АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
СИНДРОМ ПРЕДКОВ 7 страница
* Именно 11 ноября (дело происходило в 1990-е годы) я была свидетельницей спонтанного выкидыша у молодой женщины, говорившей о «боли, как об уколе шпаги, пронзившей поясницу». До прибытия машины «скорой помощи» я побудила ее к ассоциациям, и мы поднялись по генеалогическому древу до дедушки ее матери, который во время Первой мировой войны чистил окопы от трупов с помощью штыка в местечке ШеМен де Дам. На следующий год у нее родился великолепный ребенок.
Часто я работаю со «смертельным холодом», ассоциируемым с болезнью Рейно, который исчезает, когда обнаруживают факт чьей-то смерти в предшествующих поколениях. Это как бы болезнь Крона, которая часто останавливается, когда обнажается связь с дедушкой — уборщиком окопов.
Именно теории хаоса и фракталов могут подсказать, что самое незначительное событие может «все» изменить (классический пример, приведенный в 1970 г. Эдвардом Лоренцем, изучавшим прогнозирование погоды, о взмахах крыльев бабочки (butterfly effect). Так вот, сам факт взмаха крыльев бабочки в Амазонии может привести к торнадо в Техасе, что подтверждалось на примерах явлений, имеющих как естественно-научную, так и комплексную природу: состояние биржи, движение на автомагистралях, динамика ионов и воды в почве, кровообращение человека, экономические кризисы и депрессии (в экономике), футбольные состязания и т. д. Мне бы хотелось привести ясный и очень простой пример.
Я писала, что не верю в случайность (никакой психоаналитик в это не верит), и тем не менее... Однажды я сидела у себя дома перед экраном компьютера и выводила на принтер этот текст в одном экземпляре. Когда в приемнике кончилась бумага, компьютер выдал соответствующий сигнал. Не отворачиваясь от экрана, я протянула левую руку, заправила бумагу и... к моему великому удивлению, страницы начали переворачиваться, падая в корзину. Почему? Я не двигалась в своем кресле, вроде бы «ничего» не изменилось. И тем не менее что-то произошло, «остановив» одну последовательность и запустив другую. Но почему? «Ничего не изменилось», что могло бы мною осознаваться слепой смерти (человека или животного из своего круга или круга семьи). Для этого очерчивается круг того, который «притягивает» повторения («attractor»), ту или иную тенденцию в поведении. Однако задача научного обоснования (с использованием последних достижений науки и междисциплинарных подходов) и более полного объяснения явлений повторения и «аттракторов» все еще не решена.
В той области, где все мы (я вместе с дорогими читателями) являемся специалистами (речь идет о трансгенерационных явлениях), отмечались случаи прекращения тяжелейших болезней (так происходило в отдельных случаях рака на завершающей стадии: после определенной работы метастазы и раковые клетки исчезали) в результате «раскодирования» синдрома годовщины и лояльности семье или «травматизма ветра пушечных ядер», тяжелой травмы, несовершенного траура после не-
КАК СТРОИТЬ ГЕНОСОЦИОГРАММУ?
Напомним, что геносоциограмма представляет собой генеалогическое древо, построенное по памяти (то есть без привлечения дополнительной информации и документов), дополненное важными жизненными событиями (с их датами и связями) и эмоциональным контекстом (социометрическими связями в виде стрелок или цветных линий). Геносоциограмма не является классическим генеалогическим древом, расписывающим все родственные связи. Важно то, каким способом автор этого «фантазийного древа» воспринимает действующих лиц и связи, которые соединяют их и его самого с предками по вертикали и родственниками по горизонтали, а также с их ролями. Иногда даже белые пятна, провалы в памяти семьи (как и молчание на психоаналитической кушетке) могут сказать многое о том, что было «вычеркнуто из семейной памяти».
Самым информативным, интересным и актуальным в этой работе является установление вероятных связей между событиями, фактами, датами, возрастами, ситуациями.
Можно предположить вероятную взаимосвязь, например, между смертью и рождением или совпадение дат или возрастов (синхрония, синдром годовщины); сюда же относятся повторяемость определенных событий и гипотеза реактивации чувств и cmpeccd предвосхищения в некоторые периоды жизни человека и семьи — стресс годовщины.
Условные обозначения
Условные обозначения очень просты. О — КРУГ обозначает женщин, д — треугольник — мужчин (врачи ставят квадрат), каждый из них связывается с помощью U-образной сплошной линии с родителями; используются — штриховые линии, когда речь идет об обозначении аборта или выкидыша.
Для двух людей = двойная линия указывает на бракосочетание, просто линия — на свободный союз, — пунктирная черта подчеркивает привилегированное отношение. В случае семейной пары наличие наклонной линии говорит об обособленности супругов, двойная же наклонная черта — о разводе.
Кроме того, используются обозначения:
индивид доминирующий третирующий, использующий
насилие в различных формах эмигрант — иммигрант третируемый
с психическими проблемами гомосексуалист или бисексуал братья — сестры, родившиеся почти тройня в
с интервалом в 12 — 20 месяцев
и воспринимаемые почти как
близнецы
еще не женатый в сорок
пять лет
Кружочки обозначают любую особу женского пола.
Треугольники обозначают любую особу мужского пола (но врачи изображают квадрат).
Квадрат обозначает, что не известен пол лица.
Пунктирные квадраты обозначают выкидыш или аборт в случае, если пол ребенка неизвестен; пунктирный треугольник или круг обозначают вы кидыш или аборт в случае, если пол ребенка был установлен.
Круг или треугольник, обрамленный квадратом (или двойной линией), обозначают лицо, для которого была построена геносоциограмма.
Двойная линия, соединяющая два лица, обозначает бракосочетание .
Простая линия представляет свободный союз. Штриховая линия указывает на простое отношение. Наклонная черта обозначает обособленность.
Двойная наклонная черта означает развод, простая наклонная черта обозначает обособленность.
Повторные браки: пронумеровываются горизон тальные линии для указания порядкового номера (например: 1 = первый брак).
Родители.
Дети: номер указывает порядок рождения; здесь тре тий ребенок (дочерняя связь продублирована пунктиром) является приемным.
Родители. Близнецы.
Эта линия связи указывает на согласие между двумя лицами.
Эта линия связи указывает на разногласия между двумя лицами, линия с зигзагами указывает на конфликт.
Крестик указывает, что лицо скончалось, дата кончины указывается чаще всего сбоку, вместе с возрастом.
Лица, живущие под одной крышей, обведены замк нутой линией.
Даты имеют большое значение, так как они являются граничными метками и ключами памяти, сюда же часто относят
Наклонная черта на связях указывает, что отноше ния были прерваны .
Зигзагообразная черта указывает на супружеский > конфликт.
Строя геносоциограмму, мужу чаще всего определяют место слева, а жене — справа; детей пронумеровывают (записывают порядковый номер над значком пола); возраст обозначают в круге или треугольнике. Кончины отмечают крестом с последующим указанием даты и причины; например: 1915 г. (Верден).
Замкнутая линия окружает лиц, живущих под одной крышей. Лицо, которое строит геносоциограмму (субъект), изображается в центре схемы (в кружке или треугольнике внутри квадрата, чтобы его было легко выявить). Линия (стрелка) указывает связи положительные и отрицательные.
Несколько значков, позволяющих обозначать факты и болезни:
б = бракосочетание
| О = отец
| р = развод
| М = мать
| с= суицид
| БМ = бабушка по материнской линии
| н= несчастный случай
| ДМ = дедушка по материнской линии
| в = война
| БО = бабушка по отцовской линии
| р = рак
| ДО = дедушка по отцовской линии
| бс = болезни сердца
| ПДМ = прадедушка по материнской линии
| ал = алкоголизм
| ПБМ = прабабушка по материнской линии
| ипб — аборт
| ПДО = прадедушка по отцовской линии
| дп = депрессия
| ПБО = прабабушка по отцовской линии
| тб = туберкулез
| ии = инцест, изнасилование, сексуальные
|
| злоупотребления
| в = выкидыш
| п = побитый (ая)
| мр = мертворожденный
| вс = внезапная смерть
| ребенок
|
| дни рождения, связи с теми или иными праздниками или с значимыми религиозными и историческими событиями.
Точные даты чрезвычайно значимы — иногда они могут быть ключами памяти по отношению к болезням, несчастным случаям, разрывам, бракосочетаниям и всему тому, что относится к памяти о семейных мифах. И если наша память имеет разрывы, то следует поинтересоваться почему. Крайне важно не забывать как «попугая», который может обнажить тайну семейной памяти, так и дорогую двоюродную бабушку, не состоящую в браке, но которая в некотором роде является «семейным секретарем», семейной памятью.
Такое графическое представление важно, потому что оно позволяет отследить повторения, блуждания «призрака», синхронности или значимые повторения, синдром годовщины. (Мы соединяем их красной линией.)
Биографическая реконструкция. Метки, ключи, границы памяти и ограничения метода
Следует напомнить, что геносоциограмма строится главным образом по памяти на базе генеалогического древа с дополнениями и пометками. Она основана именно на том, что семья хранит в памяти: даты, значимые факты, ключевые моменты, раздел наследства или связь, проявления несправедливости (подлинные или ложные), то есть на фактах с их мощным зарядом чувств. Геносоциограмма, выстроенная по памяти, отражает также «провалы» и забвения, белые пятна — то, чего не знают о людях, уехавших в дальние края или тех, которых больше не видят. Ни геносоциограмма, ни генограмма не являются в строгом смысле ни объективным генеалогическим исследованием (по документам), ни генеалогическим древом.
На геносоциограмме одновременно указывают важные факты (события жизни), объективно значимые моменты (уровень образования, даты рождения, бракосочетания, кончины, профессию) и субъективно значимые (встречи, продвижения по службе, провалы, разрывы, переезды, характерные качества личности), а также их связи. Имена, места проживания или проведения каникул, некоторые предметы тоже могут служить ключами: колечко, мебель и т. д..; даты войны, переезда, отставки» семейных праздников.
Параллельно биографической реконструкции семьи важно вспомнить историко-политико-социологический и экономический контекст, который даст много ценных сведений об изменении менталитета и, вероятно, семейного быта той эпохи.
Такую реконструкцию не так уж трудно сделать: надо отвести 25 — 30 лет на каждое поколение. Если ваш отец женился на вашей матери в 1930 г., то вы можете предположить, что, вероятнее всего, его отец женился в 1900 г. Если он женился на вашей бабушке в 1900 г., то ему было, таким образом, 30 лет и родился он около 1870 г. Теперь вы попытаетесь представить, в каком контексте он мог появиться на свет и воспитываться. Если он родился примерно в 1870-1872 гг., то это будет война 1870 г. против немцев. Если ваши родственники жили в Париже, то они, может быть, пережили осаду Парижа и голод, который за ней последовал; следовательно, вы можете отметить такие события, как Коммуна, голосование, в ходе которого потерпел провал Наполеон III; в случае необходимости вы возьмете иллюстрированный «Малый Ларусо или хороший словарь, чтобы проверить и дополнить ваши исторические знания. Вы знаете, что позже произошла серия экономических скандалов: Панама, Суэц. Чтобы лучше понять особенности той эпохи, надо вспомнить о законах Комба (1905, отделение церкви от государства, в результате которого «монахини были удалены из школ», а имущество церкви конфисковано)... затем война 1914-1918 гг.
Итак, вы сможете выдвинуть несколько социологических или историко-экономико-социологических гипотез о детстве вашего дедушки на основе того, что происходило в это время.
Чаще всего я работаю именно с группами, так как считаю, что это гораздо интереснее для всех, потому что одни и те же проблемы, драмы, семейные конфигурации встречаются у нескольких участников, и также потому, что политико-социо-эко-номико-историческая память одних дополняет и пробуждает воспоминания у других.
Начиная формулировать историко-экономико-социологичес-кие гипотезы, вы замечаете, что если до этого времени клиент говорил, что не может ни о чем вспомнить, то в этот момент можно сказать, что какая-то «задвижка» открылась в его голове и он сейчас воскликнет: «Ах, да, это правда, я вспоминаю, семья стала очень бедной не во время панамских событий, это произошло в момент событий на Суэцком канале, когда (мой отец или моя бабушка) сменили школу, так как возникли осложнения».
Внезапно открываются целые блоки памяти — просто потому, что, так сказать, сняты замки с зон запоминания: начинают возникать свободные ассоциации, иг люди оказываются в состоянии вспомнить о чрезвычайно значимых вещах, которые они знали, не ведая того.
После этого они смогут вспомнить, что знают двоюродную бабушку, соседку крестной матери или бабушки, полкового друга дедушки, с которым двоюродная бабушка еще общается.,. Они, наконец, смогут навести справки.
Столь внезапно востребованные элементы воспоминаний возвращаются.
В этом контексте вспоминают, откуда еще можно почерпнуть дополнительные сведения: от друзей или соседей, членов далекой семьи, из нотариальных архивов, церковных книг, надгробных плит, трудов по региональной истории, местной печати той эпохи, исторической службы армии (ИСА), различных архивов...
Выше я привела несколько примеров и ключевых дат из истории Франции, но подобные примеры можно привести из истории Испании, или Италии, или любой другой страны; для протестантов это может быть аннулирование Нантского эдикта королем Луи XIV 18 октября 1685 г.; для евреев — бегство из Испании (1492), Холокост (1942) или «шестидневная война» (1967); для других — армянский геноцид (24 апреля 1915 г.), голод в Ирландии (1846-1848) с последовавшей эмиграцией, имеющиеся воспоминания о Вердене (февраль — декабрь 1916), окопы и газы, или военное кладбище при Дуомоне, или война в Алжире (1954-1962), или крестовые походы (1096-1270), или 4 июля (1776) — праздник Независимости для американцев.
Очень многообещающий в познавательном плане, этот метод, однако, не является панацеей и не может не заменить сеанса психотерапии (но он его дополняет или придает важность в начале работы), не произвести генеалогическую реконструкцию, которая предполагает дальнейшие исследования и дополнительную генеалогическую работу.
Основы идентичности: имя и фамилия. Фамилия или отчество: «Как тебя зовут?»
Представить свою идентичность — это значит назвать свое имя и фамилию. А называя их, мы определяем свое место в социальном, географическом, культурном планах, чаще всего выявляя этнические и религиозные оттенки. Мы определяем свое место («отсюда» мы или «оттуда»), свою принадлежность к той же группе и к тому же миру («быть одним из наших») или же к чужим, даже к потенциальным врагам или их потомкам, что может вызывать неприятие (или даже агрессию) и страх.
Подразумевается, что вскоре станет ясно, когда мы родились, где, у кого1? Тем самым мы задаем координаты во времени, пространстве и истории. (Классический вопрос в школах: «Чем занимается твой отец?») К' какой культуре ты принадлежишь? К какой традиции? Каков твой уровень? Пол? Раса? Религия? Возрастная категория? Идентичность, «Я» («self»), глубинная сущность, «Я для самого себя» связаны одновременно с «Я для другого» (с образом, который вы предъявляете другим, и с тем образом, который другие спроецируют на вас, со статусами и воспринимаемыми ролями, а также с ролевыми ожиданиями), с «внутренним «Я» f«soi-en-soi») (так называемым «объект тивным «Я») и с вашим ощущением себя, своей личности. Идентичность отражается в телесных проявлениях, социальных знаках (labeling).
1 Библия рассказывает историю рода, начиная так: «Иаков, сын...» В Иерусалиме монастыри выстроили генеалогическое древо Иисуса, восходящее через Иосифа к Адаму и Еве, пренебрегая тем, что, если он является сыном Бога, то не может быть сыном Иосифа, столь значимой и необходимой казалась им родственная связь по отцовской линии. Cf. Himmelman С. (Sd), A Family tree: from Adam to Jesus, Israel, Bethlehem, The 3 Arches, reed, а 1980-х гг.
По данным исследования, которое выполнила в 1980 г. Эмэ Пирсон, дети устанавливают родственную связь с четырех с половиной лет, а после семи с половиной лет обретают способность артикулировать «атом родства», т. е. признают родственную связь со своими родителями.
Лишь позднее ребенок начинает осознавать понятия поколения и родства.
Родственная связь — это одновременно биологическая, социальная и психологическая реалия.
Биологическая реалия — это в конечном итоге генетическая фикция: родственная связь возникает в связи с браком родителей, даже если речь идет о внебрачном ребенке, которого скрывают, или в связи с добровольным признанием родства (что может соответствовать действительности, а может быть социальной фикцией).
Можно анализировать структуру родственной связи по двум осям, как это делал Жан Гиота (в 1979,1985 и 1986 гг.):
—установленное родство — то, благодаря чему человек объявляет себе и другим, что он является сыном, дочерью, отцом, матерью такого-то и относит себя к соответствующей группе.
В русской традиции человек представляет себя сыном того-то, например, Николай Васильевич Гоголь (Николай сын Василия). Невозможно обратиться к кому-либо без непременного использования имени и отчества. Даже если оно точно не известно, то бормочут что-то невнятное.
Точно так же во многих африканских племенах принято указывать свою родственную связь.
Таким образом, установленная родственная связь — это связь, смысл которой придается социальной группой через языковые, юридические, культурные структуры (правило наследования и принадлежности); *
— воображаемая или нарциссическая родственная связь — это психологическая реалия, вписанная в прошлую историю и будущее. Психологическая связь часто становится видна по тому, какое большое значение придают физическому сходству между поколениями: «Это связь сходства, которая проходит через тело» (Гиота, 1985, 26). (
Именно сюда следовало бы отнести цепи повторяющихся событий в семье: смерть ребенка или родителя, самоубийство, наследственная болезнь или воспринимаемая как таковая.
Жак Гиота замечает, что при наличии сложностей в определении статуса родства (внебрачный ребенок, сомнения в отцовстве, проблемы наследства или лишения прав, изменение отчества) устанавливаемая ось становится хрупкой и вместе с воображаемой осью стремится попасть в своеобразную диалектическую связь.
Можно отметить трудности, связанные с особенностями устанавливаемого родства, такими, как отсутствие или преждевременная смерть отца, мезальянс (как нарушение социальных условностей), смена отчества2, внебрачный ребенок, плод адюльтера или брошенный ребенок, мать-одиночка. Другие трудности могут быть связаны с особенностями установления родства по имени или с лишением родства (лишение наследства, проклятие). Как следствие подобных ситуаций появляются, например, случаи маргинального поведения. Жак Гиота в работе «Психоанализ в университете» (1979, т. IV, N 16, с. 652) предлагает сетку для отслеживания особенностей родства с некоторыми примерами повторяющихся соматических приступов и т.д.
На вопрос: «Как тебя зовут?» — можно было бы ответить: «Так, как назвали».
Фамилия и отчество отмечают отношение к предкам. Фамилию и отчество передают, а «не дают». Дают только имя.
В нашей патриархальной цивилизации мужчина дает свою фамилию женщине, на которой женится, а также детям, которых он признает своими, законнорожденными или усыновленными. Бернар Тис в своем выступлении на канале «Франскулътюр» в 1990 г. напомнил, что раньше в документ — земскую книгу вписывали название земель, приходивших вместе с женщинами, и лишь во время французской революции во Франции началась передача прав наследования через отчество, получаемое от мужчины.
2 Многие люди сохранили свой военный псевдоним, главным образом, если он был знаменит, как, например, в случае с семьей генерала Леклерка. Или же когда новая идентичность была интериоризирована с иной принадлежностью. Иногда люди сохраняли свои литературные или театральные фамилии; это также видно в случаях соприкосновения с «расовой или религиозной линией», а иногда для легального изменения имени, что разрешалось в случае имен с негативной коннотацией, например, Кошон (в переводе с французского «свинья»), Бош (презрительное обращение во Франции к немцам).
Важность фамилии (отчества) во многих культурах и цивилизациях связана с фактом рождения сына. Например, в Верхнем Египте мужчина обязан был иметь сына, который гарантировал бы его погребение согласно обычаям и продолжение его фамилии (Cf. Histoire de lafamille, 1986, Paris, Colin, 2 volumes).
Мы живем уже не во времена церковного собора в Никее. «Позор тому, кто полагает, что у женщин нет души. У них есть что-то вроде души, как у животных и цветов» — это утверждение на малом церковном соборе 538 г. в Меконе оспаривалось одним из епископов (см. приложение, с. 199). В наших современных законах записано равенство мужчин и женщин, но бессознательное по-прежнему желает сына и продолжения фамилии.
Значимость имени. Нить Ариадны
Имя — одна из основ идентичности.
Имя часто дают в силу семейных традиций, нередко семья дает ребенку два или три имени — в честь бабушек и дедушек, в память о пропавших, в честь крестных, дают имена библейские или связанные с политикой, спортом, кино, театром, а иногда модные имена или те, которые выпали в тот день (по календарю).
В некоторых регионах часто встречается имя Мария, в других — старшего сына в каждом поколении обязательно называют одним и тем же именем, например, в Бретани часто дают имя Ив, а в странах мусульманского Востока — Мухамед или Али.
Многие имена имеют библейское или евангельское происхождение: Жан (Иоанн), Жак (Иаков), Пьер (Петр), Люк (Лука), Анна, Мария...
Иногда имя зависит от личного выбора и бывает связано с приятным воспоминанием супружеской пары, с ее свадебным путешествием (например, Флоранс — Флоренция или Франс — Франция). Иногда это тайное напоминание о чьем-то имени, например, имени бывшего жениха... или даже тайного отца. Может быть имя-травести, т. е. слегка измененное, либо феминизированное, как, например, Мишель — имя в мужском и женском варианте, либо Мишлин — Микаель (Michel — Michelfc —, Micheline — Michael). Иногда дают модное имя, как у звезды (кино, спорта, эстрады, театра, политики...)
Порой люди задаются вопросом: откуда пришло их имя?
Я, например, работала с одной молодой женщиной, с которой случилась серия дорожных происшествий, и она задумалась о том, почему ее зовут Ариадной, ведь это достаточно редкое имя. Она размышляла над тем, какая связь могла быть между ней и ее отцом. Эту проблему было трудно решить: отец умер до ее рождения и она знала о нем только то, что имя для нее выбирал именно он, а значит» была связь между именем Ариадна и отцом. Она начала изучать греческую мифологию в лицее: стала искать Ариадну, нить Ариадны, лабиринт Тезея, но это ничего не дало. Она не чувствовала связи между своим именем, нитью Ариадны и тем образом, который создавался у ее отца о будущем ребенке — либо желанном, либо нет.
Мы начали работать с ней, с историей отца и контекстом его жизни.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 583 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|