АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
III. 2. Метод символотерапии
Символы зарождаются на пропедевтическом этапе, затем они используются на сеансе, и, наконец, на этапе активной логопсихотерапии. При этом их содержание тесно связано с каждой темой занятий.
Вначале, после сеанса, символы имеют лишь дидактический смысл и способствуют, прежде всего, усвоению и принятию лечебной информации. Они просты и доступны для понимания. Объединяя на первых занятиях новый, пока еще не столь обширный материал, эти символы помогают закреплению положительных речевых и психологических установок (комплекс речевых правил). В связи с этим важную роль играет групповая гетерогенная (основанная на внушении) символотерапия, в результате которой элементы новой речи усваиваются легче и прочнее. Такие, например, символы как «весы», «гудящий пароход», «поливание гласных», «пауза с загибом», а также образы и символические выражения, включающие двигательный компонент – «буксир», «динамическая релаксация», «умение занять место в пространстве», – мгновенно меняя психическую установку пациентов, позволяют им в дальнейшем восстановить положительный опыт речи.
Применение дидактико-психологических символов решает проблему педагогического приема – повторения. Они создают условия для многократного и каждый раз интересного проигрывания одного и того же содержания, становясь лейтмотивом речевой и психорегуляционной работы. Впоследствии достаточно психотерапевту, например, напомнить о «поливании гласных», как пациенты начинают следить за артикуляцией.
Перечислим некоторые упражнения, которые помогают пациентам создавать первые лечебные символы, пока еще не сложные: «слоговой теннис», «волейбол», «лыжи», «гипнотизер» и многие другие. Эти упражнения увеличивают потребность в самом процессе деятельности, поскольку содержат игровые ситуации (что иллюстрируется рисунком на этой странице).
Вот как организуется, например, упражнение «слоговой теннис». Игра имитирует настоящий теннис. Пациенты играют парами и поочередно поизносят звуки синхронно с движением. При этом необходима строгая последовательность чередования согласных и гласных. Например: ми-ме-ма-му, би-бе-ба-бу и т.д. Если кто-то из играющих нарушил синхронность или последовательность движения и речи, неправильно назвал звук или задержался по времени более трех секунд, – ему начисляется одно штрафное очко. Игра идет до набора определенного количества очков. Такого рода занятия обычно заканчиваются облегченной спонтанной речью с шутками и смехом. И когда мы предлагаем пациентам описать свое психическое состояние во время игры, то в большинстве случаев они определяют его как «азартное». Мы же рассматриваем его как вариант психического состояния «инфантилизация».
В чем заключается целесообразность таких занятий? Что дает сопровождающая их инфантилизация? Известно, что речевой акт относится к непроизвольно управляемым системам. Физические же действия управляются произвольно. Н.И. Жинкин писал, что разрушенный в части непроизвольно управляемой системы стереотип может быть усилен нормально действующим произвольно-управляемым движением скелетной мускулатуры. Это внесет нужное, специфическое для речи упреждение: вперед надо пустить силу, которая, как на буксире, «потянет» за собой слова. В дальнейшем «буксир» можно ослабить и, в конце концов, убрать вовсе. Физические действия и являются таким «буксиром» (Жинкин, 1958, с. 346),
Смысл символов от занятия к занятию постепенно усложняется. Приведем пример рождения символа «Мы – гласные» из стихотворения Роберта Рождественского «Упражнения по фонетике»:
Мы – гласные, мы – правда.
И вы нас не глотайте,
Мы не хотим обратно!
Мы – гласные!
Мы – правда!
Для нас – это удивительный образ «незаикающегося» в поэтическом образе гласных звуков у Р. Рождественского.
Проследим смысловую структуру символа «Мы – гласные». Первый смысл раскрывает общечеловеческую ценность правды, гласности, открытости и необходимости ее отстаивать. Второй – чисто психологический, равный смыслу лозунгов «Мы можем!», «Мы говорим», бесконечно значимый для наших пациентов. И, наконец, третий – узкоспециальный, логопедический, для понимания и закрепления правильного произнесения гласных звуков: «мы – гласные... и вы нас не глотайте, мы не хотим обратно..» Для заикающихся понятно, что «обратно», «проглотив», – есть произнесение гласного на вдохе, при инспираторном дыхании, а значит – возврат к заиканию.
Таким образом, приведенный анализ смысловой структуры символа «Мы – гласные!» показывает, как осуществляется взаимное проникновение психотерапии и логопедии. Слова-символы позволяют пациентам вспоминать и в нужный момент вызывать у себя необходимые психические и речевые состояния.
В целом общегрупповые символы, возникающие по ходу работы на III этапе, можно подразделить на мифологические, литературные, научные, бытовые и др. Перечислим некоторые из них: «Нарцисс», «Айсберг», «Яблонька», «Весы», «Ниточка-и-канат», «Солнечный день», «Звездная стойка», «Золотая триада», «Прыгать через лужи», «Синдром Мартина Идена», «Эффект Ионы», «Феномен дома отдыха», «Я сегодня дождь» и т.д. В качестве примеров расшифруем отдельные символы.
Символ «Прыгать через лужи» был подарен нашим пациентом, сумевшим глубоко понять и осмыслить содержание книги австралийского писателя А. Маршалла применительно к работе в группе. Этот символ включает целый спектр важнейших смыслов, самый прямой из которых – выражение в иносказательной форме воли, изобретательности и труда как личностных качеств мальчика-калеки, перенесшего полиомиелит, а главное – его морального здоровья. Данный символ также – своего рода вариант лозунга К.М. Дубровского «Мы можем» (даже прыгать без ног!). Умение «прыгать через лужи» означает иметь новые, невидимые для глаз «ноги». И, наконец, очень важен тот смысл, что человек, переборовший недуг, не только приобретает иммунитет ко многим испытаниям, но и становится сверхздоровым (во всех смыслах) и может помогать другим людям.
Символ «Ниточка-и-канат» («Дайте мне ниточку – я совью из нее канат, по которому выберусь из болота заикания на дорогу новой жизни») служит для нас, с одной стороны, вариантом символа К.М. Дубровского – «выйти с узеньких боковых тропинок на дорогу новой светлой жизни!», звучащего как призыв-предвосхищение жизни без заикания. С другой стороны – в символе имеется указание на необходимость труда самого пациента (психотерапевт дает только «ниточку», а свое счастье каждый лепит сам), а также долгого кропотливого труда (сравни ниточку и К-А-Н-А-Т). Этот символ – еще и обещание психотерапевту, данное одним из пациентов на пропедевтическом этапе и возвращенное ему на сеансе в качестве индивидуального символа как человеку, решившему покончить с неуверенностью, ленью и слабостью в собственном характере.
«Солнечный день», или «Береги свое здоровье в солнечный день, когда ты совершенно благополучен» – это своеобразная заповедь – умение сохранить достигнутое на занятиях, предупреждение от возможной лени в отношении самосовершенствования. Это психологическая и физическая «вооруженность», умение «занять место в пространстве», не сопрягаться с напряженным состоянием собеседника и т.д.
«Яблоня», или «Стремись к победе». Данный символ взят из сказки, сочиненной в прошлом заикавшимся подростком из Ташкента[12]. Название сказки стало символом страданий, перенесенных подростком, а также его творческой силы, духовной стойкости и воли в борьбе с недугом, которые привели к победе.
Такие образные выражения, как «звездная стойка», «феномен дома отдыха», «солнечный день», «Нарцисс», «дорогу осилит идущий», «увлечь другого в свой полет» и другие вошли в словарный запас методики.
Не менее важным педагогическим и психотерапевтическим приемом на данном этапе методики является наведение участников группы на творчество при создании собственной символики, – обучение пациентов рождению символов таким образом, чтобы каждому члену группы представлялось, что новое родится в нем самостоятельно, без помощи психотерапевта! В этом случае психотерапевт не должен сообщать символы непосредственно, его задача состоит в создании особого образно-смыслового контекста, «наталкивающего» пациентов на нахождение или формулирование того или иного символа. Иначе говоря, происходит внутреннее «созревание» и подготовка к восприятию целого комплекса символов и последующее встраивание их в личностный контекст пациентов.
По ходу занятий идет постепенное закономерное усложнение и углубление семантики символов. Процесс динамики смысловой и лечебной насыщенности символа, восхождения его от наиболее общего, поверхностного содержания к наиболее индивидуальному, конкретному, многоохватывающему, мы рассматриваем как путь лечебного символа. Роль психотерапевта в этом процессе состоит в выстраивании такого пути и стимулировании, наталкивании пациентов на творчество в процессе лечения.
Более подробно рассмотрим психотерапевтический путь символа «Нарцисс».
Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотры: 1096 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
|