АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ВЛЕЧЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЙ У ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
В психобиологии и в психосоматической медицине исследователи придают большое значение учету этиологических данных для понимания развития психосоматических синдромов.
Такие исследования прежде всего предполагают, что инстинктивное поведение у психосоматических больных заторможено. Здесь следует обсудить, какое поведение следует считать инстинктивным. В рамках данной статьи невозможно рассмотреть различные теории инстинктов и соответствующие этологические данные. Следует указать лишь на то, что в психоаналитической теории существует фундаментальное различие между влечением и инстинктом. Влечение есть, по сути, побуждение, которое благодаря инстинктивному функционированию проявляется на психическом уровне. В психоанализе в течение многих десятилетий основными влечениями считались эрос и агрессия (см. статью П. Цизе в т. I). В рамках психобиологического подхода и в соответствии с психоаналитической теорией было бы более правильно свести в единую модель три наиболее важных влечения — либидо, агрессию и бегство. Человек будет тем лучше подготовлен к борьбе и бегству, чем более позитивный, либидинозно окрашенный контакт со значимыми людьми и своим окружением установился у него еще в раннем детстве. Такой контакт мотивирует к борьбе за позитивную цель, а также, если это необходимо, к бегству, но в этом случае по принципу “reculer pour mieux sauter”. Эта мысль важна для понимания как прогрессивного, так и регрессивного развития на разных стадиях жизни.
Фазы развития либидо исчерпывающе описаны Фрейдом. Следует лишь подчеркнуть, что типы характера, то есть оральный, анальный, фаллический и генитальный, фактически являются не только кристаллизацией сугубо либидинозных фиксаций, но и компромиссными образованиями упомянутого слияния влечений, возникшими под влиянием регулирующей способности Я. Следовательно, существуют оральные черты и свойства, которые действительно отражают лишь удовлетворение на уровне орального переживания удовольствия. Однако активный оральный характер является уже выражением либидинозных и агрессивных импульсов.
Люди с преобладающими оральными чертами характера фактически мотивированы к тому, чтобы позитивно противостоять миру, а также инкорпорировать этот мир в значении оральности. Люди с преобладающими анальными чертами характера — это не только те, кто, как при анальной эротике в чистом виде, испытывают определенное чувство удовольствия от функций удержания и выделения, но и те, которые испытывают чувство власти при контакте со своим окружением, особенно в связи с тем, чем они владеют. Точно так же есть люди, которые, будучи фиксированными на фаллическом уровне, испытывают позитивное переживание удовольствия благодаря фаллической стимуляции, наряду с фаллически-агрессивно акцентуированными людьми, которые получают удовольствия только от демонстрации себя, своей власти или того, чем они владеют. Наконец есть люди, которым присущи ге-нитальные черты или генитальный характер, — так называемые здоровые люди, которые в подходящем месте и в подходящее время способны адаптироваться, ориентируясь на реальность, и достигать удовлетворения своих влечений, исполненного чувствами удовольствия и безопасности.
Это краткое описание должно пояснить тезис, что правильное понимание развития человеческого характера возможно только тогда, когда наряду с развитием либидо учитывается также развитие других влечений, то есть агрессии и бегства.
Именно потому, что у психосоматических пациентов существуют — иногда уже с раннего детства — нарушения или торможения либидинозно акцентуированного развития контактов, это нередко приводит к чрезмерной активизации других основных влечений: борьбы и бегства.
Удивительно, как мало внимания в психоаналитической литературе уделялось модальности принципа бегства. Создается впечатление, будто аналитики, которые десятилетиями были вынуждены утверждать себя в борьбе за существование, вытеснили принцип бегства. Фактически принцип бегства появился в психоаналитической теории только в рамках концепции регрессии, предполагающей, что в условиях стресса человек может регрессировать к фазам раннего развития, которые были частично акцентуированы чувствами удовольствия и власти или которые фактически связаны с переживаниями наибольшего неудовольствия, небезопасности и бессилия.
Именно на этом уровне по-прежнему существует разрыв между психоаналитической теорией и психобиологической теорией, в которой выделяются биологические принципы борьбы и бегства. В этом отношении очень важные замечания были сделаны Айке в его книге “Об обучении агрессии” (Eicke 1972). Стадии развития агрессии также до сих пор не были подробно изучены в психоаналитической литературе. В результате систематических наблюдений над поведением психосоматических больных по аналогии с фиксациями в развитии либидо точки фиксации агрессии были детально описаны Бастиаансом (Bastiaans 1969,1970,1971).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 516 | Нарушение авторских прав
|