АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Электрофизиол методы.
ЭЭГ — метод исслед-я электрич-х потенциалов гол мозга, отводимых с помощью электродов, установленных на голове (существует и кортикография, когда электроды накладываются прямо на кору гол мозга при трепанациях черепа, во время операции по поводу эпилепсии и ряда других заболеваний). Колебание потенциалов регистрируют чернило-пишущие приборы на движущейся бумажной ленте. При опухолях больших полушарий гол-го мозга топич-я диаг-ка основыв-ся в первую очередь на обнаружении в ЭЭГ локального очага медленных волн. Период, амплитуда, устойчивость и распространенность локальных медленных колебаний, комбинация их с другими формами ритмов могут быть различными, в зависимости от локализации и глубины расположения опухоли. ЭЭГ важная роль в диаг-ке эпилепсии. Эпилептич-й очаг может проявляться на ЭЭГ различными типами активности — высокоамплитудными пиками, острыми волнами, комплексами «пик-волна» и другими различными пароксизмальными ритмами; наконец, только фокальными медленными волнами. При анализе ЭЭГ следует иметь в виду, что обнаруживаемые перестройки биоэлектрической активности не являются нозологически специфическими. Опухоли головного мозга, воспалительные, сосудистые заболевания последствия закрытой ЧМТ могут вызвать сходные изменения рисунка ЭЭГ. При закрытой ЧМТ на ЭЭГ выявляется диффузная распространенная низкоамплитудная медленная активность. Таким образом, при острой патологии головного мозга и особенно при травме, ЭЭГ имеет второстепенное значение.
Электромиография — основан на регистрации и анализе биоэлек активн-ти м и периф нерв вол-н, как спонтанный, отражающий сост-е их в покое и при м напряж-и, так и вызванный, т.е. обусловленный элект стимуляцией нерва или мышцы током разл интенсивности и частоты. Электромиография позволяет опр-ть пораж-я различ локализ-и: невральное, переднероговое, спинальное, первично-м-ое, пирамидное и т. д. В основе метода лежит примен-е электрич стимуляции нерв ствола с послед-ей регистрацией и анализом вызван потенциалов, отводимых с инн-ой им м или непосредственно с самого нерв ствола. Современная апп-ра позволяет регистрировать потенциал д-я нерва, а также м потенциалы - М-ответ, Ф-волну и некоторые др, а также скорость провед-я импульса, что опр-ся св-ми нерв вол-на (аксоплазмы, мембр-ы) и окруж вол-но среды. Классич электродиаг-ка осущ-ся с пом стандартного апп-та и проводится импульсным прямоугольным током частотой 40- 60 имп/с, длительностью 1 мс и постоян током в момент замык-я и размык-я. В Nых условиях раздраж-е постоян током вызыв быстрое молниеносное сокращение м. Импульсный ток вызыв тетанич-е сокращ-е м во все время прохождения тока. В любые сроки после полного анатом-го перерыва нерва раздраж-е его выше места повреждения не вызывает сокр-я мышц, иннер-х ветвями, кот отходят ниже места повреждения. При раздраж-и нерва ниже места поврежд-я в 1ые часы сохран-ся сокращ-е соответ-х м, со 2-4-го дня поврежд-я нерва – постеп-но ↓ возб-ть периф отрезка нерва на импульсный, а позднее и на постоянный ток. Возб-ть м на импульсный ток ↓ параллельно изменению возб-ти периф отрезка нерва и пропадает ч/з 2-4 нед. Возб-ть м на постоянный ток обычно ↑, сокращ-я замедл-ся, а с появлением атрофии становятся вялыми, червеобразными. Полная р-я перерождения наступает ч/з 3-5 нед после перерыва нерва.
При частичном поврежд-и нерва ч/з 3— 5 нед после ранения можно выявить частич р-ю перерождения, когда проводимость нерва и возб-ть м на гальванический и импульсный токи несколько ослаблены при наличии уже измененного сокр-я мышц на прямое раздр-е их гальваническим током и преобладание анодозамыкательного сокр-я над катодозамыкательным.
Эхоэнцефалография Метод основан на явлении отражения УЗ от границ двух сред, обладающих различными акустическими свойствами. Главным диаг-им критерием явл-ся смещение М-эхо, связанное с изм-ем объемных межполушарных соотношений. В норме М-эхо расположено строго по ср линии, поэтому отклонение М-эхо от данной линии более чем на 2 мм говорит о наличии объемного патологического процесса в соответствующем полушарии. Эхоэнцефалография широко применяется в диагностике травматических поражений, воспалительных, сосудистых заболеваний и опухолей головного мозга. Для этого используется отечественный аппарат Эхо-11 и Эхо-12.
Вентрикулярн пункция(пункция боков желудочков) для получ цереброспин жидк для исслед,измер интракраниал давл),для выполн вентрикулографии(котрастир желудоч с пом рентгеноконтр в-в),выполн операций.Иногда для сниж внутричерепн давл при наруш оттока ликвора из желудоч мозга.Также провод при установке сист наружн дренир желуд мозга или выполн др шунтир опер на ликворн сист мозга.Чаще произв пункция передн или задн рога боков желуд.
15. Сирингомиелия - хроническое заболевание, характеризующееся наличием продольных полостей, которые локализуются в центральной части спинного мозга и нередко в продолговатом мозге (сирингобульбия). Впервые термин “сирингомиелия” (от греч. syrinx - трубка) предложил Ollivier в 1824 г.
Этиология и патогенез. Чаще типичные изменения обнаруживаются в нижнешейном и верхнегрудном отделах спинного мозга. Нередко наблюдается распространение патологического процесса в продолговатый мозг; возможна и более высокая локализация - мост, внутренняя капсула (сирингоэнцефалия). Регулярно встречаются полости в грудном отделе. Напротив, люмбосакральная сирингомиелия - казуистика. Пораженный отдел спинного мозга расширен. В ряде случаев увеличение поперечных размеров приводит к эрозии костей, образующих спинномозговой канал. На поперечном срезе спинного мозга видна полость, окруженная полупрозрачной студенистой тканью, в которой гистологически определяются глиальные клетки.
Выделяют две разновидности сирингомиелических полостей - “сообщающиеся” и “несообщающиеся”. Термин “сообщающаяся” сирингомиелия (гидромиелия) предполагает наличие непосредственного сообщения IV желудочка с аномально расширенным центральным каналом спинного мозга. Содержимое полости идентично цереброспинальной жидкости.
Оба варианта сирингомиелии сходны между собой по патоморфологическим признакам, а различия состоят в характере патологических процессов, ведущихких образованию. Если “сообщающаяся” сирингомиелия связана с дефектом закладки первичной мозговой трубки или шва, то “несообщающаяся” обычно имеет симптоматический характер и связана с травмой спинного мозга, арахноидитом (как следствие гнойного или туберкулезного менингита, осложнения спинальной анестезии, перенесенного субарахноидального кровоизлияния или нейрохирургического вмешательства) или, наконец, полость развивается в. интрамедуллярной глиоме или эпендимоме. В целом, как полости “сообщающейся”, так и полости “несообщающейся” сирингомиелии обычно располагаются в шейно-грудном отделе. Лишь кисты интрамедуллярных опухолей могут локализоваться в любом отделе спинного мозга.
Распространенность сирингомиелии составляет 8-9 на 100 000 населения.
Клиника. Заболевание иногда имеет семейный характер. Кроме того, у членов семьи могут наблюдаться другие мальформации. Заболевание поражает чаще мужчин, может возникать в любом возрасте от 10 до 60 лет, преимущественно в период 25-40 лет.
Начало заболевания, как правило, постепенное. Иногда манифестацию первых симптомов провоцируют кашель, чиханье, физическая нагрузка. К наиболее ранним изменениям относятся похудание, слабость мелких мышц кисти и утрата чувствительности в ней. Реже первым симптомом являются боль или нарушения трофики.
Нарушения чувствительности. На самой ранней стадии в центральном сером веществе спинного мозга имеется продольная полость, протяженность которой соответствует нескольким сегментам нижнешейного и верхнегрудного отделов. Сначала полость расположена преимущественно с одной стороны, разрушая задние рога и прерывая волокна спиноталамического пути, начинающиеся в соответствующих сегментах. Возникает утрата болевой и температурной чувствительности, в то время как другие модальности остаются сохранными. Такое сегментарно-диссоциированное нарушение чувствительности впервые было описано Шарко. Если полость расположена центрально или в ходе болезни распространяется на другую половину, диссоциированное выпадение чувствительности оказывается билатеральным, и “полукуртка” трансформируется в “куртку”.
Нередки атипичные варианты выпадений чувствительности в виде полосок, “пятен”, “воротника”. Вовлечение в процесс спинального ядра тройничного нерва приводит к выпадению болевой и температурной чувствительности в наружных сегментах лица, область кончика носа и верхней губы поражается последней. Если полость первично располагается в продолговатом мозге, то первые нарушения чувствительности обнаруживаются на лице. В дальнейшем расширение полости вызывает сдавление латеральных спиноталамических трактов с одной или обеих сторон, что проявляется нарушением болевой и температурной чувствительности в нижних частях тела. Иногда между зонами анестезии в верхней половине тела и нижними конечностями определяется участок (область живота) с нормальной чувствительностью. Если спиноталамический тракт сдавливается на уровне продолговатого мозга, то болевая и температурная чувствительность нарушается или утрачивается на всей контралатеральной половине тела. Задние столбы поражаются обычно последними, и на поздних стадиях болезни обнаруживаются нарушения глубокой, вибрационной и тактильной чувствительности. Тем самым утрачивается диссоциированность (расщепленность) сенсорных нарушений.
Аналгезия обусловливает частоту травм, особенно часты ожоги пальцев, которые сначала игнорируются. Очень частым симптомом являются спонтанные боли, которые могут быть жгучими, острыми или стреляющими. Односторонние боли в лице или в руке могут быть первым проявлением болезни. Наряду с болями наблюдаются парестезии и гиперпатии.
Двигательные нарушения. К наиболее ранним двигательным нарушениям относятся слабость и атрофии мышц вследствие сдавления или деструкции клеток передних рогов. Поскольку образование полостей начинается в шейно-грудном отделе спинного мозга, первые амиотрофии обнаруживаются вмелких мышцах кисти; при этом процесс может быть двусторонним с самого начала или развиваться последовательно в каждой верхней конечности. В дальнейшем отмечается похудание мышц предплечья, плеча, плечевого пояса, верхних межреберных промежутков. Атрофии обычно не достигают той выраженности, которая характерна для болезни двигательного нейрона. Фасцикуляции редки. Распространение полостей в дорсолатеральные отделы продолговатого мозга приводит к поражению п. ambiguus с развитием пареза мягкого неба, глотки, голосовых связок. Паралич гортани изредка осложняется стридором, могущим потребовать трахеостомии.
Значительно реже наблюдаются двигательные нарушения со стороны других черепных нервов. Описаны параличи мимических и жевательных мышц, наружной прямой мышцы глаза, типично асимметричное поражение языка. Очень часто наблюдается нистагм, как горизонтальный, так и вертикальный. Разрушение симпатических центров в спинном мозге сопровождается появлением синдрома Горнера с одной или обеих сторон. Реакция суженных зрачков на свет сохранена. В случае сдавления пирамидных путей возникает нижний спастический парапарез. Сухожильные рефлексы на нижних конечностях повышаются, на верхних - снижены или отсутствуют. Однако очень редко и на руках может наблюдаться повышение рефлексов. Именно в этой ситуации ошибочно предполагается боковой амиотрофический склероз. Функции тазовых органов нарушаются редко. Восходящий характер парезов, как центральных, так и периферических, подобно восходящему типу нарушений чувствительности, с большой вероятностью указывает на несообщающуюся полость, растущую вверх. Этот очень важный клинический симптом не касается поражений верхнешейной локализации.
Трофические нарушения. Истинная гипертрофия всех тканей может наблюдаться на одной конечности (например, хейромегалия), или половине тела, или даже в языке. Ангидроз возникает обычно в области лица или верхних конечностей. Возможно и повышение потоотделения, которое происходит спонтанно или рефлекторно при употреблении горячей или острой пищи. В 20% случаев отмечаются нейроостеоартропатии (суставы Шарко). Наиболее часто поражаются плечевой и локтевой суставы, реже - суставы кисти, височно-нижнечелюстной, грудино-ключичный и ключично-акромиальный. При рентгенографии обнаруживаются атрофия и декальцификация костей, образующих сустав, эрозия суставных поверхностей и последующее разрушение костной ткани. Типична безболезненность при грубейших костно-суставных изменениях. Пораженный сустав часто увеличен в размерах, движенияв немсопровождаются громкой крепитацией. Отмечается ломкость длинных трубчатых костей. Трофические изменения кожи включают цианоз, гиперкератоз, утолщение подкожной клетчатки, особенно на руках; распухшие пальцы принимают вид “банановой грозди”. Как упоминалось, утрата болевой чувствительности обусловливает исключительную подверженность повторным травмам; заживление при этом происходит медленно. Часто наблюдаются гнойное воспаление мягкой ткани дистальных фаланг, некрозы костей. Секвестрация пораженных фаланг, когда сопровождается отхождением костных фрагментов (обывательски - “выпадки”).
ДЦП.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ, заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. При детском церебральном параличе (ДЦП) поражение двигательных и ряда других центров головного мозга отражается на активности мышц конечностей, головы, шеи или туловища. Выраженность симптоматики зависит от распространенности поражения мозга и колеблется от легкой, едва заметной до чрезвычайно тяжелой, приводящей к полной инвалидности. Могут наблюдаться эпилептические припадки, задержка психического развития, трудности восприятия и обучения. Иногда нарушаются зрение, слух, речь, интеллект. Хотя ребенок с ДЦП нередко производит впечатление умственно отсталого, это не всегда соответствует действительности. Заболевание не наследуется и не является непосредственной причиной смерти, но способствует снижению продолжительности жизни. Специфической терапии не существует.
Причины. Состояния, близкие к церебральному параличу, могут возникать в любом возрасте после инфекционной болезни, инсульта или черепно-мозговой травмы. Детский же церебральный паралич обычно вызывается поражением или травмой головного мозга до родов, во время родов или сразу после них. Во многих случаях истинная причина остается неизвестной. К числу пренатальных (дородовых) причин относятся инфекции во время беременности, преэклампсия (поздний токсикоз беременности), несовместимость матери и плода по резус-фактору крови. Другими, причем нередкими причинами ДЦП служат преждевременные роды, асфиксия новорожденного и родовая травма. При очень низком весе новорожденного вероятность заболевания значительно увеличивается. После родов повреждение головного мозга бывает следствием черепно-мозговой травмы или инфекции, например менингита.
Формы. Классификация ДЦП основана на характере двигательных нарушений и их распространенности. Выделяют пять типов двигательных нарушений: 1) спастичность – повышение мышечного тонуса, выраженность которого уменьшается при повторных движениях; 2) атетоз – постоянные непроизвольные движения; 3) ригидность – плотные, напряженные мышцы, оказывающие постоянное сопротивлением пассивным движениям; 4) атаксия – нарушение равновесия с частыми падениями; 5) тремор (дрожание) конечностей. Примерно в 85% случаев отмечается спастический или атетоидный тип нарушений. По локализации симптоматики выделяют четыре формы: 1) моноплегическую (с вовлечением одной конечности), 2) гемиплегическую (с частичным или полным вовлечением обеих конечностей на одной стороне тела), 3) диплегическую (с вовлечением либо обеих верхних, либо обеих нижних конечностей), 4) квадриплегическую (с частичным или полным вовлечением всех четырех конечностей).
Лечение ДЦП проводится прежде всего путем тренировки физических и психических функций, позволяющей снизить выраженность неврологического дефекта. Для улучшения мышечной функции используют физиотерапию и трудовую терапию. Логопедическая помощь и коррекция слуха способствуют развитию речи больного. Фиксаторы и другие ортопедические приспособления облегчают ходьбу и поддержание равновесия. Умственно отсталые дети должны обучаться в пределах своих возможностей. Долговременная терапия включает образование по специальным программам, психологическое консультирование, развитие навыков общения, гибкую систему профессионального обучения, организацию отдыха и развлечений. Больной ДЦП нуждается во всесторонней помощи. Следует поддерживать его стремление максимально реализовать себя в жизни. Ключевую роль в лечении играют родители, которым необходимы психологическая поддержка и конкретные рекомендации.
Дата добавления: 2015-12-16 | Просмотры: 444 | Нарушение авторских прав
|