Противобактериальный или, как его еще называют, антибактериальный иммунитет включает себя как специфические, так и неспецифические защитные факторы организма. Специфический ответ заключается в выработке противобактериальный антител. Противобактериальные антитела бывают двух видов – производство одних активизируется адгезинами (адгезины – вид молекул) бактерий, других токсинами, образующимися при жизнедеятельности бактерий. Первый вид связывается с бактериями, препятствуя прикреплению и проникновению в клетки организма, второй подавляет развитие патологических процессов, вызываемых токсинами. Оба вида относятся к иммуноглобулинам G и M. По уровню антибактериальных антител в составе крови пациента можно судить о силе противобактериального иммунного ответа.
Неспецифическими факторами противобактериального иммунитета принято считать комплемент, фагоцитоз, лизоцим (фермент, разрушающий клеточную оболочку бактерии). Уровень бактерицидного действия крови напрямую зависит от степени активности этих факторов. Обнаружив в крови больного повышенную активность неспецифических противобактериальных факторов, врач может сделать благоприятный прогноз на выздоровление.
Для улучшения противобактериальных реакций, следовательно, и для укрепления противобактериального иммунитета в целом, используют метод иммунизации различными вакцинами. В случае необходимости экстренной защиты, в кровь человека вводятся антибактериальные сыворотки, тем самым создается пассивный иммунитет. Кроме того, для повышения иммунитета применяются общеукрепляющие препараты на основе иммуномодуляторов (веществ, способных влиять на иммунную систему).
При тех бактериальных инфекциях, при которых имеется продукция экзотоксинов. определяющим является не антибактериальный, а антитоксический иммунитет (дифтерия, столбняк, ботулизм и др.). Ведущая роль в нейтрализации токсинов принадлежит антителам. Молекула антитела, присоединившись вблизи активного центра токсина, может блокировать его связь с рецептором. В комплексе с антителами токсин теряет способность к диффузии в тканях и может стать объектом фагоцитоза. Основным механизмом антибактериальной защиты является фагоцитоз. Активация системы комплемента комплексами антитела-бактерии приводит к разрушению липопротеиновых оболочек грамотрицательных бактерий, а также к высвобождению анафилатоксинов, которые стимулируют дополнительный приток из плазмы крови гуморальных компонентов иммунитета и вызывают хемотаксис полиморфноядерных лейкоцитов, осуществляющих фагоцитоз. Некоторые бактерии уклоняются от контактов с фагоцитирующими клетками, прикрепляясь к поверхности слизистых оболочек и заселяя их. Функцию защиты слизистых оболочек выполняет секреторный IgA. Во всех секретах IgA, связавшись с бактериями или другими микроорганизмами, предотвращает их адгезию к поверхности слизистой.
Внутриклеточно паразитирующие бактерии. микобактерии туберкулеза, бруцеллы, сальмонеллы и др., а также риккетсии, хламидии и микоплазмы отличаются повышенной устойчивостью к гибели после фагоцитоза. Они защищаются от механизмов уничтожения, подавляя слияние фагосом с лизосомами, образуя наружную оболочку или выходя из фагосом в цитоплазму. Эти бактерии уничтожаются механизмами клеточного иммунитета. Поэтому напряженность антибактериального иммунитета при таких инфекциях определяется не гуморальным, а клеточным иммунитетом. Выраженность и сила этого иммунитета определяется путем постановки кожно-аллергических проб или в тестах оценки клеточного иммунитета in vitro (PTMЛ, РБТЛ и др.).
В большинстве случаев для оценки уровня противобактериального иммунитета используют различные методы выявления специфических антител в сыворотке крови, даже если их уровень и не определяет напряженности антибактериального иммунитета. Для серологической диагностики используют феномен нарастания титра циркулирующих антител в динамике инфекционных заболеваний (метод парных сывороток) или определение в острую фазу заболевания ранних IgM. IgG появляются несколько позже, чем IgM, в период ранней реконвалесценции, и могут циркулировать в течение всей жизни, как после перенесенного заболевания, так и после вакцинации. Приобретенный антибактериальный иммунитет, как правило, является типоспецифическим и нестойким. Этим объясняются частые случаи повторных заболеваний бактериальными инфекциями и необходимость проведения частых ревакцинаций при использовании бактериальных профилактических вакцин, формирование нестерильного иммунитета или неэффективность вакцинации при отдельных бактериальных инфекциях.