Апледжер требует от врачей следовать процессу «раскрутки», который инициирует тело при приложении компрессивных и других усилий.
Для достижения этого требуется высокое мастерство как пальпации, так и проприорецептивного восприятия, поскольку руки не просто должны следовать процессу раскрутки, но также регистрировать и пресекать любые ее тенденции пойти по одному и тому же кругу.
Поскольку этот метод часто используется для облегчения «запертых» сил, индуцированных травмой, «часто и одновременно достигается облегчение подавленных эмоциональных компонентов соматических повреждений».
Снимаются паника и истерия, связанные с травмой, высвобождается энергия адаптации.
Апледжер предупреждает: «Будьте бдительны. Не подавляйте своего пациента тягой в направлении движения его тела. Старайтесь следовать туда, куда вас ведет тело пациента. Пациент может, в конце концов, принять положение, в котором произошла травма».
Хоть соматическое-эмоциональное облегчение (как при методе Розен) описывает скорее лечение, чем пальпацию и диагностику, на самом деле, различие почти исчезает, если этими подходами пользоваться в точности так, как они описываются своими создателями.
Мастерство в пальпации является определяющим в умении и способности врача применять эти терапевтические методы.
Предостережения и вопросы
До сих пор ведутся вполне оправданные интенсивные споры по вопросу индукции терапевтами «эмоционального облегчения» при работе с телом.
Если наиболее подходящая реакция человека может «раскрыть, отпереть» жизненный беспорядок, спрятанный в скелетно-мышечной системе, нам следует задать вопрос – а благоразумно ли отпирать эмоции, удерживаемые напряжением и контрактурами?
Если у человека в данный момент нет способности ментально управлять болью, которую удерживают эти соматические области, то не будет ли лучше оставить все как есть до тех пор, пока психолог, психотерапевт или самосознание не приведут пациента к тому состоянию, когда он сможет реагировать, справляться и, в конечном счете, самостоятельно работать с проблемами и воспоминаниями?
В чем преимущество выпуска эмоций: плача, смеха, рвоты и любых других – как об этом говорят Лейти и прочие – если ни сам пациент, ни остеопат не могут управлять этим процессом далее?
Ответы?
Ответов на эти вопросы пока что нет. Вместе с тем, каждый пациент и каждый остеопат обязаны на эти вопросы ответить до того, как снимать (возможно, осторожно и, возможно, на время) защитную броню, создать и сохранять которую людей ранимых вынудила сама жизнь.
Как минимум, мы должны овладеть мастерством, которое позволяет с достаточным уровнем безопасности работать с «эмоциональным облегчением», которое может наступать как в случае намеренных усилий вызвать его, так и без них. Либо нужно организовать обращение пациента в такое место, в котором он сможет рассказать обо всем, что возникло при подобного рода лечении, специалистам соответствующей квалификации.
Литература
Alexander F M 1931 The use of the self. Methuen & Co, London
Barlow W 1959 Anxiety and muscle tension pain. British Journal of Clinical Practice 13(5)
Ford С 1989 Where healing waters meet. Station Hill Press, New York
Jacobson E 1930 American Journal of Physiology 91: 567
Latey P 1980 Muscular manifesto. Latey, London
Malmo R 1949 Psychosomatic Medicine 2: 9
Mayland E 1980 Rosen method. Mayland, Palo Alto, California
Sainsbury P 1954 Journal of Neurology, Neurosurgery and Psychiatry 17: 3