АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КОММЕНТАРИИ. ЗАДАЧИ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Прочитайте:
  1. I. Решите задачи.
  2. I. ХАРАКТЕР И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ КАК ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  3. I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
  4. II. Задачи (кейсы для подготовки – Aslakhanova, Janowiec, von Hannover, Al-Skeini, Finogenov – см. ниже)
  5. II. Задачи по частной патологической анатомии
  6. II. Задачи по частной патологической анатомии
  7. II. Понятие развития имеет ограниченное применение для науки истории и часто служит причиной помех и препятствий
  8. IV. Главной задачей историй культуры является морфологическое понимание и описание культур в ходе их особенной, действительной жизни
  9. V. Выполнить ситуационные задачи.
  10. VI. Дальнейшие задачи и направления работы

1* Подразумевается период от XII до XVI в. Вызвавший многочисленные споры трактат Абеляра Да и нет (см. Homo ludens, c. 152 и примеч. 27* к гл. IX) создан в форме те­зисов. Мартин Лютер 31 октября 1517 г. прибил к двери церкви Виттенбергского университета лист, в котором содержались 95 тезисов, направленных против индуль­генций, т. е. против практики отпущения грехов и выдачи письменных свидетельств о таком отпущении.

2* Палестра (греч. παλαίστρα от παλαίω — «борюсь») — в Древней Греции гимнастиче­ская школа для мальчиков; в процессе обучения происходили публичные состязания учеников.

3* Инициация — см. Homo ludens, примеч. И* к гл. I.

4* В средневековых университетах образование строилось по двухступенчатому прин­ципу. Низшим являлся факультет свободных искусств (artes liberales: грамматика, ри­торика, диалектика, т. е. логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка — как теория гармонии, а не исполнительское искусство), дававший подготовительное об­разование. Окончивший этот факультет мог продолжать учебу на одном из высших факультетов (их было три — теологии, права и медицины). Завершивший образова­ние на факультете свободных искусств имел право домогаться ученой степени бака­лавра. Для этого следовало изложить в форме тезисов некое рассуждение (лат. dissertatio) и отстаивать положения своей «диссертации» в диспуте с учеными со­братьями, каковые в случае успешной защиты присваивали ему искомую степень. Бакалавр мог продолжить образование на одном из высших факультетов (одновременно преподавая на факультете свободных искусств), а затем проделать ту же процедуру и получить более высокую ученую степень — доктора. Многие исто­рики утверждают, что подобная система двухступенчатой или, точнее, трехступенча­той подготовки характерна для средневекового образования вообще: университет­ского (студент — бакалавр — доктор), рыцарского (паж — оруженосец — рыцарь) или профессионального (ученик — подмастерье — мастер).

5* В эпоху Просвещения, которую Хёйзинга именует временами Рационализма, тради­ционное университетское образование стало подвергаться критике за удаленность от реальных запросов общества. В английских и французских университетах начали возникать естественно-научные факультеты. В Нидерландах (они же — Республика Соединенных провинций; см. примеч. 26* к настоящей статье) традиционное образо­вание продолжалось до французской оккупации в 1795 г. (см. там же). Французы ввели более современную систему, и после учреждения Нидерландского королевства (см. там же) правительство в 1815 г. издало так называемый Органический (т. е. вы­текающий из конституции) закон о реформе высшего образования; факультет сво­бодных искусств (см. предыдущее примечание) был разделен на два — естественно­научный и гуманитарный. Жесткость этого закона заключалась в том, что в универ­ситетах, включая университеты южной части королевства (будущей Бельгии), было полностью исключено преподавание на французском языке, являвшегося родным для немалой части населения новообразованного государства; обучение, как в Средние века, должно было вестись на латыни.

6* Мф. 13, 3, 5-6, 20-21.

7* В 1215 г. английские бароны (так именовались не только носители соответствующего титула, но и вся высшая титулованная знать), недовольные королем Иоанном I Без­земельным, подняли восстание, поддержанное простыми рыцарями, многими горо­жанами и йоменами (свободными крестьянами). Требования восставших, направлен­ные на снижение финансового гнета и ограничение произвола королевской власти, были предъявлены королю, и тот, лишенный поддержки всех активных слоев населе­ния, подписал 15 июня 1215 г. эти требования, сформулированные в особом докумен-

те, получившем название Великая хартия (вольностей). Одни ученые, в первую оче­редь английские специалисты по конституционному праву, утверждали, что Великая хартия есть первое в истории воплощение принципа общественного договора, в со­ответствии с которым власть правителя ограничивается не обычаем либо религиоз­ными заповедями, но решением общества. Другие же исследователи считают, что Ве­ликая хартия вольностей является чисто феодальным документом, выражающим лишь стремление баронов получить большую долю власти в королевстве. По мнению большинства историков, либеральные идеи стали вычитываться из Великой хартии или, скорее, «вчитываться» в нее в XVII в., в период борьбы между королем и пар­ламентом. 8* См. Ив. 14, 2.

9* Кафоличность (от греч. καθολικός — «всеобщий») — всеобщность, всеохватность. Сло­во это заимствовано из церковной лексики: кафолическая (в западном произноше­нии греческого языка — католическая), т. е. вселенская, Церковь.

10* Церковная десятина — десятая часть доходов, взимавшаяся Церковью и предназна­ченная для содержания клира и богоугодных дел. Известна с V в., в VIII в. становит­ся обязательной, отменена в странах, принявших Реформацию, в XVI в., в католиче­ских государствах — в XVIII —XIX вв.

11* «Искорка» (лат. scintilla, нем. Fünklein) — введенное Мастером Экхартом и развитое позднесредневековыми, в первую очередь немецкими, мистиками понятие: основа всякой души, присутствующая в душе каждого человека частица Божества, обуслов­ливающая стремление этой души к Богу и слияние с Ним. Сторонники devotio modema (см. Осень Средневековья, т. I настоящего издания, примеч. 14* к гл. XII) практиковали молитвенные собрания, во время которых каждый участник в медита­ции пытался открыть себе эту «искорку», «поймать» ее. Ср. там же, с. 226.

12* Для Ницше история возможна лишь как внутреннее, личное переживание прошлого, и для такого переживания скрупулезное изучение исторической конкретики есть лишь помеха на пути к подлинному пониманию духа истории. Говоря о тщательности в исследовании фактов, Хёйзинга обращается к одному из основных принципов про­тестантской этики. Реформация отвергла уход из мира (монашество, отшельничество) как способ спасения, протестантские мыслители настаивали на том, что путь к иско­мому спасению — истовое исполнение мирских обязанностей, в первую очередь профессиональных. Со времен Лютерова перевода Библии немецкое слово «Beruf» означает одновременно и «призвание» (в том числе в религиозном смысле, например, призвание апостола Павла), и «профессия».

13* Архат — в индуизме отшельник, ушедший из мира и предающийся аскетическим подвигам, дабы слиться с Мировым Духом; в буддизме — человек, достигший высше­го совершенства и готовящийся перейти в нирвану (см. Осень Средневековья, т. I настоящего издания, примеч. 4* к гл. XVI).

14* По мнению многих историков и философов (с этим мнением Хёйзинга полемизиру­ет), знаменитый немецкий историк XIX в. Леопольд фон Ранке в приведенной фор­муле настаивает на том, что единственная задача историка — изыскание и исследо­вание фактов, в основном, если не исключительно, событийного ряда, а не построе­ние историографических конструкций, не попытки воссоздать «дух эпохи»; потому, по мнению критиков, Ранке сосредоточивался на политической истории и пренебре­гал историей культуры.

15* Кухонная двузубая вилка, служившая для того, чтобы двигать мясо на сковороде, на­кладывать его на блюдо, известна со времен античности. Первое упоминание о сто­ловой вилке (до XIX в. двузубой) приходится на 1082 г., когда такая вилка была при­везена в Венецию из Византии; до XVI в. вилка считалась исключительно женским инструментом, предназначенным для того, чтобы брать сочные фрукты. В начале XVI в. в той же Венеции вилка впервые употребляется в качестве столового прибора, и с этого времени начинается весьма медленное распространение ее по Европе. Упот­ребление вилки неким англичанином в начале XVII в. (он привез ее из Италии) рас­сматривалось как чудачество, общеупотребительной вилка становится в Англии лишь около 1750 г. Первое упоминание о вилке при сервировке стола при венском дворе относится к 1651 г. Людовик XIV запрещал своим внукам пользоваться вилкой, счи­тая это признаком изнеженности. Тем не менее во второй половине XVIII в. применение вилки становится повсеместным.

16* Исчезновение дуэли в Англии датируется XIX в.; дольше всего она держалась в ар­мейской среде, в основном в Британской Индии. Указанное исчезновение связано в первую очередь с происходившими во времена царствования королевы Виктории (1837— 1901), в так называемую «викторианскую эпоху», переменами в понятиях о приличествующем поведении. В викторианской системе ценностей истинный джент­льмен не должен был проявлять сильных чувств, обязан быть предельно сдержан-

ным; все это резко контрастировало с образом англичанина прежних времен — пыл­кого, эмоционального, драчливого. С середины XIX в., однако, подобное поведение стало указывать на принадлежность к низшим слоям общества.

17* «Greift nur hinein ins volle Menschenleben!» — Goethe, Faust, Vorspiel auf dem Theater [«Да лезьте ж вглубь, в людскую жизнь сполна!» — Гёте, Фауст, Пролог в театре]. — Примеч. пер.

18* Огюст Конт, французский философ XIX в., один из основателей позитивизма и нау­ки социологии (термин введен самим Контом), настаивал на том, что между всеми видами знания существует глубокая внутренняя связь, что все науки должны пользо­ваться единым методом, всеобщей моделью которого является метод естественных наук. Конт предложил принцип классификации наук по убыванию простоты и все­общности: наивысшими, самыми простыми и всеохватными являются науки механи­ко-математического цикла (высшая среди них — математика, низшая — астрономия), за ними идут науки о неорганических телах (физика, химия и т. п.), затем — науки об органических телах (физиология, психология и так называемая «социальная физи­ка», или социология). История вообще и история культуры в частности есть раздел социальной физики, и изучать ее можно и должно тем же путем, что и физику как таковую.

19* Эти слова произнес генерал ордена иезуитов Лоренцо Риччи (по другой версии — папа Климент XIII) в ответ на предложение внести изменения в устав ордена.

20* О теории Лампрехта см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 2* к гл. XVI. Лампрехт полагал, что путем эмпирического исследования коллективной психологии возможно выявить законы истории.

20а* См. Homo Judens, примеч. 5* к главе I.

21* По мнению представителей французского Просвещения, чьи имена здесь названы (а также ряда других), история есть путь человечества от дикости к цивилизации, от незнания к знанию, к расцвету наук и искусств, ко всеобщему улучшению нравов. От Гердера же (Идеи к философии истории человечества, 1784 — 1791, книга осталась недописанной) до Гегеля идея развития человечества постепенно теряет ценностное наполнение, явно присутствовавшее у просветителей, и исторический процесс пони­мается как некое самодвижение, выявление в истории Мирового Закона.

22* Латеранская капелла — капелла в Латеранском дворце (дворец в Риме, ныне входя­щий в состав государства Ватикан; построен во II в. н. э., принадлежал роду Плавтов Латеранов, с IV в. — владение римских епископов, неоднократно перестраивался), построенная в XVI в. в том числе для исполнения духовной музыки; отличается заме­чательной акустикой.

23* Попытку включить историю человечества в общий процесс развития жизни на Земле или даже развития самой планеты Земля указанные авторы предприняли никак не первыми. Названная выше (см. примеч. 20* к настоящей статье) книга И. Г. Гердера также открывается описанием космогонии, растительного и животного мира Земли и т.п. Для Гердера это — восхождение от низшего к высшему, от бездуховной материи к высотам духа; для естественнонаучно ориентированных авторов первой половины XX в. подобное описание воплощает контовский ход мысли: законы природы и зако­ны истории суть разновидности одного общего закона эволюции.

24* Цитируется вступление к Истории Геродота: «Изыскания сии Геродот Галикарнасец представляет для того, чтобы от времени не изгладились деяния людей, а также чтоб не были бесследно забыты огромные и достойные удивления сооружения, исполнен­ные частью эллинами, частью варварами, а главным образом для того, чтобы не была забыта причина, по которой возникла меж ними война» (I, I).

25* Правитель Республики Соединенных провинций (о возникновении этого государства в Северных Нидерландах, его устройстве и истории см. примеч. 26* и 29* к настоящей ста­тье), верховный главнокомандующий ее войсками принц Вильгельм (Виллем) II Оранский в 1650 г. предпринял попытку государственного переворота и установления в стране мо­нархии во главе с Оранской династией. Попытка эта не удалась, но Вильгельму удалось сохранить пост и командование. Он уехал из Амстердама в свое поместье Дирен на севе­ре страны и намеревался собрать там сторонников, дабы повторить попытку, но неожи­данно умер. Смерть его привела к переменам в системе управления Республикой. О даль­нейших событиях см. примеч. 29* к настоящей статье.

26* В ходе Нидерландской революции 1565— 1610 гг. на территории Северных Нидерлан­дов (Нидерланды с XVI в. принадлежали Испании) в 1581 г. была провозглашена Рес­публика Соединенных провинций (по самой крупной из них страна и тогда, и ныне нередко называется Голландией). Республика представляла собой не слишком проч­ный союз провинций, фактически — конфедерацию; общими ее органами были из­бираемые сословиями Генеральные штаты и назначаемый Штатами Государственный

совет. Каждая провинция имела собственные провинциальные штаты и избираемого ими пожизненного правителя — стадхаудера. Большинство провинций избирали на этот пост одного и того же человека — представителя рода принцев Оранских; этот же общий стадхаудэр являлся главнокомандующим военными и морскими силами Республики, т. е. образовалось нечто вроде наследственного президентства. Борьба между стадхаудерами, опиравшимися на дворянство и немалую часть горожан, и со­стоявшими в основном из богатого купечества Генеральными штатами и Государст­венным советом проходит через всю историю Республики Соединенных провинций до французской революции (см. примеч. 29* к настоящей статье). В 1795 г. страна была оккупирована французами, учредившими там Батавскую республику, преобра­зованную в 1806 г. в Голландское королевство во главе с братом Наполеона Людови­ком (Луи) Бонапартом, в 1810 г. — присоединена к Франции. В 1815 г. было создано Нидерландское королевство во главе с королем из Оранского дома, образованное из бывшей Республики Соединенных провинций и нынешней Бельгии. В 1830 г. Бельгия отделилась от Нидерландов, образовав отдельное государство. Ср. Об исторических жизненных идеалах, примеч. 38*.

27* В результате нормандского завоевания Англии в 1066 г. и воцарения там первого го­сударя из нормандской династии Вильгельма I Завоевателя сложился политический строй, несколько отличавшийся в сторону большей централизации от того, что суще­ствовал на континенте. Власть монарха была больше, отсутствовала привычная в Ев­ропе феодальная иерархия, аристократия представляла собой не союз территориаль­ных князей, как на континенте, а корпорацию баронов. Царствовавший после смер­ти Завоевателя в 1087 г. его сын Вильгельм II Рыжий восстановил против себя ари­стократию, не желая допускать ее к власти, Церковь, в дела которой он вмешивался, и непривилегированное население, на которое были наложены тяжкие платежи и ко­торое страдало от королевских законов об охоте. В 1100 г. Вильгельм Рыжий был убит на охоте при невыясненных обстоятельствах, и власть взял его брат Генрих I Боклерк, который правил умеренно и разумно. После его кончины в 1135 г. началась смута: так как у него не было потомков мужского пола, на престол претендовали дочь Генриха I Матильда и его племянник граф Блуаский Стефан. Ему удалось утвер­диться на престоле в том же 1135 г., но за поддержку он раздал баронам широкие права: суда, сбора налогов, чеканки монеты, строительства замков. Матильда в 1141 г. была провозглашена ее сторонниками королевой, началась гражданская война, за­кончившаяся тем, что бездетный Стефан в 1153 г. признал своим наследником сына Матильды, графа Анжуйского Генриха. Взошедший на трон в 1154 г. король Генрих II все свое царствование посвятил централизации ослабевшей монархии, уменьшению привилегий знати и особенно Церкви, введению единого королевского суда. Это вы­зывало резкое сопротивление, даже сыновья короля восставали против него. В цар­ствование сына Генриха II, Ричарда I Львиное Сердце, последний вообще почти не занимался Англией, воюя либо в Святой Земле, либо в английских владениях во Франции. Его брат и наследник Иоанн I Безземельный, вступив в конфликт практи­чески со всей страной, вынужден был даровать подданным, в первую очередь баро­нам, Великую Хартию вольностей (см. примеч. 7* к настоящей статье). Король пы­тался, но безуспешно, вернуть себе прежние полномочия. После его смерти в 1216 г. при малолетстве его сына Генриха III власть оказалась в руках баронов. Попытки Генриха III возвратить ее вызвали неудовольствие не только лордов, но и рыцарей и горожан, что привело в конечном счете к гражданской войне 1263— 1267 гг. В ходе этой войны в 1265 г. противники короны добились созыва первого в истории Англии парламента. Восставшие в 1267 г. потерпели поражение, но парламент был сохранен. Сын Генриха III Эдуард I, покоритель Шотландии и Уэльса, наоборот, всячески опи­рался на парламент в своей централизаторской политике, противопоставляя лордам горожан и рыцарей, заседавших в палате общин. Его сын Эдуард II желал продол­жить политику отца, но, будучи человеком слабым, подверженным влиянию фавори­тов (король был гомосексуалистом), вызывал всеобщую неприязнь и был свергнут баронами во главе с Роджером Мортимером и королевой Изабеллой, дочерью короля Франции Филиппа IV Красивого, по понятным причинам ненавидевшей мужа. В 1327 г. вскоре после свержения Эдуард II был убит. Его сын Эдуард III сначала цар­ствовал при регентстве королевы-матери и ее любовника Мортимера, но в 1330 г. взял власть в свои руки, казнил Мортимера и заточил мать в один из замков. Будучи внуком французского короля, он предъявил претензии на французский престол. Это вызвало Столетнюю войну (1337—1453), на первом этапе которой Англия добилась значительных успехов. Король как победоносный военачальник приобрел огромную популярность в стране, подчинил себе аристократию, в том числе и потому, что соз­дал независимое от нее профессиональное войско. В конце жизни он заболел и фак­тически выпустил власть из рук. Конец XIV в. ознаменовался военными поражения­ми Англии, социальными потрясениями и династическими распрями. Следует отме­тить, что указанная закономерность успехов и поражений королевской власти про-

должалась и далее и лишь после так называемой Славной революции 1688 г. в Англии установилась конституционная монархическая система, при которой личные качествa обладателя короны слабо влияли на положение страны.

28* После гибели шведского короля Густава II Адольфа в 36-летнем возрасте (подробнее см. Об исторических жизненных идеалах, примеч. 3*) трон перешел к его шестилет­ней дочери Кристине Августе. И при регентстве во время ее малолетства, и при ее самостоятельном правлении с 1644 г. в Швеции имел место тяжелый социальный и внешнеполитический кризис. В 1645 г. королева отреклась от престола в пользу сво­его двоюродного брата немецкого принца Карла Густава (Карл X Шведский). Он резко взялся за укрепление государства, вел успешные войны и подавил дворянскую оппозицию. Карл X умер в 1660 г. в 38-летнем возрасте, и его сын Карл XI стал ко­ролем четырех лет от роду. Дворянские смуты и военные неудачи продолжались до объявления монарха совершеннолетним в 1672 г., после чего он добился определен­ных успехов во внутренней и внешней политике.

29* В Республике Соединенных провинций борьба шла не между монархом и аристокра­тией, а между стадхаудерами, поддерживающими их городскими низами (дворянство, в Нидерландах довольно слабое, также было на стороне стадхаудеров) — так назы­ваемой партией оранжистов (от Оранского дома), с одной стороны, и богатым бюр­герством, в основном из провинции Голландия, — с другой. После неудачной попыт­ки государственного переворота, предпринятой стадхаудером Вильгельмом II и его внезапной смерти в 24-летнем возрасте (см. примеч. 25* к настоящей статье) в 1650 г. Генеральные штаты постановили не избирать более стадхаудеров; страной правили Штаты и Государственный совет, а фактическим руководителем стал великий пенсионарий (нечто вроде премьер-министра) провинции Голландия Ян де Витт. В 1672 г. во время поднятого оранжистами восстания де Витт был растерзан толпой, и стад­хаудером (пост был восстановлен) стал сын Вильгельма II, 22-летний Вильгельм III. В 1688 г. он был приглашен на английский престол и был одновременно монархом и стадхаудером до своей смерти в 1702 г. Вильгельм III не оставил потомства, и в Анг­лии трон перешел к сестре жены Вильгельма, королеве Анне, в Нидерландах же стадхаудерство снова было упразднено. Правда, Штаты провинций Фрисландия и Гронинген избрали своим стадхаудером двоюродного племянника Вильгель­ма III, Иоанна Вильгельма (Яна Виллема) Фризо, но все попытки добиться признания его Генеральными штатами и утверждения верховным главнокомандующим (это обеспечивало стадхаудеру реальную власть) успеха не имели. Только в 1747 г. сын Яна Виллема Вильгельм (Виллем) IV был провозглашен стадхаудером. В 1748 г. он до­бился официального признания наследственного стадхаудерства (до того это был лишь обычай, притом оспаривавшийся) по прямой и косвенной, по мужской и жен­ской линиям, но в том же году умер 40 лет от роду. Его сын Вильгельм V стал стад­хаудером в трехлетнем возрасте, за него правила сначала его мать, английская прин­цесса Анна (до 1759 г.), а затем родственник, принц Эрнст Людвиг Брауншвайг-Вольфенбюттельский. Вильгельм V был человеком слабым, трусливым, мелочным и мстительным. Впрочем, будь он даже образцом всех добродетелей, ему вряд ли уда­лось бы удержаться на своем посту, ибо в 1795 г. французские войска заняли Рес­публику Соединенных провинций, и Вильгельм V бежал в Англию, где умер в изгна­нии. После падения Наполеона Вильгельм VI, сын Вильгельма V, был провозглашен в 1815 г. королем Нидерландов (см. также примеч. 26* к настоящей статье).

30* По мнению Шпенглера, никаких причинно-следственных связей в исторических про­цессах не существует. Каждая культура подобна организму, который переживает рождение, рост, расцвет, увядание и смерть; особые, неповторимые черты каждой культуры заложены в ней с момента рождения, как в семени заложено все будущее растение. Никакое влияние одной культуры на другую невозможно. Никакое собы­тие (в широком смысле, например, возникновение художественного стиля или госу­дарственного института) не влияет на историю той или иной культуры, но, наоборот, является всего лишь внешним проявлением изначальной формы этой культуры.

31* Согласно учениям Аристотеля и развивавших его идеи средневековых схоластов, су­ществование и развитие всех природных феноменов обусловлено четырьмя причи­нами: материальной (causa materialis), формальной (causa formalis), движущей (causa efficiens) и целевой, или конечной (causa finalis). Например, материальной причиной растения является его семя, формальной — форма, т.е. то, что отличает, скажем, яб­лоню от дуба или ячмень от пшеницы, движущей — почва, солнце, осадки и т. п., конечной — цель существования этого растения (употребление в пищу людьми или животным, тень от листвы и т.п.).

32* См. примеч. 6* к настоящей статье.

33* Агора — рыночная площадь в Древних Афинах, место схода народного собрания. См. также Homo ludens, примеч. 3* к гл. III.

34* Имеется в виду переход от расцветавшего в XI —XIII вв. рыцарского героического эпоса (chansons de geste — фр. букв. «песни о деяниях», жанр стихотворных поэм на старофранцузском языке), основой которого были сказания о Карле Великом и его соратниках, сказания, черпавшие сюжеты из истории Франции (matière de France — фр. букв. «французская суть»), к распространенному в XII —XVI вв. рыцарскому ро­ману, где большинство сюжетов было взято из преданий, возникших в среде кельтов-бретонцев (matière de Bretagne — фр. букв. «бретонская суть») и группировавшихся вокруг имени легендарного короля Артура. Отличие жанра эпоса от жанра романа (хотя они некоторое время сосуществовали) в том, что эпическое произведение для массового сознания является адекватным отображением исторических событий, рас­сказом о реальных происшествиях, тогда как роман воспринимается читателем как нечто измышленное; таким образом, литературный вымысел занимает законное ме­сто в культуре.

35* Тривикрама (санскр. «триждышагнувший») — согласно Ригведе (I, 154), эпитет одного из высших индийских богов Вишну, измерившего мир тремя шагами.

36* Панч (в Англии персонаж кукольного театра, соответствующий русскому Петрушке, а также слово, значащее «смесь») — английский юмористический журнал, издающийся с 1841 г.

37* Клио — муза истории, в античные времена считавшейся разновидностью изящной словесности; изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.

38* В XIX в. огромный общественный резонанс вызвали История Франции (1 — 17 т., 1833— 1867) Жюля Мишле, панегирик французской нации, написанный с леворадикальных позиций, и История Англии от восшествия на престол Иакова II Томаса Маколея, гимн либерализму и конституционализму. Оба произведения являются бле­стящими образцами литературного стиля.

39* Ср.: Ис. 35, 7 — 8. — Примеч. пер.

40* Французский историк, публицист, общественный деятель, один из основателей поли­тологии Алексис Шарль Анри Клерелъ де Токвиль придерживался конституционно-монархических взглядов, был сторонником широчайших личных и гражданских сво­бод, но противником равенства, в том числе политического, приверженцем ограни­чения избирательных прав имущественным и образовательным цензом. Демократия, по Токвилю, есть воплощение страсти к наживе, равенство приводит к тирании большинства, откуда недалеко до тирании одного человека. Неизбежное, по его мне­нию, наступление всеобщей демократизации, должно снизить общий культурный и умственный уровень. Но Токвиль смотрел в будущее со сдержанным оптимизмом, считая, что недостатки всеобщего избирательного права можно нейтрализовать при помощи свободы слова, суда присяжных и децентрализации управления. Свои взгля­ды Токвиль выразил в трудах О демократии в Америке (1825- 1840) и Старый поря­док и революция (1856).

41* Cent nouvelles nouvelles (фр. «Сто новых новелл») — анонимный сборник, созданный в Женаппе (Брабант) при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго между 1456 и 1461 гг. Это сочинение по числу новелл, по композиции (каждая история представ­ляет собой как бы рассказ конкретного лица) и по духу близко к Декамерону,но вместе с тем является вполне самостоятельным памятником французской культуры. Написанная живым и сочным языком, зачастую весьма фривольным, эта книга была популярна во всех слоях населения и в 1485 г. вышла из-под печатного станка. О Виндесхеймской конгрегации и «новом благочестии» см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 14* к гл. XII. Пиетизм — см. там же, примеч. 1* к гл. XIII; Братство Общей жизни — там же, примеч. 2* к гл. III.

42* Жан Жак Руссо родился в семье часовщика в республиканской, буржуазной Жене­ве, и его самосознание свободного гражданина свободного города подвергалось тяж­ким испытаниям после переезда в 1741 г. в аристократическую Францию. Несмотря на близость ко многим видным просветителям, на моду на него в знаменитых ари­стократических салонах, Руссо чувствовал себя внутренне отчужденным от них, ощущал свою социальную ущербность. Именно это подчеркивал прославившийся как автор метких афоризмов-определений французский литературовед Эмиль Фаге.

43* Жюль Лафорг — известный французский поэт-импрессионист, один из зачинателей верлибра; основной мотив его творчества — страдания и смерть.

44* Немецкий философ, психолог и социолог культуры Эрих Ротхакер симптомами упад­ка исторического знания в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. считал отказ от цело­стности в рассмотрении культуры народов (для Ротхакера субъект исторического процесса всегда не индивид, а общность людей), от проникновения в суть истории, возможного в акте творческой интуиции. Искомую возможность проникновения в историю народа, возможность слияния с ней и с ним Ротхакер обнаружил — позд­нее написания цитируемых строк — в национал-социализме.

45* Пафос поздних работ известного немецкого философа, теолога и историка религии Эрнста Трёльча состоял в доказательстве необходимости сохранить все наработанное европейской цивилизацией за последние века: христианскую мораль, политический либерализм, интеллектуальный рационализм — как плотину от наступающего вар­варства. Это было весьма близко Хёйзинге: ср. его Homo ludens и В тени завтрашнегo дня (1935).

46* Томас Карлайл (Карлейль), английский историк, философ и публицист, наиболее из­вестный своей книгой Герои, культ героев и героическое в истории (1840), настаивал на том, что герои суть носители Божественного начала и лишь они двигают историю. При этом героическое в человеке зависит лишь от воли Провидения, но не от соци­ального, имущественного или этнического происхождения или положения этого че­ловека. Современная (XIX в.) история бедна и убога, ибо в ней нет героев, и все за­топляет толпа, пассивное начало истории.

47* Российский историк-античник, с 1918 г. эмигрант, Михаил Иванович Ростовцев вы­двинул оригинальную концепцию истории античного мира. Создатель античной ци­вилизации — средние классы, «буржуазия» в терминологии Ростовцева. Эта антич­ная буржуазия является сторонницей полисных свобод, но со страхом относится к неимущим слоям общества, «пролетариату», и потому соглашается на ограничение демократии в пользу разумного правителя, который будет эту буржуазию поддержи­вать. Но союз этот, реализовавшийся в эпоху Августа, оказывается недолговечен, императоры, не желая делить власть с буржуазией, уничтожают ее, опираясь на про­летариат, и это приводит к установлению деспотии и общему кризису экономики и культуры. Современные исследователи, отдавая должное интеллектуальной смелости Ростовцева, усматривают в его концепции модернизаторские, анахронистические черты, обусловленные слишком близким знакомством историка с современностью — с Октябрьской революцией.

48* Немецкий специалист по истории средневекового феодального права, автор восьми­томного труда История германского государственного строя (1844— 1878) Георг Вайтц довел позитивистский метод исследования (поэтому Хёйзинга и называет его в одном ряду с Ранке) до предела, чтобы не сказать до абсурда. В упомянутом его труде соб­ран богатейший материал, но практически отсутствуют какие-либо выводы и тем бо­лее обобщения.

49* 3наменитый бельгийский историк Анри Пиренн известен как создатель теорий возникно­вения феодализма, генезиса средневековых городов. Его История Бельгии (т. 1 — 7, 1900— 1932) суммирует его теории, прилагает их к конкретному материалу и наполнена яркими описаниями событий и характеристиками исторических персонажей.

50* Немецкий специалист по истории объединения Германии, автор книги Национальное государство и идея государственного интереса в новой истории (1906) Фридрих Майнеке отстаивал в своих трудах индивидуализирующий метод исторического исследо­вания. Английский историк Джордж Маколей Тревельян, специалист по истории Англии XIX в., в своих статьях, вошедших позднее в сборник Клио, муза истории (1930), утверждал, что история — в первую очередь искусство.

51* На рубеже XIII и XIV вв. между королем Франции Филиппом IV Красивым, доби­вавшимся, чтобы все сословия государства включая духовное служили монархии, и папой Бонифацием VIII, сторонником безусловного превосходства Церкви над мир­скими властями, вспыхнул конфликт по поводу обязанности французских клириков платить королевские налоги и подчиняться королевскому суду. В результате в начале 1303 г. Бонифаций отлучил Филиппа от Церкви и разрешил его подданных от прися­ги. В ответ на это на собрании баронов и духовенства Франции канцлер Гийом Ногаре де Сен-Феликс, верный слуга короля, сын сожженных еретиков, выступил с об­винениями, в том числе в ереси, в адрес папы. Было принято решение о направлении Ногаре в Италию с вооруженным отрядом, в котором был также наследственнный враг папы, знатный римлянин Чьяра Колонна. Узнав о готовящейся экспедиции, папа бежал в свою загородную резиденцию близ г. Ананьи неподалеку от Рима, но был там 7 сентября 1303 г. арестован воинами Ногаре не без помощи жителей Ананьи. При аресте, согласно преданию, отрицаемому рядом современных историков, Ко­лонна ударил папу по лицу рукой, одетой в железную латную рукавицу. Через десять дней переменчивые горожане, возмущенные насилием над престарелым (ему было около 70 лет) наместником Христовым, изгнали французский отряд и освободили Бонифация, но от перенесенных потрясений он сошел с ума и вскоре умер. Давление французской короны на Святой престол привело к перенесению местопребывания курии из Рима в Авиньон, а это, в свою очередь, — к Великой Схизме (см. Осень Средневековья, т. I настоящего издания, примеч. 1* к гл. I).

52* В борьбе английского короля Генриха II за подчинение всех сословий королевской власти (см. примеч. 26* к настоящей статье) большую помощь ему оказывал его лич­ный друг, товарищ по увеселениям, блестящий придворный, меценат, образованней-

ший человек, канцлер с 1155 г. Томас Беккет. Король, стремившийся провести судеб­ную реформу и упразднить особую церковную юрисдикцию, убедил Беккета принять сан и назначил его в 1162 г. на высшую церковную должность в стране — архиепи­скопа Кентерберийского. Однако, став архиреем, тот резко изменил образ жизни и превратился в строгого аскета, преданного благотворительности и умерщвлению плоти, и яростного защитника церковных привилегий. Между королем и архиепи­скопом завязалась ожесточенная борьба. Однажды, узнав об очередном выпаде Бек­кета против королевских реформ, Генрих воскликнул: «Неужели не найдется никого, кто освободил бы меня от этого попа!» Несколько придворных отправились в Кен­тербери и убили архиепископа у алтаря собора. Папа причислил Беккета к лику свя­тых (св. Фома Кентерберийский) и отлучил Генриха от Церкви. Освободиться от от­лучения тому удалось лишь после унизительной церемонии публичного покаяния на условии отказа от реформ и обещания (так, впрочем, и не выполненного) отправить­ся в крестовый поход. О Ричарде Львиное Сердце см. там же.

53* Форма в аристотелевой и схоластической, представленной здесь именем Фомы Ак­винского, философии есть определенность материальности вещей, способ их сущест­вования, то, что отличает одну вещь от другой. Для средневековых схоластов форма, кроме того, есть образ вещи в Божественном разуме. В начале XX в. стало распро­страняться неотомистское направление в философии, т. е. новое развитие идей Фо­мы Аквинского.

54* Цитата из философско-дидактической поэмы Опыт о человеке (1732— 1734) англий­ского поэта-классициста Александра Поупа.

55* Герардус Хейманс — нидерландский психолог, профессор Гронингенского универси­тета; Хёйзинга в 1893 г. слушал у него психологию. Хейманс известен как автор ряда учебников и весьма популярной книги Психология женщины, в которой приведены психологические портреты многих известных в истории женщин.

56* Немецкий психиатр начала — первой половины XX в. Эрнст Кречмер основой пси­хики, как больной, так и здоровой, считал конституциональный склад человека: каж­дому из типов телосложения (атлетическое, астеническое и т. п.) соответствуют оп­ределенный характер и особенности темперамента. Свои теории Кречмер иллюстри­ровал на примерах исторических личностей.

57* Для последовательно номиналистического мыслителя существует только единичное, а все общее — лишь конструкция нашего сознания. Нет капитализма, а есть лишь от­дельные люди, вступающие в определенные экономические отношения, нет веры во­обще, а есть лишь отдельные верующие, производящие определенные культовые дей­ствия. В подобной системе мысли нет ни Второй палаты (нижняя палата нидерланд­ского парламента), ни мировой войны, но только отдельные депутаты или военные.

58* О взглядах Буркхардта на Ренессанс см. Проблема Ренессанса, с. 314 и далее.

59* Французский архитектор, реставратор, историк и теоретик архитектуры Эжен Виолле-ле-Дюк прославился своими реставраторскими работами, в первую очередь рес­таврацией Собора Парижской Богоматери в 1845 г. В Толковом словаре французской архитектуры (т. 1-10, 1854-1858) и Беседах об архитектуре (т. 1-2, 1858-1873) он создал в сущности первую теорию готики, делая упор на ее конструктивных особен­ностях, а также описывая национальные разновидности готической архитектуры; в различиях школ он усматривал проявление национального духа.

60* Английский историк и социолог, приверженец позитивизма Генри Томас Бакл (Бокль) впервые стал активно привлекать статистические, массовые материалы для исторических исследований. Моральные законы Бакл считал неизменными во все времена, суть исторического процесса видел в развитии интеллектуального состоя­ния общества («сумма событий определяется суммой знаний»). Основатель географи­ческой школы в истории, Бакл считал определяющим влияние ландшафта на общест­во. Его основной труд История цивилизации в Англии (т. 1 — 2, 1857— 1861) был очень популярен в кругах европейских интеллектуалов и российских интеллигентов, ибо Бакл резко протестовал против сведения истории к жизнеописаниям и настаивал на изучении ее объективных законов.

61* Хёйзинга называет здесь немецких философов XX в., которые предлагали применять исторический подход не только к описанию действительности, но и к описанию опи­сания. Историк и социолог, по мнению указанных авторов, ограничены временем и местом своей деятельности и потому абсолютно объективной картины исследуемого ими — в отличие от ученых-естественников — дать не могут.

62* Для Шпенглера каждая культура абсолютно замкнута в себе, и ни один феномен не переходит из одной в другую; в крайнем случае, молодая, рождающаяся культура, возникающая рядом со старой, но еще мощной, может мимикрировать под нее, быть внешне похожей, создавать «псевдоморфозу». Так, рядом с умирающей античной культурой на рубеже нашей эры в восточных районах Империи возникает новая «магическая» арабо-византийская культура. Она абсолютно чужда античной,

«аполлоновской» (например, наиболее полное выражение «аполлоновского» духа в искусстве — круглая скульптура, «магического» — мозаика), хотя на первых этапах использует греческий язык, некоторые формы античного философствования. По су­ти, однако, неоплатонизм, раннее христианство, ислам, различные восточные культы суть «магические» религии, не имеющие ничего общего не только с античным языче­ством, но и с западноевропейским христианством. Западноевропейская, «фаустов­ская» культура зарождается около 800 г. и тоже использует чуждые «магические» (раннее христианство) и античные (латынь) формы. На деле же средневековое хри­стианство не имеет ничего общего с христианством Отцов Церкви, но зато близко к германскому язычеству, отраженному в Эдде,которое, в свою очередь, совершенно отлично от язычества античного.

63* Пуруша — в индийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космо­са и социума. Он был принесен богами в жертву путем расчленения, и из глаз его возник­ло солнце, из головы — небо, из ушей — стороны света и т. д.; но из головы его также образовались жрецы-брахманы, из рук — воины-кшатрии, из бедер — земледельцы-вайшьи, а из ног — шудры, низшее сословие. Подобные представления о происхождении мира из тела первочеловека существовали и в. скандинавской мифологии: великан Имир самопорождается из инея, заполнившего весь мир; бог Один убивает его и из его тела создает вселенную; плоть Имира стала землей, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, волосы — лесом.

64 Немецкий (с конца XIX в. жил в Швейцарии) историк философии Карл Йоэль известен более всего тем, что одним из первых предположил, что истоки античной философии ле­жат в мифологии. Это было высказано им в книге Происхождение натурфилософии из духа мистики (2 т., 1906); название ее явно перекликается с наименованием знаменитой работы Фридриха Ницше Рождение трагедии из духа музыки (1872).

65* «Хитрость разума» — широко известное выражение Гегеля (Наука логики, ч. 1). — Примеч. дер.

66* Немецкий философ, психолог, педагог, противник национал-социализма Эдуард Шпранглер в духе Риккерта и Дильтея стремился создать «понимающую» психоло­гию, которая должна рассматривать душевные процессы не как набор наблюдаемых феноменов, но в качестве смыслосодержащей целостности. Культура, по Шпрангеру, есть качество, формирующее личность, но и наоборот — лишь личность творит культуру.

67* Возможно, неточность. Эти слова произнес австрийский художник, чех по происхо­ждению, Иоахим Винцент Цисарж.

68* В конце XIX — начале XX в. в лингвистике, в первую очередь немецкой, возникло направление «младограмматиков», скептически относившихся к любым философско-теоретическим построениям в языкознании и считавших необходимым и достаточ­ным ограничиться изучением внешней субстанции языка, в основном фонетикой и морфологией. В противовес младограмматикам в начале XX в. возникло семантиче­ское направление в лингвистике (имелось несколько школ, первая из них носила на­звание «Слова и вещи»), которое ставило задачей изучение смыслов в языке. Если младограмматики историю языка сводили к истории фонетических изменений, то «семантики» усматривали в ней историю связей языка с реальностью, историю этимологий.

69* Acedia — среднелат. «уныние», «угрюмость». В христианской системе семи смертных грехов acedia означает неверие во всемогущество Божье, в желание Господа спасти каждого, то уныние, которым смущает человека Дьявол, внушая ему, что он беско­нечно греховен и навеки проклят, а потому бессмысленно творить доброе и можно беспрепятственно предаваться злу, ибо человеку этому Господь все равно уготовил ад. Понятие ацедии претерпевало изменения со временем. Для Данте это, скорее, не­радивость (так передают итал. accidia некоторые русские переводчики), откладыва­ние покаяния до смертного часа (существуют и иные толкования). У Петрарки ацедия — скорее убеждение в печальности всякого существования (впрочем, «мировая скорбь» возрождается в эпоху романтизма в начале XIX в. и означает горькую убеж­денность в неискоренимости мирового зла). Во времена Позднего Средневековья и в эпоху Возрождения уныние, меланхолия (ср. Осень Средневековья, т. I настоящего издания, с. 42—45) есть определенное умонастроение, неотъемлемое свойство любого умственного занятия.

70* 20 —30-е гг. XX в. были временем взрывного увлечения социологией. Американские ученые превращают социологию из общефилософской в эмпирическую дисциплину, использующую методы, близкие к естественно-научным (например, статистика, ма­тематический подход), для описания общества и его элементов с целью воздействия на это общество; возникают различные разделы социологии: индустриальная социо­логия, социология города, детства, средств массовой коммуникации, исследование проблем детской преступности, иммигрантов, организации труда и т.д. и т.п. Одно-387

временно с этим, в большей степени в Европе, развиваются философские аспекты изучения общества. Французский социолог и этнолог Марсель Мосс считает соци­альные институты символическим выражением особенностей того или иного общест­ва и предлагает описывать эти символы в их исторических модификациях. Немецкий философ Макс Шелер задачи социологии (и истории) видит в изучении форм рас­крытия идеальных ценностей в конкретных социально-исторических условиях. Для немецкого социолога Ханса Фрайера суть социологии состоит в осмыслении общест­ва как необратимой последовательности конкретных ценностных ситуаций человеческого существования.

71* Зерван — в древнеиранской мифологии персонификация времени и судьбы. Сущест­вовало особое религиозное течение — зерванизм, разновидность зороастризма (см. Homo ludeas, примеч. 13* к гл. VI). Зерван, насколько можно судить по Авесте, есть высшее двуполое существо, породившее как благого бога — Ахура-Мазду, так и злое начало — Анхра-Майнью. В поздних разделах Авесты (около VII в. н. э.) различаются два Зервана: Зерван Акарана — бесконечное время и Зерван Даргахавадата — конечное время, созданное с этим миром и подлежащее уничтожению с концом света.

72* Эон (греч. αίών — «век», «вечность») — в позднеантичном язычестве, явно испытавшем влияние христианства, персонификация времени; изображался как мощный старец с львиной головой, скалящей пасть, и телом, обвитым змеей. В позднеиудейской и ранне­христианской эсхатологии зон — очень длительное, но конечное состояние времени и ми­ра во времени; один эон может сменяться другим. Так, у раннехристианских мыслителей состояние до Грехопадения есть один эон, вся земная история — другой, тысячелетнее Царство Божие после Второго Пришествия — третий.

73* Опираясь на Евангелие от Матфея,в указанном месте которого приводится соответствие периодов генеалогии Христа (число поколений) этапам священной истории, знаменитый христианский мыслитель и Отец Церкви св. Августин установил шесть возрастов челове­чества, соответствующих шести возрастам человека: младенчество — от сотворения Адама до потопа, детство — от потопа до Авраама, отрочество — от Авраама до царя Давиду, юность — от Давида до вавилонского пленения, зрелость — от вавилонского пленения до Рождества Христова, старость — от Рождества Христова до конца света. Грекоязычный христианский историк Евсевий Кесарийский и латиноязычный мыслитель св. Иероним создавали в общем оптимистическую картину мировой истории, ибо суть этой истории — торжество христианства. Так, согласно Евсевию, Четвертое царство — Римское — с на­ступлением шестого периода идет к очищению и обновлению (Евсевий был современни­ком принятия христианства Константином). Евсевий и Иероним впервые попытались установить единую систему хронологии.

74* Идею трехчленного деления мировой истории предложил в конце XVII в. немецкий ученый Христиан Келлер (он называл себя на латинский лад Целлариусом), причем положил в основу членения не культурные, а политические основания. Для него, в отличие от гуманистов, считавших началом промежуточного, «среднего» века (medium aevum) упадок словесности, вызванный христианизацией и вторжением варваров-готов (термин «готика», введенный деятелями Ренессанса, имел в их устах однозначно негативный смысл), Античность заканчивалась, а Средневековье начина­лось с эпохи Константина Равноапостольного, перенесшего столицу империи из Рима в Константинополь; завершались же Средние века не возрождением «доброй словес­ности» (bonae litterae), но падением Константинополя, после чего наступает Новое время.

75* В 1618 г. группа монахов-бенедиктинцев учредила конгрегацию (здесь: сообщество) Святого Мавра (св. Мавр был учеником Бенедикта) в Сен-Жермен-де-Пре. Первона­чальной задачей конгрегации была работа над историей ордена св. Бенедикта, но по­степенно от изучения и издания источников по истории ордена они перешли к рабо­те над средневековыми текстами вообще. Именно в кругах мавристов возникли вспомогательные исторические дисциплины — палеография и дипломатика, были разработаны принципы критики текстов, установления подлинности, сверки вариан­тов и т. п. Конгрегация была закрыта во время Французской революции в 1790 г. и вновь открыта в 1833 г. С 1648 г. группа монахов-иезуитов во главе с Жаном Болландом начала издавать в Антверпене серию Деяния святых (Acia Sanctorum), коллекцию средневековой житийной литературы, и в связи с задачами публикации Болланд и его соратники разрабатывали вопросы текстологии. Общество болландистов существует поныне, и выпуск указанной серии продолжается.

76* В 476 г. вождь германского племени скиров и командующий наемным войском вар­варов-германцев в Италии Одоакр сверг последнего императора Западной Римской империи (в IV в. спорадически, а с 395 г. окончательно Римская империя разделилась на две части - Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Констан­тинополе) Ромула Августула и объявил себя королем (rex) Италии. Эта дата условно считается завершением Античности и началом Средних веков. В действительности

указанное событие не произвело особого впечатления на современников. Импе­рия — в идеале, но не в реальности - все равно считалась единой, западный и вос­точный императоры — соправителями, а Одоакр, свергнув Ромула и отослав знаки императорского достоинства в Константинополь, аргументировал это тем, что для Империи достаточно одного главы — восточного, т. е. он, фактически став повелите­лем Италии и Рима, считал себя властителем лишь части Империи и не ставил под сомнение некое весьма неопределенное верховенство константинопольского импера­тора. О дате завершения Средних веков см. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 13* к гл. XVII.

77* Споры о генезисе феодализма идут в исторической науке с конца XVIII в. по сей день. Одни исследователи признают разрыв («цезуру») между Античностью и Сред­невековьем, резкий переворот в поземельных и государственно-правовых отношени­ях, вызванный вторжением германских племен в Римскую империю. Другие при­держиваются теории непрерывности («континуитета»), либо полагая, что феодализм зарождался внутри позднеримской социально-экономической системы, либо (как, например, немецкий исследователь конца XIX — начала XX в. Альфред Допш) счи­тая, что поземельные отношения в Поздней Римской империи и у варваров-германцев почти не отличались друг от друга, а потому переворота в социально-экономических отношениях не было. Анри Пиренн признавал цезуру по той причи­не, что для него Средние века начинаются не с распада Римской империи в резуль­тате варварских завоеваний в V—VI вв., а с нападений арабов в Европе в начале VIII в., прервавших торговлю между Восточным и Западным Средиземноморьем и сделавших тем самым неизбежным распространение натурального хозяйства. С этого времени, по Пиренну и французскому историку Фердинанду Лоту, исследовавшему последствия варварских завоеваний, в Европе исчезают остатки позднеримских го­сударственных структур, консервировавшихся во Франкском королевстве, создан­ном в V в. династией Маровингов, вождей племен франков, завоевавших Галлию.

78* Эрнст Трёльч в заключительной части своей работы Историзм и его проблемы. Ло­гическая проблема философии истории в центр исследования истории предлагает поставить культуру. С его точки зрения, историю можно писать двояко: извне — и тогда мы можем написать историю человечества, и изнутри — и это будет история нашей собственной западноевропейской культуры. Периодизация последней есть со­держательный элемент исследования, ибо отражает моменты возникновения того или иного феномена этой культуры. Европейская культура имеет, по Трёльчу, свою исто­рию и предысторию. Предыстория включает несколько этапов. Первый этап, и един­ственный неевропейский, — еврейские пророки и еврейская Библия, т. е. предпо­сылки христианства. Второй - классическая Греция. Третий - мир античного, как выразился Трёльч, империализма, т. е. эллинистически-римский мир, давший рим­ское право, Империю и христианство. Четвертый — западное Средневековье, когда не на поверхности, но подспудно сплавлялись, переплавлялись достижения предыду­щих этапов и готовился европеизм. Собственно история европейской культуры на­чинается с XV в. (появление ренессансного гуманизма), точнее — с XVI в. (Реформация), еще точнее — с XVII в. (Английская революция, давшая современное конституционное государство), а уж в полной мере - с XVIII в. (Просвещение).

79* Немецкий историк, специалист в области государственного права Георг фон Белов смысл истории Германии полагал в ее стремлении к объединению (он был в юном возрасте, тринадцати лет, современником создания Германской империи в 1871 г.). Реформацию началом Нового времени он считал потому, что, по его мнению, в Средние века центром германского единства был император, а в Новое время — территориальные князья (в конечном счете Германия объединилась не вокруг Авст­рии — наследницы средневековой Священной Римской империи, а вокруг Пруссии — крупнейшего территориального государства), что впервые проявилось как раз во время Реформации.

80* Для немецкого экономического историка Ханса Шпангенберга в XIII в. происходит переход от феодального государства, основанного на личных связях сюзерена и вас­салов, к государству сословному, базирующемуся на общегосударственных сословно-представительских органах типа английского Парламента, возникшего в 1265 г., или французских Генеральных штатов, впервые созванных в 1302 г.; эти органы пред­ставляют общество в целом.

81* Французский философ Анри Берр важнейшим в гуманитарных науках считал созда­ние целостного, синтетического знания, причем синтез этот должен осуществляться за счет сближения методологии различных гуманитарных наук, использования мето­дики и результатов одной в другой (например, приемов и данных географии или со­циологии - в истории). В целях объединения ученых разных специальностей и про­ведения коллективных исследований он в 1900 г. основал Журнал исторического синтеза,а в 1924 г. — Международный центр синтеза. По замыслу Берра, в этом

центре должны были сотрудничать специалисты из разных стран, занимающиеся ис­следованиями в самых различных сферах.

82* Хёйзинга приводит примеры различных видов периодизации и обозначения периодов в истории вообще и истории культуры в частности. Еще в III в. до н. э. писавший по-гречески египетский историк Манефон предложил (или первым донес до нас) став­шее традиционным деление истории Египта по царствам и династиям. Царства (Древнее, Среднее и Новое) — это периоды существования Египта как единого госу­дарства, находящиеся между ними так называемые Переходные периоды — эпохи распада и внешних завоеваний; династии (всего 30) различаются по номерам — I, II, III и т. д. до XXX. Эта схема осталась неизменной до сего дня, хотя современные историки пытаются внести некоторые изменения; так, по Манефону, Древнее царст­во — время правления I — VI династий (около 3000 — 2263 гг. до н, э.), современные же историки в этом периоде наибольшего могущества Древнего Египта, эпохе строи­тельства пирамид, выделяют особое Раннее царство, время правления 1 — II династий (около 3000 — 2778 гг. до н. э.). Традиционная китайская историография всегда вела периодизацию по династиям: эпоха правления династии Тан (618—907 гг.) считалась «золотым веком» Старого Китая, временем расцвета поэзии и искусств. Во времена Хёйзинги микенским периодом в истории Древней Греции назывался тот, что ныне именуется ахейским (см. Homo ludens, примеч. 33* к гл. III). Название дано по силь­нейшему из древних городов-государств Ахайи — Микенам. В вышеприведенных случаях периодизация ведется по политическому принципу — царствования дина­стии или группы династий или периода гегемонии того или иного государственного образования. Употребление терминов «романтизм» и «барокко» свидетельствует о перенесении на общую историю терминов истории искусства, т.е. некий историче­ский период обозначается периодом истории искусства, названием художественного стиля, например, вторая половина XVI — первая половина XVII в. — барокко, пер­вая половина XIX в. — романтизм. Нередко та или иная культурная эпоха именуется по царствующей в это время и в этой стране особе. Время царствования английской королевы Виктории (см. примеч. 16* к настоящей статье), «викторианский век», ста­ло термином, в устах многих политиков, философов и особенно деятелей культуры имеющим уничижительный смысл, обозначением эпохи ханжества.

83* В итальянской историографии, особенно в истории искусств, принято обозначение периодов по столетиям: кватроченто (ит. quattrocento — «четыреста», т. е. 1400-е го­ды) — XV в., Раннее Возрождение; чинквеченто (ит. Cinquecento — «пятьсот», т.е. 1500-е годы) — XVI в., Высокое и Позднее Возрождение.

84* Для англичан елизаветинская эпоха — время начала складывания колониальной и морской мощи Англии, а также период расцвета культуры — век Шекспира. Фрид­рих II Великий, король Пруссии, резко увеличил пределы своего государства, зало­жил основы его будущей гегемонии в Германии. При Карле XII Швеция достигла пи­ка военного могущества и влияния в Европе. Излишне напоминать отечественному читателю о политическом и культурном взлете России екатерининского века. Отно­сительность подобного членения истории ясна, ибо со смертью монарха не умирают все видные представители его эпохи и продолжает тянуться некий культурный шлейф. Действительно, современные театроведы обнаруживают влияние так назы­ваемой елизаветинской драмы, драматургии эпохи Шекспира, Марло, Бена Джонсона и др., во времена правления ее преемников Иакова I (Шекспир умер на тринадцатом году его царствования в Англии) и Карла I, однако датируют конец этой эпохи при­близительно 1640 г., началом Английской революции, победой пуритан, крайне отри­цательно относившихся к театру, считая его бесовским лицедейством; в гражданской войне погибло большинство актеров, образовавших особый полк, сражавшийся на стороне короля. С восстановлением монархии в 1660 г. начинается новый период в истории английского театра, так называемая драматургия Реставрации.

85* Слова romantisch и romantique соответственно в немецком и французском языках оз­начают «романтический» и имеют два значения: 1) качество характера, например, «романтическая натура», и 2) принадлежащий к стилю романтизма в искусстве; во французском языке главным является первое значение, в немецком — второе. Тер­мин «Ренессанс» в исторических школах разных стран имеет разное значение: для итальянцев Возрождение есть только и исключительно итальянское явление, и все проявления ренессансного искусства вне Италии суть простое копирование итальян­ских образцов; в Германии (во всяком случае, в начале XX в.) с этим обычно согла­шались, полагая, впрочем, что итальянское искусство было импульсом для так назы­ваемого Северного Возрождения, хотя последнее и дало самостоятельные плоды. Во Франции же Ренессанс считали общеевропейским феноменом, зародившимся перво­начально в Италии и франко-фламандском регионе, потому к Возрождению относили и великое нидерландское искусство XV в., и франко-фламандскую школу в музыке. С последней точкой зрения Хёйзинга полемизирует в Осени Средневековья.

86* В конце XIX в. в искусствознании, в основном немецком, появилась теория циклич­ности: периоды уравновешенного, ясного искусства сменяются периодами искусства аффектированного, предпочитающего асимметрию, утрированное изображение стра­стей. Так, на смену искусству греческой классики (V в. до н. э.) приходит искусство эллинизма (вторая половина III - I в. до н. э.), Ренессанс сменяется барокко, класси­цизм - романтизмом. Первый из периодов получил в этой теории название «классицизм», второй — «барокко», и именно в этом смысле употреблял последний термин известный немецкий филолог-классик Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф. В сходном ключе описывает барокко в собственном смысле швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин, не только распространяя понятие «барокко» с архитектуры и скульптуры на живопись, но и говоря о «духе барокко» как характеристике эпохи в целом. Шпенглер придал этому термину еще более расширительный смысл: это пе­риод XVI —XVIII вв. (т. е. с включением маньеризма, классицизма и рококо), причем не только в искусстве (признаки барокко здесь: господство масляной живописи в изобразительном искусстве и контрапункта в музыке), но и в политике (абсолютизм), религии (пуританизм), физике (начала новой физики от Галилея до Ньютона), мате­матике (открытие дифференциального исчисления) и т. п.

87* Хёйзинга имеет в виду свою книгу Культура Нидерландов в XVII в. (1927).

88* Намек на то, что Буркхардт рассматривает Ренессанс как единое целое, в котором каждый элемент - искусство, политика, быт и т. д. - созвучен целому. Ср. Осень Средневековья (т. I настоящего издания), примеч. 2* к Предисловию.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 609 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.022 сек.)