АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Клиническая картина. Простая гемангиома характеризуется пятном разной величины, красного цвета с оттенками
Простая гемангиома характеризуется пятном разной величины, красного цвета с оттенками. Пятно всегда возвышается над поверхностью кожи. При пальцевом давлении на край опухоли по
границе с непоражённой кожей ангиома бледнеет, уменьшается, при прекращении давления вновь восстанавливает свой цвет. У детей раннего возраста, до 3—4 мес, заметен периферический рост опухоли, в чём можно убедиться, сделав абрис опухоли на прозрачной плёнке и приложив к тому же месту через 10-12 дней (рис. 11-1).
Кавернозная гемангиома представляет собой образование, располагающееся в подкожной клетчатке. Кожа над ней не и *- менена, но под кожей определяется опухоль в виде конгломерата синеватого цвета, иногда видны подходящие к опухоли сосуды. При надавливании на опухоль последняя несколько уменьшается, затем восстанавливает прежние вид и размеры. Иногда при пальпации можно определить дольчатость опухоли. Какой-либо пульсации над опухолью не определяется, хотя кожа может быть на ощупь несколько теплее окружающих тканей (рис. 11-2). Кавернозные гемангиомы могут быть диффузными, без чётких границ, или же иметь гонкую соединигельнотканную капсулу. Иногда, особенно на лице и шее, а также в околоушной области, эти образования способны к быстрому росту с прорастанием в окружающие ткани, следствием чего могут быть гяжёлые функциональные и кос мети ческие дефекты.
Комбинированные гемангиомы имеют кожную и подкожную части, причём подкожная часть может быть обширной (рис. 11-3).
Смешанные опухоли встречаются довольно редко (около 0,5% случаев). Возможно сочетание ангиоматозного компонента, например, с лимфангиомой, липомой, кератомой, фибромой и другими новообразованиями.
Наиболее важной в клиническом отношении является такая особенность гемангиом, как быстрый, порой непредсказуемый рост, особенно в первые 3 мес после рождения. У недоношенных детей эта особенность выражена наиболее ярко: гемангиомы у них растут в 2— 3 раза быстрее, чем у доношенных. Известны наблюдения, когда небольшое пятнышко превращалось за 10—12 дней в обширную и глубокую гемангиому. После первого полугодия жизни рост гемангиомы замедляется, но сказать с полной определённостью о темпах роста опухоли бывает довольно трудно.
В этой связи отдельного внимания заслуживает факт спонтанной регрессии некоторых простых ангиом. Истинная регрессия может наблюдаться в 10— 15% случаев, чаще на закрытых участках тела. При этом яркость ангиомы несколько уменьшается, на ней появляются участки беловатого цвета, прекращается периферический рост. Через 6—8 мес ангиома представляет гладкое, не возвышающееся над кожей белова то-розовое пятно, кожа над ним подвергается атрофии, и к 3—4 годам остаётся небольшой депигментированный участок кожи.
Следует подчеркнуть, что спонтанной регрессии подвергается лишь небольшая часть простых ангиом. Кавернозные и комбинированные ангиомы не регрессируют. Поэтому необходим постоянный контроль за состоянием и ростом гемангиом.
В процессе своего развития гемангиомы могут изъязвляться и воспаляться. Иногда в результате этих проявлений ангиомы также могут подвергаться обратному развитию.
Грозное осложнение течения гемангиом — кровотечения. Обычно они возникают у детей с обширными и глубокими комбинированными гемангиомами в результате изъязвления или воспалительного процесса, причём остановка кровотечения может сопровождаться довольно большими трудностями. Иногда бывает необходимо экстренное оперативное вмешательство.
Диагностика
Диагностика гемангиомы, как правило, не вызывает больших затруднений. Наличие ярко-красного пятна, возвышающегося над кожей, бледнеющего при давлении на его край и по прекращении давления восстанавливающего цвет, форму и объём, свидетельствует об гемангиоме.
Для выявления анатомических нарушений при обширной и глубокой гемангиоме, особенно сложной анатомической локализации, целесообразно выполнить рентгенографию. Однако наиболее информативной в этом отношении является ангиография, которая позволяет выявить сосудистые связи опухоли и определить наиболее рациональные пути её лечения.
Лечение
Среди многочисленных методов лечения гемангиом имеются хирургические способы (иссечение в пределах здоровых тканей с кожной пластикой и без неё) и консервативные, или неоперативные, способы. Принципиально важным независимо от способа является максимально раннее начало лечения гемангиом — с первых дней, недель и месяцев жизни. Не следует надеяться на спонтанную регрессию опухоли. Чем меньше ребёнок, тем быстрее увеличивается ангиома, и бывает невозможно предвидеть, какой станет небольшая ангиома через 2 нед или месяц.
Выбор способа лечения зависит от характера опухоли (плоская, кавернозная, комбинированная, смешанная), её величины и расположения, возраста ребёнка, быстроты роста ангиомы, характера осложнений, косметических и функциональных нарушений, вызванных ростом опухоли.
Наиболее эффективный и распространённый способ лечения простых гемангиом — низкотемпературное разрушение (криодеструкция). Остаётся высокоэффективным замораживание с помощью кристаллической углекислоты (—79 °С) путём непосредственной аппликации хладагента на поверхность гемангиомы в течение 15—20 с. В последнее время большое распространение получила аппаратная криодеструкция гемангиом, при которой в качестве хладагента используют жидкий азот с температурой -196 °С. Применение аппаратных методов криодеструкции позволяет прогнозировать результат с высокой точностью. Эффективность лечения достигает 96%.
В тех случаях, когда криогенное лечение трудновыполнимо, например при локализации гемангиомы в области век и глазницы, весьма эффективной оказывается короткофокусная рентгенотерапия.
При простых гемангиомах большой площади, когда лечение с помощью глубокого холода заняло бы продолжительное время, целесообразно назначение преднизолона через день из расчёта 4—6 мг/кг: в 6 ч утра 1/3 дозы, в 9 ч — 2/3 дозы. Продолжительность курса — 28 дней. При необходимости курс может быть повторен неоднократно. Схема не требует постепенной отмены препарата. Необходим контроль концентрации глюкозы и калия в крови и при необходимости — их коррекция.
При лечении кавернозных ангиом следует исходить из локализации опухоли. Если гемангиома располагается в косметически неблагоприятной области (кончик носа, щека, область лба, переносицы), то используют склерозирующую терапию, заключающуюся во введении в опухоль веществ, вызывающих её асептический некроз и рубцевание под кожей без рубца и деформации кожи. Для этой цели применяют гидрокортизон, 10% раствор хлорида натрия. Наиболее часто используют 70% этиловый спирт, получаемый разведением 96% спирта на 1/4 2% раствором прокаина. Количество вводимого спирта зависит от локализации, формы, величины опухоли и колеблется от 0,5 до 5 мл. Вкол иглы должен быть вне гемангиомы; спирт вводят в толщу опухоли и под нее. Иногда на курс приходится выполнять 10- 15 инъекций с перерывом от 14 дней до 1 мес между инъекциями.
В случаях, когда не требуется решать вопросы косметики, кавернозная ангиома может быть удалена хирургическим путём, например при локализации на бедре, плече, передней брюшной стенке, спине.
Более сложной задачей для лечения являются комбинированные гемангиомы. Выбор способа лечения определяется локализацией, величиной и скоростью роста опухоли. При локализации на закрытых участках тела предпочтительнее радиационное хирургическое лечение. Если же ангиома расположена в косметически неблагоприятной области, то можно рекомендовать для лечения метод СВЧ-гипертер- мии, заключающийся в облучении опухоли сверхвысокочастотным электромагнитным полем с последующей немедленной криодеструкцией опухоли, что позволяет резко усилить разрушающий эффект криодеструкции с сохранением всех свойств местного охлаждения, особенно органотипической регенерации эпителия кожи. При лечении этой формы гемангиом также правомочны склерозирующая, гормональная и лучевая терапия.
Наибольшие трудности для лечения представляют обширные и глубокие гемангиомы сложной анатомической (критической) локализации. Эти ангиомы располагаются преимущественно в области головы и шеи, чаще в околоушной области и характеризуются постоянным, хотя и довольно медленным после первого года жизни ростом. Эти ангиомы склонны к изъязвлению, дают массивные кровотечения, которые могут приводить к анемии и плохо поддаются склерозирующей гормональной и лучевой терапии.
Хирургическое лечение сопряжено со значительным риском кровотечения и повреждением нервных стволов, в частности лицевого нерва.
Для выработки оптимального подхода к лечению этой сложной группы больных показана ангиография, с помощью которой определяют характер кровоснабжения опухоли и её анатомические взаимоотношения (рис. 11-4). Одним из эффективных способов лечения этой патологии является эмболизация ангиомы таким веществом, как гидрогель, что резко снижает кровенаполнение опухоли, снижает возможности коллатерального заполнения её массы. После этого производят криодеструкцию гемангиомы без её удаления (рис. 11-5). Благодаря развитию некробиотического процесса опухоль гибнет, частично рассасывается и остаётся в виде участков атрофической кожи. Последующие косметические вмешательства необходимы в более старшем возрасте (5—6 лет).
В лечении некоторых видов гемангиом может быть использована комбинация нескольких способов: криогенного, склерозирующе- го, хирургического, гормонального и лучевого. В ряде случаев применяют интраоперационную криодеструкцию или высокочастотную коагуляцию.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 486 | Нарушение авторских прав
|