АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Прочитайте:
  1. F 4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
  2. F0 - Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
  3. F00-F09 ОРГАНИЧЕСКИЕ, ВКЛЮЧАЯ СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА
  4. F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга
  5. F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ
  6. F10 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя
  7. F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  8. F2 - БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА
  9. F20-F29. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  10. F23 Острые и транзиторные психотические расстройства

Ощущение — такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает лишь отдельные свойства этих предметов и яв­лений. Например, воспринимается только цвет или кон­систенция предмета либо звук какого-то явления и т. д. Ощущение — самый элементарный акт познавательного процесса.

Восприятие — это целостное отражение тех явле­ний или предметов окружающего мира, которые непосред­ственно воздействуют на наши органы чувств (человек вос­принимает цветок в целом, видит его цвет и форму, чув­ствует запах, тонкость его лепестков).

Одним из свойств восприятия является представление, которое позволяет удерживать информацию на непосредст­венном уровне.

Представление — это результат оживления об­разов или явлений, воспринимаемых ранее, в прошлом.

Представление отличается от восприятия следующими особенностями: 1) имеет более обобщенный характер; 2) не так четко, как восприятие, характеризуется определенной фрагментарностью и неустойчивостью; 3) у разных людей имеет различную степень яркости; 4) обладает субъектив­ностью и индивидуальностью, а также способностью к ис­чезновению.

Являясь способностью произвольно оживлять образы ра­нее воспринятых явлений и предметов, одни представления не обеспечивают человеку сохранение знаний. Сохранение знаний — это прежде всего функция памяти.

Представления не бывают изолированными: в процессе


познавательной деятельности они группируются, ассоции­руются.

Ассоциация (от лат. associatio — соединение) — это связь представлений, основанная на предшествующем опыте, когда одно представление, возникнув в сознании, вызывает по каким-то признакам (сходство, близость, про­тиворечивость и т. д.) другое.

5.1. Клинические проявления

Ощушения, воприятия и представления относятся к чув­ственному познанию. Одним из видов ощущения является боль.

5.1.1. Расстройства чувственного познания

Расстройства, относящиеся к нарушениям чувственного познания, называются сенестопатиями (от лат. sensus — чувство, ощущение + греч. pathos — болезнь, страдание).

Сенестопатии — патологические ощущения в виде возникающего в различных частях тела или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучитель­ного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической па­тологией.

Алгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого'симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию.

Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецеп-торов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпа­дение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы са­мое тщательное объективное обследование, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннервации), а также другие специальные методы обследования.

Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглу­шенно, как бы “под сурдинку”, свет кажется тусклым, краски — какими-то блёклыми, стертыми (“все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит”),


Гиперестезия — обостроенное, усиленное чувст­венное восприятие со стороны экстерорецепторов, касаю­щихся как отдельных анализаторов (острое до непереноси­мости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непере­носимость обычных звуков — гиперакузия и т. д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздра­жения.

Больной 34 лет, конструктор, после года очень напряженной, без отдыха, работы стал отмечать, что с трудом переносит любые внешние раздражители: “Воротник рубашки давит, яркий свет приводит в бешенство, обычный разговор в транспорте раздражает настолько, что нередко схожу раньше своей остановки, чтобы немного успокоиться”.

Синестезии — особенности чувственного восприя­тия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновремен­но ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов. Так, известный французский поэт Бодлер чувствовал в “слиянии воедино” запахи, звуки и краски (“Аромат зеленый и звучный”), хотя реально ощущал в это время только запах. У другого известного французского поэта — Артюра Рембо — гласные буквы окрашивались в определенные цвета: “а” — в черный, “е” — в белый, “о” — в голубой и т.д.

Синестезии не обязательно патология, они могут встре­чаться и в норме — у одаренных музыкантов, поэтов, художников. Они могут возникать как временная патология при действии психотомиметических средств.

5.1.2. Иллюзии

Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное восприятие может иметь место и на фоне полного психического здо­ровья, когда искаженная перцепция связана с недостатком того или иного органа чувств или с проявлением одного из законов физики. Классический пример: ложка в стакане чая кажется преломленной, о чем еще Р. Декарт сказал: “Мой глаз ее преломляет, а мой разум — выпрямляет”.

Выделяют также иллюзии невнимания (К. Ясперс), когда здоровый человек при отвлечении внимания на что-то очень важное может воспринять окружающее ошибочно.

Иллюзии, связанные с нарушением психической дея-


тельности, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрезмерное нервное напряжение. В таком напряжен­ном состоянии человек прозрачную штору ошибочно восп­ринимает как качающийся скелет, пальто на вешалке ка­жется страшным бродягой, галстук на спинке стула — ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т. д.

Вербальные иллюзии (от лат. verbalis — устный, сло­весный) выражаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружающих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружающих он слышит (что обычно также бы­вает на фоне сильного страха) угрозы, ругательства, обви­нения, якобы относящиеся к нему.

Парэйдолические иллюзии (от греч. para — возле, около + eidoles — образ) — расстройства восприятия, когда дей­ствительно существующие образы воспринимаются изме­нение, обычно в причудливо-фантастическом виде. Напри­мер, узор на обоях воспринимается как гигантская жаба, тень от торшера — как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре — как прекрасный, никогда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков — как живописная группа людей.

Иллюзии подразделяют по органам чувств, но чаще всего выделяют зрительные и слуховые. Кратковременно они мо­гут возникать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения. Од­нако скорее всего они сигнализируют о начинающемся пси­хозе, о болезни, чаще интоксикационной или инфекционной природы.

Яркую и очень поэтичную иллюстрацию иллюзорного восприятия можно найти у Гёте в его балладе “Лесной царь” (перевод В. А. Жуковского). Приводим два отрывка.

— Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?

— Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул.
Он в темной короне, с густой бородой.

— О, нет, то белеет туман над водой.

1 Как исключение парэйдолические иллюзии бывают у здоровых лю­дей, особенно одаренных художников, например Леонардо да Винчи тре­нировками усиливал эту “способность к воображению” и призывал к тому же других художников (“Трактат о живописи”).


— Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.

— О, нет, мой младенец, ослышался ты;
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.


Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 789 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)