а сопровождается развитием тяжелых осложнений. По срокам возникновения они подразделяются на ранние (токсемические) и поздние (постнекротические, гнойно-септические). По клинико-анатомическому признаку они делятся на осложнения со стороны центральной и периферической нервной системы, органов грудной клетки и органов брюшной полости.
K ранним осложнениям острого панкреатита относятся плевропульмональные расстройства, шок и сердечно-сосудистая недостаточность, острые поражения почек и печени, интоксикационные психозы, механическая желтуха, тромбозы сосудов, желудочно-кишечные кровотечения, острые язвы, ферментативный перикардит и перитонит.
Ферментативный перитонит осложняет течение острого панкреатита в 41-72 % наблюдений. По характеру экссудата он может быть серозным, фибринозным, геморрагическим и гнойным. Основным клиническим проявлением панкреатогенного перитонита является синдром эндогенной интоксикации, сопровождающийся изменением окраски кожных покровов, тахикардией с опережением температуры, одышкой, нестабильностью артериального давления, энцефалопатией, снижением минутного
диуреза, явлениями печеночной недостаточности. В экссудате из брюшной полости определяются ферменты поджелудочной железы.
Среди поздних осложнений острого панкреатита встречаются парапанкреатит, абсцесс поджелудочной железы, забрюшинная флегмона, межкишечные абсцессы, некроз стенки полых органов брюшной полости с формированием свищей желудочно-кишечного тракта, свищи и кисты поджелудочной железы, аррозивные внутрибрюшинные и наружные кровотечения, кровотечения в забрюшинную клетчатку, перифлебит, сепсис, сдавление выходного отдела желудка и двенадцатиперстной кишки. Гнойно-септические осложнения являются главной причиной смерти больных при остром панкреатите.
К осложнениям острого панкреатита со стороны ЦНС относятся токсическая энцефалопатия, делириозные состояния, периферической нервной системы — полиневриты.
Осложнения со стороны органов грудной клетки включают коллапс, шок, сердечно-сосудистую недостаточность, плевриты, пневмонии.
Среди осложнений острого панкреатита со стороны органов брюшной полости встречаются перитонит, абсцессы и флегмоны парапанкреатической клетчатки, кисты и свищи поджелудочной железы, деструкция полых органов с образованием кишечных свищей, аррозивное кровотечение, сахарный диабет.
Диагностика[править | править исходный текст]
Помимо стандартных методов физикального обследования, безусловно необходимых для постановки предварительного диагноза, для диагностики используются лабораторные и инструментальные методики.
Лабораторная и инструментальная диагностика [править | править исходный текст]
Для диагностики производятся индикаторные (амилаза, трансаминазы) и патогенетические (липаза, трипсин) биохимические тесты.
Активность амилазы в моче и крови при остром панкреатите резко повышается.
На основании активности фосфолипазы А2 в сыворотке крови оценивают степень заболевания, в частности, нарушения в лёгких. По уровню сывороточной рибонуклеазы (РНАзы) оценивают фазу острого деструктивного панкреатита. Повышение алкалинфосфата, трансаминазы и билирубина являются диагностическими критериями непроходимости билиарного дерева.
УЗИ [править | править исходный текст]
При ультразвуковом исследовании обнаруживают снижение эхогенности паренхимы железы и появление отсутствующего в норме просвета сальниковой сумки за счёт скопления в ней выпота в виде эхопрозрачной полосы между задней стенкой желудка и передней поверхностью железы.
Рентгенография [править | править исходный текст]
Рентгеновское исследование брюшной полости обычно малоинформативно, однако иногда позволяет выявить как косвенные признаки воспалительного процесса в поджелудочной железе (симптом «сторожевой петли»), так и возможную сочетанную патологию (тени конкрементов в желчном пузыре и т.д.).
КТ имеет преимущество перед ультразвуковым исследованием, так как обеспечивает лучшую специфическую визуализацию ткани поджелудочной железы и ретроперитонеальных образований.
МРТ позволяет оценить уровень тканевого метаболизма, наличие ишемии, некроз панкреатоцитов. Это важно при оценке течения заболевания до развития тяжёлых состояний и осложнений.
Лапароскопия [править | править исходный текст]
Лапароскопия позволяет уточнить форму и вид заболевания, диагностировать панкреатогенный перитонит, парапанкреатический инфильтрат, деструктивный холецистит (как сопутствующее заболевание) и найти показания к лапаротомии. При лапароскопии могут быть выявлены достоверные и косвенные признаки острого панкреатита.
Тактика хирургического вмешательства определяется в первую очередь глубиной анатомических изменений в самой поджелудочной железе.
Лапароскопию следует рассматривать как основной метод хирургического лечения. Применение лапароскопии позволяет избежать необоснованных лапаротомий, обеспечить адекватное дренирование и эффективное лечение и обосновать показания к лапаротомии.
Основные виды хирургического вмешательства
▪ Установка дренажей и проведение перитонеального лаважа-диализа. Это позволяет удалять токсичные и вазоактивные вещества. После операции наступает улучшение состояния пациента в течение первых 10 дней, но появление осложнений в дальнейшем не исключается. К тому же, диализ возможно проводить только в первые 48 часов после установки дренажей, так как затем они перестают функционировать.
▪ Резекция (обычно дистальных отделов) поджелудочной железы. Это устраняет возможность аррозии сосудов и кровотечения, а также предупреждает образование абсцессов. Недостатком этого метода является то, что у значительного числа больных в послеоперационном периоде развивается экзо- и эндокринная недостаточность. Это связано либо со значительным объёмом вмешательства при обширном поражении железы, либо с невозможностью найти объём поражения перед операцией или по ходу операции (даже при использовании интраоперационного УЗИ поджелудочной железы), в результате чего удаляется и неизменённая ткань железы.
▪ Операция Лоусона (операция «множественной стомы»). Она заключается в наложении гастростомы и холецистостомы, дренировании сальникового отверстия и области поджелудочной железы. При этом нужно контролировать отток ферментонасыщенного отделяемого, выполнять декомпрессию внепечёночных жёлчных протоков. Больной переводится на энтеральное питание. Операция не должна проводиться в условиях панкреатогенного перитонита.
Оперативное вмешательство не всегда устраняет возможность развития гнойных осложнений. В связи с этим порой возникает необходимость в повторных операциях, что увеличивает послеоперационную летальность. Смерть, как правило, наступает в результате тяжёлых септических осложнений и дыхательной недостаточности.
Наиболее частой проблемой при всех типах операций является необходимость релапаротомий продолжающегося панкреонекроза или в связи с развитием вторичных осложнений (абсцессов, кровотечений и др.).
Для выполнения неоднократных плановых релапаротомий и временного закрытия лапаротомной раны используются застёжки-«молнии». Однако они имеют недостатки, так как могут вызвать некроз тканей стенки живота, кроме того, они не позволяют в достаточной мере регулировать изменение внутрибрюшного давления.