АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Исторический аспект
Впервые сепсис (от греч. sepsis – гниение) и инфекция (от. греч. infectio – заражение) упоминается в 19-й песне «Илиады» Гомера, создание которой относится к VIII–VII веку до нашей эры. В ней повествуется о сборах Ахиллеса в поход на Трою с целью отомстить Гектору за смерть Патрокла. Ахиллес выражает опасение, что за время его похода раны на теле Патрокла через «полчища мух» будут заражены гниением, его мать Фетида обещает отгонять мух и поливать раны благовонной амброзией.
Значительно позднее, в IV веке до нашей эры Гиппократ, а во II веке до нашей эры Гален соотносят понятие о сепсисе уже с заражением живого организма продуктами гниения, в какой-то мере предвосхищая современное представление о септицемии. Такое представление о сепсисе просуществовало более двух тысячелетий.
В «Началах общей и военно-полевой хирургии» (1866) Н.И. Пирогов уделяет целую главу «пиемиям». Он свидетельствует, что воспринял это понятие от представителей немецких и французских медицинских школ в 30-40-х годах XIX века. Пиемиями обозначалось образование метастатических гнойников в легких, печени и реже в почках, что объяснялось гнойным расплавлением венозных тромбов и переносом частичек гноя током крови. При этом ни слова нигде не упоминалось о связи пиемий с сепсисом.
Позднее, через 20 лет, основываясь на собственных результатах вскрытия 1000 трупов «пиемиков» в Сухопутном военном госпитале в Санкт-Петербурге, Н.И. Пирогов подтверждает свои сомнения, не обнаружив ни разу признаков гнойного флебита. В результате анализа он приходит к заключению о двух основных вариантах пиемий: – «Pyemia spotanea», которая проявляется как следствие глубокого конституционального страдания или же присоединяется к самым незначительным наружным повреждениям от действия господствующих миазм; – травматическая пиемия, при которой «о многих случаях степень и количество нагноения в метастатических нарывах (легкого, печени и пр.) не соответствует нисколько степени наружного повреждения» Остается лишь удивляться научной интуиции и гению Н.И. Пирогова, сумевшего, не имея представления о микробах, как субстрате инфекционного заражения, столь четко сформулировать и по существу предвосхитить современные суждения о сепсисе.
Важнейшая роль в становлении представлений о сепсисе, несомненно, принадлежит И.В. Давыдовскому. В публикациях 30-50-х годов прошлого века ему удалось впервые раскрыть и масштабно представить проблему во всей полноте ее сложности и неизбежной противоречивости. Для выражения собственных оригинальных суждений И.В. Давыдовский ввел новые обозначения различных форм и фаз генерализованных проявлений местных инфекционных процессов. Среди них – гнойно-резорбтивная лихорадка, септицемия, септикопиемия, sepsis lenta. Понятие о хрониосепсисе, которое И.В. Давыдовский соотносил с подострым септическим эндокардитом (sepsis lenta), получило распространение в гораздо более широкой трактовке. Понятие о гнойно-резорбтивной лихорадке в конкретных целях – для обозначения сапрофитизма микробов в мертвых тканях, находящихся в глубине раны живого человека, стало использоваться как синоним системной воспалительной реакции, т.е. в гораздо более широком смысле, характеризующем общие проявления местного инфекционного процесса.
Значительное позитивное влияние на разработку проблемы сепсиса оказали работы, выполненные в Институте хирургии им. А.В. Вишневского РАМН и получившие отражение в руководстве «Раны и раневая инфекция» под ред. М.И. Кузина (1981, 1990). Было сформулировано понятие о хирургическом сепсисе, основанное на важности диагностики и санации первичных и вторичных гнойных очагов. Выделены два основных варианта хирургического сепсиса. Первый, чаще встречающийся, в котором сепсис выступает как осложнение хирургической инфекции и поэтому должен фигурировать в конце диагноза. Второй, встречающийся значительно реже, применительно к которому сепсис рассматривается как редкое заболевание – септикопиемия. В последнем случае сепсис предлагается указывать в начальной стадии диагноза. Не обсуждая по существу второй вариант, хотелось бы заметить, что в действующей ныне МКБ-10 обозначение «сепсис» упоминается только в связи с сепсисом у новорожденных и сальмонеллезной септицемией.
Характеризуя вклад отечественных школ в разработку проблемы сепсиса, необходимо указать значимые работы, выполненные под руководством В.И. Стручкова и В.К. Гостищева, а также исследования, проводившиеся в Тбилисском сепсисологическом центре под руководством В.Г. Бочоришвили.
О клинических, микробиологических, иммунологических и даже молекулярно-генетических аспектах сепсиса мы стали знать значительно больше. Опасность данного страдания, необходимость объективного сопоставления результатов его лечения требуют единства взглядов на этиопатогенез сепсиса, его классификацию, диагностику и принципы комплексного лечебного воздействия.
Начало этого сложного процесса единения взглядов на проблему сепсиса и унификацию терминологии, понятий, Протоколов введения было положено на Согласительной международной конференции пульмонологов и специалистов по интенсивной терапии в 1991 г. (Bone R.C. et al., 1992). В решениях конференции получила отражение согласованная трактовка понятий при синдроме системной воспалительной реакции (ССВР), сепсисе, тяжелом сепсисе, септическом шоке, как различных фазах генерализованных форм инфекции. Было согласовано также отношение к бактериемии, как необлигатному критерию сепсиса и представление о системной мультиорганной дисфункции, характеризующей фазу тяжелого сепсиса.
На сегодняшний день и в России период дискуссий по этому вопросу закончен. Конференция «Стандарты диагностики и лечения в гнойной хирургии» (Москва, октябрь, 2001) рекомендовала использование критериев сепсиса и классификации ACCP\SCCM (Bone R.C. et al.,1992) в качестве стержневого принципа диагностики, отражающего стадийность развития инфекционного процесса.
Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 755 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|