АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Психогенетика творческих способностей. Генетические и средовые влияния, определяющие вариативность показателей креативности.

Прочитайте:
  1. XI .ПРОТОКОЛ РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  2. Акклиматизация как социально-биологический процесс; периодизация процессов акклиматизации; факторы и условия, определяющие степень оптимальности процессов акклиматизации.
  3. Анаэробные возможности организма, факторы, их определяющие, методы оценки и изменения под влиянием спортивной тренировки.
  4. Аэробные возможности организма, факторы их определяющие, методы оценки и изменения подд влиянием спортивной тренировки.
  5. Биопсия легкого Микроскопия мокроты Генетические методы диагностики МБТ.
  6. В послеродовом периоде проводится регулярное и тщательное наблюдение ЗА состоянием родильницы с заненесеним соответствующих показателей к Таблице 2 (Дополнение 4).
  7. В) ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
  8. Взаимодействия между вирусами генетические и негенетические.
  9. Возможные патогенетические механизмы данной формы предменструального синдрома?
  10. Возрастные и фармакогенетические энзимопатии. Примеры возрастных и наследственных ферментопатий. Практическая значимость для фармакотерапии.

Креативность является сравнительно новой психологической характеристикой, появившейся в психологии в начале 50-х гг. Креативность (или дивергентное мышление), в отличие от общего интеллекта, - это характеристика творческих способностей, приводящих к созданию оригинального продукта интеллектуальной деятельности.
Психологические исследования креативности многочисленны, однако сопоставление результатов разных работ является весьма сложной задачей, поскольку выполнены эти работы в разных теоретических контекстах и варьируют по тому, какое содержание вкладывают авторы в понятие «креативность», а также — по методам исследования и по объекту исследования (например, по ориентации на продукты деятельности, являющиеся новыми и оригинальными с точки зрения общества, или на личностные особенности творческих личностей, или на процесс решения проблемы, который свидетельствует о нетривиальном подходе к задаче).
В психогенетике, как правило, используется только один из подходов к изучению креативности, связанный с ориентацией на процесс решения задачи.
Первый цикл работ, в котором креативность рассматривалась как самостоятельная психологическая характеристика, был проведен при создании модели структуры интеллекта (получившей впоследствии название кубической модели интеллекта).
В тестах, которые использовались для диагностики креативности, испытуемому предлагалось дать названия разным историям, придумать необычные способы использования предметов, подобрать слова согласно какому-либо правилу, например, начинающиеся на одну и ту же букву или же имеющие похожий смысл и т.д. Факторизовав результаты разных тестов, выделили ряд особенностей, которые назвали подпроцессами дивергентного мышления. В их число вошло 8 характеристик, содержательно объединяющихся в 3 группы и свидетельствующих о беглости мышления, разнообразии и новизне (или уникальности) ответов испытуемых.
Это направление было продолжено для уточнения представления о креативности. Более тщательно были отобраны процедуры ее диагностики и выделены 4 референтных показателя — беглость (количество заданий, выполненных испытуемым), гибкость (разнообразие типов предметов, называемых испытуемым), оригинальность (необычность, низкая частота встречаемости в популяции тех ответов, которые дает испытуемый), разработанность (количество деталей, названных испытуемым).
На основании результатов этих работ был сделан вывод, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и, прежде всего, — не сводящуюся к общему интеллекту. Однако правомерность этого вывода постоянно подвергается сомнению.
Именно разграничению креативности и интеллекта или, в других терминах, дивергентного и конвергентного интеллекта, посвящены многие психологические исследования. Их результаты, несмотря на длительный период изучения креативности, остаются противоречивыми и дают основания для трех взаимоисключающих точек зрения. Одна заключается в том, что креативность не связана с интеллектом и представляет собой самостоятельную психологическую характеристику. Вторая — утверждает, что креативность является одним из проявлений интеллекта и тесно с ним связана. Третья (наиболее распространенная) — предполагает, что между интеллектом и креативностью существуют нелинейные связи: повышение уровня интеллекта связано с повышением креативности лишь до определенного предела. При превышении некоторого критического уровня интеллекта (по разным данным — от 120 до 127 баллов) его связи с креативностью или исчезают, или же становятся отрицательными, то есть при дальнейшем повышении интеллекта креативность начинает снижаться.
Вопрос о соотношении интеллекта и креативности обсуждается и в психогенетике, хотя однозначного ответа на этот вопрос генетические исследования креативности пока дать не могут.
Изучение роли генотипа и среды в показателях, относящихся, по мнению описавших их авторов, к креативности, ведется с конца 60-х гг. В первых работах влияния генотипа на большинство показателей креативности обнаружено не было.
При подсчете среднего внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по 11 показателям креативности авторы другого исследования пришли к выводу, что генотип обусловливает не более четверти дисперсии этих показателей: среднее внутрипарное сходство оказалось равно 0.57 у МЗ близнецов и 0.44 у ДЗ близнецов; соответственно, показатель наследуемости равен 0.26.
Аналогичные результаты были получены и при обобщении данных 10 исследований дивергентного мышления: внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов, вычисленные при этом обобщении, равнялись соответственно 0.61 и 0.5, что позволяет заключить, что генотип определяет 22% дисперсии показателей дивергентного мышления.
Невысокий уровень генетической обусловленности индивидуальных различий, относящихся к креативности и дивергентному мышлению, указывает на то, что формирование творческих способностей человека в значительной степени связано со средовыми особенностями развития. При этом многие исследователи склонны считать, что и те невысокие показатели наследуемости, которые обнаруживаются при генетическом анализе креативности, относятся не столько к специфике творческих особенностей человека, сколько к общему интеллекту, до некоторой степени измеряемому тестами креативности. Так, в одной из работ при обследовании близнецовой выборки по 5 показателям креативности только один из показателей (словесные ассоциации) продемонстрировал связь с генотипом. Этот же показатель оказался наиболее тесно связан с результатами выполнения двух интеллектуальных тестов — теста Равена и словарного теста. Иначе говоря, чем выше показатель креативности коррелирует с интеллектом, тем в большей степени его изменчивость оказывается связана с генотипом.
При непосредственном сопоставлении интеллекта и креативности (то есть при подсчете генетических корреляций между ними) столь однозначного результата не получается: по мере взросления ребенка (от 6 до 10 лет) величина генетических корреляций между интеллектом и креативностью увеличивается, однако не превышает среднего диапазона значений (то есть равна примерно 0.5). Это указывает на то, что интеллект и креативность детерминируются не только сходными, но и различающимися генетическими факторами.
Интеллект — не единственная психологическая характеристика, которая привлекается для объяснения генетической обусловленности показателей креативности. В последнее время в связи с гипотезой Г.Айзенка о связи творческих способностей с психотизмом появились данные близнецовых исследований, позволяющие предположить, что наследственная обусловленность креативности может объясняться тем, что показатели креативности в какой-то мере отражают уровень психотизма, изменчивость которого примерно на 30—40% обусловлена генотипом.
Таким образом, немногочисленные исследования креативности, проведенные к настоящему времени в психогенетике, показывают, что креативность довольно слабо связана с аддитивными эффектами генов, и не исключено, что эта связь является результатом комплексного характера показателей креативности – то есть того, что в них отражаются не только творческие способности как таковые, но и другие психологические характеристики, испытывающие влияние генотипа (интеллект, некоторые особенности личностной сферы).


Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 1045 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)