цитотоксических Т-лимфоцитов. Полагают, что наряду с инсерционным мутагенезом (результат внедрения—инсерции вирусного генома в хромосомы клетки) HBxAg участвует в индукции злокачественного перерождения HBV-инфицированных гепатоцитов, активируя клеточные онкогены и блокируя антионкогенные (апоптозиндуцирующие)белки, в частности, р53.
HBVpol (полимераза) — полифункциональный фермент, входящий в состав HBV-cepдцевины. Продукт самого крупного, Р-гена, перекрывающего S и С локусы. Обладает активностью ДНК-пол имеразы, обратной транскриптазы, РНК-азы (см. ниже). Играет ключевую роль на всех этапах репликации вируса.
ГЕНОМ
Геном гепаднавирусов устроен своеобразно. Он состоит из двух ковалентно незамкнутых нитей ДНК, одна из которых (плюс-нить) недостроена, т.е. короче другой (минус-нити) на 20--30%. Ликвидация этого дефекта является обязательным этапом репликации вируса и обеспечивается вирионной ДНК-полимеразой после проникновения вируса в цитоплазму гепатоцитов.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 475 | Нарушение авторских прав
|