АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Гештальт-терапия
В гештальт-терапии невротическое состояние индивида предполагает неспособность человека полностью контактировать (завершать цикл контакта) с собой и окружающей средой, следствием чего является определенная незавершенность ситуации. Одним из симптомов ПТСР является неспособность человека ориентироваться на длительную жизненную перспективу, то есть речь идет о неспособности индивида выделять потребности (фигуры) из фона. Происходит прерывание контакта уже на первой стадии. В случае, когда истинные потребности остаются за гранью осознания, они могут заменяться потребностями других людей.
Существует пять основных механизмов прерывания контакта, при которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и для развития пациента, оказывается рассеянной и ошибочно направленной. Это проекция, конфлюенция, ретрофлексия, дефлексия и интроекция. Целью терапии является восстановление способности индивида к естественному функционированию цикла контакта и, следовательно, работа с механизмами его прерывания.
Экзистенциальный подход:
«логотерапия» (Frankl, 1959) – подход, который заключается в том, чтобы найти смысл в случившемся. Оказывается, что как только найден смысл, большинство клиентов быстро выздоравливает. Культуральные и религиозные убеждения, например, доктрины кармы или смысла страдания, свойственные буддистам и индуистам, тут имеют важное значение.
Американский психолог Дж. Ялом предложил рассматривать все психологические проблемы травматического стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В травматической ситуации эти темы выступают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переживания. Так смерть встаёт перед человеком в двояком виде. Человек становится свидетелем смерти других людей и оказывается перед лицом своей возможной смерти.
В обычной жизни у нас есть психологические защиты, позволяющие существовать бок о бок с мыслью, что в один прекрасный момент для нас ничего не будет иметь значение. Создаются эти психологические защиты не сразу. Впервые страх смерти возникает у трехлетнего ребёнка: он начинает бояться засыпать, по много раз спрашивает у родителей – не умрут ли они…. В дальнейшем ребёнок создаёт психологические защиты, выступающие в виде базовых иллюзий.
Иллюзия собственного бессмертия выглядит примерно так: "Я знаю, что все люди рано или поздно должны умереть, но когда дело дойдёт до меня – я уж как-нибудь выкручусь. К тому времени может быть изобретут эликсир бессмертия". Иными словами – "Все, только не я ".
Первое же столкновение с травматической ситуацией ставит человека лицом к лицу с реальностью. Впервые человек вынужден признать, что может умереть. Для большинства такое откровение может кардинально поменять образ мира, который из уютного и защищенного превращается в мир роковых случайностей, продуваемый всеми ветрами.
Иллюзия справедливости гласит – "каждый получает по заслугам". Один из её вариантов: "Если я буду делать добро людям, то оно вернётся ко мне". Попадание в травматическую ситуацию сразу же показывает со всей очевидностью неправильность, нереальность иллюзии о справедливости устройства мира. У Льва Толстого Николай Ростов во время боя думал: "Как же меня могут убить, ведь меня так все любят?!"
Разрушение базовых иллюзий – момент болезненный для любого. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира хотя удобных, но всё же иллюзий, в мир опасный, но всё же реальный, значит, он повзрослел и сильно продвинулся как личность. Если же он не смог преодолеть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен (а он не хорош и не плох, а такой, какой есть), или же строит другие иллюзии, часто эту роль выполняет религия.
Преодоление базовой иллюзии могло бы выступить в таком варианте: "Всё, что мы делаем, мы делаем прежде всего для себя. И даже если это может показаться бессмысленным, мы должны делать это, просто чтобы оставаться людьми"
Иллюзия простоты устройства мира гласит: мир очень прост, в нем есть только белое и черное, добро и зло, наши и не наши, жертвы и агрессоры. Полутона и диалектика восприятия здесь отсутствует. Весь мир как бы поделен на 2 противоположные части. Чем более зрелой становится личность, тем больше она начинает соглашаться с фразой, которую часто можно услышать от много повидавших людей: "В жизни всё очень сложно, чем больше живу, тем меньше понимаю".
Для того, чтобы справиться с травматическим опытом человек использует копинг-стратегии, или стратегии совладания:
· Избегание
· Хаотическая деятельность
· Агрессия
· Замирание, исчезновение
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 650 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
|