Медицина эллинистического периода.
(4 -1 век до н.э.)
Заключительный этап развития древнегреческой цивилизации,- её высочайший внешний расцвет. Он охватывает 3 столетия истории Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и связан с царствованием Александра Македонского.
К середине 4 века до н.э. греческие полисы, ослабевшие в результате длительной междоусобной борьбы. Утратили политическую независимость и в 337 г. до н.э. оказались под властью Македонии. После убийства македонского царя Филлипа 2 (336 год до н.э. на престол взошёл его 20 сын Александр Македонский (356-323год до н.э.). Ученик Аристотеля, он уже в 17 лет замещал отца на период его походов, а в 18 лет командовал македонской конницей во время военных действий. Весной 335 г. до н.э. возобновив союз эллинских государств и Македонии, он начал завоевания на Востоке, одержимый идеей объединения в одном государстве всех народов Европы и Азии. После смерти Александра его огромная страна, которая простиралась от Сицилии до Гималаев, от Чёрного моря до Индии и включала значительные территории Европы, Азии, Африки, раскололась на несколько эллинистических государств, которые просуществовали ещё 3 столетия. Самый процветающий среди них был Греко-египетское Царство Птоломеев – эллинистические Египет и Ливия со столицей Александрией, где её основал Александр в 331 году до н.э. закончилась эпоха эллинизма в 30 году до н.э. – Египет, завоёванный римлянами, вошло в состав Великой Римской империи. В результате походов Александра взаимодействие культур: Древней Греции и стран Востока (Египта, Сирии, Пафии, Палестины, Армении, Аравии, Индии) осуществилось плодотворное влияние друг на друга. «Эллинистическая культура стала синтезом греческой полисной и древневосточной культуры, но в этом структурообразующую роль играла Древняя Греческая культура, облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки».
Философские основы – базируются на учении древнегреческого философа Аристотеля из Стагиры (384-322 – эпоха Александра была эпохой Аристотеля, который был придворным врачевателем македонского царя и считал себя потомком Махаона. В возрасте 17 лет Аристотель вступил в Академию Платона, где в течение20 лет был слушателем, преподавателем и равноправным членом содружества философов – платоников. После смерти Платона Аристотель много путешествовал, затем в течение 3 лет был учителем Александра Македонского. В 335 г.до.н.э. Аристотель основал самую знаменитую в то время щколу перипатетиков (peripatos – место прогулок). Аристотель соединил учение Демокрита с философией Платона. Трудно соединить механистический материализм Демокрита с теологией (teleologia; telos – цель) целесообразной организованностью живых существ Платон. Позднее перепатетики развивали каузальные (causalis; causa – причина), то есть причинно-следственные принципы вместо теологических. Их представления о природе нарушали сложившееся представления о боге.
Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течении предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. «Эпоха эта знаменательна не столько гениальным полётом человеческого духа, свойственным юношескому возрасту человечества, сколько тщательным собиранием и сортировкой добытых до сих пор данных и упорядочением, сравнением и осмыслением накопленного до сих пор материала» С.Г.Ковнер. в этот период центры греческой науки и образования переместились на Восток – в Александрию, Пергам, Антиохию, Селевкию, Тир.
В эпоху эллинизма средние и высшие слои населения получали образование в школах и гимнасиях, которые содержались на городские деньги. Гимнасии представляли закрытые корпоративные школы для городской аристократии. Существовали гимнасии для детей, эфебов (18-20 лет) и другие. Физическое воспитание и военная подготовка перестали в них быть основными дисциплинами – ученики изучали предметы «общего образования», которые стали предшественниками будущего средневекового цикла «семи свободных искусств»:
1. грамматика;
2. риторика;
3. диалектика – искусство спора и рассуждения;
4. геометрия;
5. арифметика;
6. музыка;
7. астрономия.
В эпоху эллинизма термин «свободные искусства» подразумевал «общее образование» эллина, которое отличает свободного человека от раба или варвара, а также от тех, кто работает за плату. К царским дворам стали приглашать крупных учёных. Их содержали за счёт государственной казны. Среди них крупнейшим культурным и научным центром стала Александрия – столица эллинистического Египта. Ещё при Македонском во главе Египта был поставлен Птоломей сын Лага, полководец и политик, ставший основателем новой династии, которая правила в Египте 3 столетия. В эпоху эллинизма на 7 миллионов коренных жителей Египта приходилось около 1 миллиона греков (греческий язык был официальным в эллинистическом Египте). При царском дворе бвли основаны Александрийский мусейон (museion – храм муз, музей), посвящённый 9 музам. И Александрийское хранилищё рукописей – Александрийская библиотека – самая большая в древности.
Александрийский муссйон был одним из величайших научных и культурных центров античного мира, объединившим и исследовательскую академиюи высшую школу. Там были помещения для чтения лекций и научных занятий, спальни и столовые, комнаты для отдыха и прогулок. Учёные со всего эллинистического мира жили там на полном царском обеспечении и занимались исследованиями в области философии, астрономии, математики, ботаники, зоологии, медицины, филологии. В 3 веке до н.э. работали математик Евклид, механик и математик Архимед из Сиракуз, астрономы Аристарх с острова Самос и Птоломей из Птолемиады в Египте, грамматик Зенодот из Эфеса, первым возглавившим Александрийское хранилище рукописей, и врачеватели: Эрасистрат из Кеоса; Герофил из Халкидона в Малой Азии. При мусейоне имелись: ботанический и зоологический сады, и анатомическая школа. Но самым главным богатством была Александрийская библиотека. Хранитель библиотеки являлся главой всего мусейона и был наставником, воспитателем наследника престола. В начале 1 го тысячелетия до н.э. в библиотеке насчитывалось около 700000 папирусных списков. В 47 году до н.э. Ю. Цезарь сжёг свой флот и с ним сгорела библиотека, так как огонь перекинулся на сушу. В 391 году н.э. сгорела от рук христиан-фанатиков, а последние остатки её погибли в 7-8 вв н.э. во время арабских завоеваний.
В эпоху эллинизма потребности более глубокого и точного знания привели к специализации учёных и выделению из философии отдельных отраслей науки. Одной из первых среди них была медицина, которая достигла значительного развития. Она вобрала в себя с одной стороны, греческую философию и врачебное искусство эллинов, а с другой – тысячелетний эмпирический опыт врачевания и теоретические познания народов Египта, Месопотамии, Индии и других стран Востока.
Анатомия (от греч. аnatome – рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. Её развитию в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птоломеев анатомировать тела умерших и выполнять живосечение на приговорённых к смерти преступниках, на них тренировались и исследовали расположение и строение органов (по описанию Авла Корнелия Цельса; царь Птоломей 2 Филадельф (285-246) разрешилотдаватьучёным приговорённых к смертной казни). Основатель описания анатомии:
Герофил из Халкидона в Малой Азии (335-260гг. до н.э.), живший при Птоломее 1 (323-282г до н.э.), он был сторонник гуморального учения Косской врачебной школы. Герофил описал:
1. твёрдую и мягкую мозговые оболочки;
2. части головного мозга, его желудочки (четвёртый из которых он считал местом пребывания души);
3. проследил ход некоторых нервных стволов и определил связь их с головным мозгом;
4. описал печень, семенной канатик, часть фаллопиевой трубы, 12 перстную кишку;
5. многие анатомические структуры носят названия даденные Герофилом;
6. описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку;
7. описал легочную артерию, которая наполнена кровью и воздухом;
8. дал название легочным венам
Эрасистрат (330-255 гг.до н.э.), преемник Герофила. Согласно Плинию, он был племянником Аристотеля, родился в городе Юлисе на острове Кеос, медицине обучался у Хрисипа и Метрадора – известных врачевателей книдской врачебной школы, а затем на о. Кос у последователей Праксагора. Был придворным врачевателем Селевка 1 Никатора (323-281 до н.э.)первого правителя царства Селевкидов, а во времена Птоломея-2 Филадельфа жил и работал в Александрии. Он известен:
1. исследованиями сердца и его клапанов (которым он дал названия);
2. изучением анатомии мозга, мозговых оболочек и его желудочков, которые определял как вместилище души (впоследствии эти представления были развиты в трудах Галена);
3. человек подобен машине: сердце – насос, который на входе и выходе контролируют створчатые клапаны;
4. печень, почки и мочевой пузырь – фильтры;
5. развитие организма – механический процесс, который осуществляется через триаду – нервы, вены, артерии. Нервы исходят из мозга (по ним движется душевная пневма, которая обитает в мозге); в венах течёт кровь (питательная субстанция), которая формируется из пищи, а в артериях – воздух (жизненная пневма) артерия – греч. «воздушный путь»;
6. он открыл систему коллатеральных анастомозов соединение вен и артерий;
7. изобретение катетера;
8. делал дренирование при эмпиеме;
9. при заболевании печени накладывал лекарства прямо на печень после лапаротомии;
10. спускал асциты;
11. проведение сложных операций на почке; операции на селезёнке;
12. ампутация конечностей;
13. лапаротомия при завороте кишок и асците.
14. проводил первые вскрытия умерших больных, заложив основы патологической анатомии;
15. его учениками были видные врачи Древнего Рима: Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.
Хирургия эпохи эллинизма объединила 2 мощных источника: греческую хирургию, связанную в основном с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран, и индийскую хирургию, которой были известны сложные операции. Среди важнейших достижений хирургии Александрийского периода – введение перевязки сосудов, использование корня мандрогоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, и др.
Римские завоевания (1в.-30гг. до н.э.) положили конец самостоятельности эллинистических государств. Политическим, экономическим и культурным центром Средиземноморья стал Рим. Но эллинистическая культура пережила эллинистические государства. Она сохраняла своё влияние в течение нескольких столетий и составила существенную часть той основы. Которая в течение тысячелетий успешно развивалась европейскую, а вместе с ней мировую культуру и медицину.
Дата добавления: 2015-10-20 | Просмотры: 1060 | Нарушение авторских прав
|