вторичной трансформации передача трансформирующих генов будет происходить с высокой эффективностью.
Имеются экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что активация протоонкогенов происходит при перестройках генетического материала, приводящих к увеличению скорости транскрипции соответствующих генов. Как уже упоминалось, некоторые белки, кодируемые вирусными онкогенами, например pp60src, найдены и в нормальных клетках, однако в гораздо меньших количествах, чем в раковых. Более того, показано, что возникновение ряда онкогенов связано с хромосомными перестройками. Ген человека с-тус, гомологичный вирусному онкогену, который вызывает опухоли цыплят и других птиц, картируется вблизи одного из концов хромосомы 8. Было найдено, что у больных лимфомой Беркитта налицо транслокация терминальной части восьмой хромосомы (обычно на хромосому 14). При этой транслокации точка разрыва приходится как раз на локус протоонкогена с-тус, который, таким образом, попадает под контроль регуляторных элементов хромосомы 14, ответственных за транскрипцию гена тяжелой цепи иммуноглобулина (рис. 18.22).
Альтернативная гипотеза, не исключающая предыдущую, предполагает, что активация онкогенов происходит в кодирующей области структурных генов. Эта гипотеза подтверждается наблюдениями (см. Дополнение 20.1, опыты Эймса) о том, что такие канцерогенные факторы, как радиация и некоторые химические агенты, одновременно служат источниками возникновения различных мутаций. Сейчас известно, что активация некоторых онкогенов в ряде случаев вызывается мутациями в структурной части генов, тогда как в других случаях активация оказывается связанной с действием «чужих» регуляторных элементов.
Насколько верно представление о том, что разные типы рака вызываются разными онкогенами? Специфичность трансформирующих генов исследовали методами рестрикционного анализа. В этих опытах изучали, насколько определенный набор рестриктаз инактивирует трансформирующую способность онкогенных последовательностей ДНК. При этом инактивация означала, что последовательность нуклеотидов, необходимая для трансформации, содержит сайт узнавания для данной рестриктазы. Все трансформирующие последовательности, инактивируемые определенным (достаточно большим) набором рестриктаз и не затрагиваемые другими рестриктазами, считали идентичными.
Результаты таких исследований проиллюстрированы табл. 18.11, в которой виды раковых опухолей сгруппированы по тканям, которые они поражают. Видно, что канцерогенез определенной ткани вызывается одними и теми же трансформирующими генами вне зависимости от первичного индуцирующего агента и от того, экспрессируются ли они у человека или у мыши. Различные онкогены индуцируют трансформацию различных тканей. Например, из второй строки табл. 18.11 следует, что одни и те же рестриктазы расщепляют онкогены в ДНК всех семи исследованных карцином молочной железы. При этом некоторые опухоли были обнаружены у мыши, другие-у человека, некоторые из них были спонтанными, тогда как в других случаях их индуцировали химические соединения или вирусы. Профиль чувствительности онкогенов этих карцином к рестриктазам Ват HI, Eco RI, Hind III, Xho I и устойчивость к Pvu II и Sac I являются тканеспецифичными и не характерны для онкогенных ДНК других типов тканей.