АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПРИМЕЧАНИЯ. 1 История возникновения понятия «Ренессанс» почти исчерпывающе изучена немецкими учеными

Прочитайте:
  1. Примечания
  2. Примечания
  3. Примечания
  4. Примечания
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. ПРИМЕЧАНИЯ
  7. ПРИМЕЧАНИЯ
  8. ПРИМЕЧАНИЯ
  9. Примечания

1 История возникновения понятия «Ренессанс» почти исчерпывающе изучена немецкими учеными. Хотя намерением этой статьи является более широкая постановка вопроса, чем это имеет место обычно, нелишне будет назвать некоторые сочинения, посвященные указанной теме, что нам будет полезно впоследствии.

Goetz W. Mittelalter und Renaissance // Historische Zeitschrift. 1907. 98. - Brandi K. Das Werden der Renaissance: Rede. Göttingen, 1908. - Burdach K. Sinn und Ursprung der Worte Renaissance und Reformation // Sitzungsberichte der K. Preuß. Akademie der Wissenschaften. 1910. S. 594; Он же, Über den Ursprung des Humanismus // Deutsche Rundschau. 1914. Bd. 158. - Troeltsch Е. Renaissance und Reformation // Historische Zeitschrift. 1913. 110. - Weisbach W. Renaissance als Stielbegriff // Historische Zeitschrift. 1919. 120. - Bonnski K. Die Weltwiedergeburtsidee in den neueren Zeiten, I. Der Streit um die Renaissance und die Entstehungsgeschichte der historischen Beziehungsbegriffe Renaissance und Mittelalter // Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-philologische und historische Klasse. 1919.

2 Livre I, ch. 9.

3 Les vies des hommes illustres. Paris, 1578. F. a iiii.

4 Adagia // Ed. Chesneau. Paris, 1571. Об употреблении терминов «bonae literae» и «renascentia» самим Эразмом см. мой Erasmus, 2de druk, Haarlem, 1925, passim. — Verzamelde Werken, VI.

5 Valla L. Elegantiae linguae latinae // Opera. Basileae, 1543.

6 Подобно тому как литераторы XV в. термин «humanista» производили от «humanitas» классической латыни в значении «культура», немецкая историческая наука XIX столетия от «humanisten» произвела понятие «humanisme», обозначив им соответствующее духовное течение.

7 Machiavelli. Opera. Milano, 1805. T. 10. P. 294.

8 Vasari. Le Vite de' piu eccellenti pittori, scultori е architettori / Ed. Karl Frey. 1911. I: посвящение герцогу Козимо (1550. P. 5).

9 Proemio délie Vite. Ibid. P. 216.

10 Proemio délie Vite. P. 175-217; Vita di Cimabue. P. 402.

11 Proemio délie Vite. P. 168-169.

12 Decamerone, VI, 5; Seidlitz. L. d. V. I, 381; Alien. I. P. 108; Heydrich A. Dürers Schriftlicher Nachlaß. S. 223, 250.

13 Bayle P. Dictionnaire historique et critique. 5e éd. Amsterdam, 1740. T. 4. P. 315.

14 Согласно Borinski. Loc. cit. P. 90.

15 Chap. 81, p. 349 (Œuvres complètes. Paris, 1819. T. 14).

16 Loc. cit. P. 355.

17 T. 15. P. 99.

18 T. 1. P. 187 (Œuvres, 1819. T. 17).

19 Italienische Reise, III, 22 Juli 1787. Weimarer Ausg. Bd. 32. S. 36.

20 Ibid. Lesarten. S. 207.

21 Tagebücher. 1786. I. 19 Okt. S. 305.

22 Italienische Reise, III, S. 67-68.

23 Loc. cit. S. 46.

24 Introduction. P. 14- 15.

25 In: Goetz W. Loc. cit. S. 40.

26 Уже после выхода в свет второго издания внесение исправлений и доработку своего сочинения Буркхардт передал Л. Гайгеру и не хотел ни выслушивать чьи-либо советы, ни заглядывать в корректуру, хотя его и радовал успех книги. Между тем пространные объяснения и многочисленные поправки привели к такому увеличению объема и настолько изменили ее первоначальный харак­тер, что в конце концов произведение Буркхардта стало поистине неузнавае­мым. Тогда книга вновь была издана в своем первоначальном виде и тем са­мым получила тот отпечаток классичности, который она заслуживает.

27 I. S. 85.

28 I. S. 142.

29 Р. 51.

30 Р. VII.

31 La renaissance italienne et la philosophie de l'histoire // Revue de Deux Mondes. 1885. T. 72. P. 342; затем также в сборнике Etudes méridionales (1887).

32 P. 142, p. 16 ss., 69.

33 Loc. cit. 2. Ausg. 1904. S. 62.

34 Byzantinische Kultur und Renaissancekultur // Historische Zeitschrift. 1904. 91. S. 215.

35 Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt. 1906; Historische Zeitschrift. Bd. 97, позднее опубликовано в: Historische Bibliothek. 1911. Bd. 24.

36 Со слов Трёльча, высказанных им в разговоре со мною, имевшем место скорее всего в апреле 1919 г.

37 С этим, между прочим, согласился также и Трёльч, см. Bedeutung... S. 7; Renaissance und Reformation // Historische Zeitschrift. 110. S. 534.

38 Weltgeschichtliche Betrachtungen. S. 158.

39 Inferno, X; Paradiso, X.

40 Waiser Е, Christentum und Antike in der Auffassung der italienischen Frührenaissance // Archiv für Kulturgeschichte. 1914. IX. S. 273.

41 Пс. 102, l, 4, 5; 103, 30; 50, 12; Иез. 11, 19; 36, 26; Ис. 43, 19.

42 Ин. 3, 3; Мф. 19, 28; Откр. 21, 1; Рим. 6, 4; Еф.4, 23; Кол. 3, 10; 1 Пет. l, 23; 2 Кор. 4, 16; Рим. 12, 2 и пр.

43 Purgatorio, XVI, vs. 106.

44 Wernle P. Die Renaissance des Christentums im 16. Jahrhundert. 1914. S. 1, 38.

45 Opera (le Clerc). III. 167; Allen. II. № 566. P. 527.

46 Мне приходят на ум, среди прочего, исследования Альфонса Допша, посвя­щенные экономическому развитию каролингской эпохи, и Пиренна — о ран­них формах капитализма.

47 Некоторые из таких направлений были обозначены в упомянутых выше работах Трёльча.

разрыв с христианской традицией. Тот же разрыв выразился во введении в 1793 г так называемого республиканского календаря. В соответствии с ним год начинаю­щийся 22 сентября (21 сентября 1792 г. была упразднена королевская власть и сле­дующий день был объявлен первым днем первого года Республики), делился на 12 месяцев по 30 дней и 5 (или 6) дополнительных дней; месяцы, получившие новые на­звания, например, термидор — «дар тепла», подразделялись на три декады, дни име­новались по порядковому номеру, например, септиди (т. е. седьмой день), десятый -декади - объявлялся выходным, празднование воскресенья воспрещалось; кроме то­го, каждый день был посвящен какому-либо растению или предмету, например сеп­тиди - лишайнику. Адриен Антуан Бернар де Сент (Бернар - часть фамилии) был членом Конвента во время Революции, сторонником Робеспьера, приверженцем крайне левых и после падения последнего, но при Наполеоне отошел от политиче­ской деятельности, вернул себе прежнее имя и стал судьей; после восстановления монархии изгнан из страны как голосовавший за казнь Людовика XVI.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 508 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)