АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Противодиабетические средства
Кроме экзокринной функции (выделение ферментов в просвет двенадцатиперстной кишки) поджелудочная железа выполняет также важнейшую роль эндокринной железы. В ее ткани имеются до 1 млн островков Лангерганса, в которых сосредоточено несколько типов клеток, вырабатывающих пептидные гормоны. До 60—80% ткани островков занимают бета-клетки, секретирующие инсулин; остальную часть формируют альфа-клетки, вырабатывающие функциональный антагонист инсулина, — глюкагон, дельта-клетки, секретирующие универсальный ингибитор секреции желез — соматостатин (рассмотрен выше), и F-клетки, вырабатывающие панкреатический полипептид, физиологическое значение которого точно не определено (каким-то образом активирует процессы пищеварения). В настоящей главе будут рассмотрены свойства инсулина, его препаратов и синтетических веществ для перорального лечения диабета, занимающих исключительное место в системе мер, поддерживающих жизнь больного. Очень кратко будет описан также глюкагон.
ИНСУЛИН
Недостаток инсулина (И) или избыток факторов, которые тем или иным способом противодействуют его активности, приводят к развитию сахарного диабета — тяжелого заболевания, характеризующегося высоким уровнем глюкозы в крови (гипергликемия), выделением ее с мочой (концентрации в первичной моче превышают возможности последующей реабсорбции — глюкозурия), накоплением продуктов нарушенного обмена жиров — кетоновых тел (ацетона, аце- тоацетата, оксимасляной кислоты) в крови с интоксикацией и развитием ацидоза (кетоацидоз) и выделением с мочой (кетонурия), прогрессирующим поражением капилляров почек и сетчатой оболочки глаз (ретинопатия), нервной ткани, генерализованным атеросклерозом и рядом других симптомов. При отсутствии адекватного лечения больные диабетом обречены. Сахарный диабет — одно из самых распространенных страданий (более 50% всех эндокринных заболеваний); по данным ВОЗ, число больных диабетом в разных странах колеблется от 0,8 до 4—6% всего населения и имеет тенденцию к росту. Ему отводят 3—4-е место в списке социально значимых болезней после сердечно-сосудистых, онкологических и инфекционных. Причины диабета точно не известны и, видимо, неоднозначны. Большое значение придают вирусным инфекциям, наследственности, появлению иммунных антител и лимфоцитов-киллеров к бета-клеткам железы, токсическому поражению ткани и т. п.
Механизм действия инсулина изучен далеко не полностью. В мембранах клеток для него есть специальные рецепторы, взаимодействуя с которыми гормон в несколько раз усиливает поглощение ими глюкозы. Это особенно важно для тканей, в которые без инсулина глюкозы поступает очень мало (мышечная, жировая и ряд пр.); усиливается поступление глюкозы и в те органы, которые достаточно снабжаются ею и без инсулина (печень, мозг, почки). Полагают, что в результате связывания гормона с рецептором активируется ферментная часть последнего (тирозинкиназа), а она уже включает в работу другие ферменты обмена веществ в клетке и поступление из депо в мембрану белка-переносчика глюкозы (облегченный транспорт). Затем комплекс инсулин-рецептор входит внутрь клетки и активирует работу рибосом (синтезы белков) и генетического аппарата. В результате в клетке усиливаются анаболические (биосинтезы) процессы и угнетаются катаболические (распад гликогена, жиров, белков, использование ценных метаболитов в энергетическом обмене).
Результатом применения инсулина при диабете являются многосторонние положительные сдвиги всех основных видов обмена:
а) углеводный обмен. Ускоряется облегченный транспорт глюкозы в клетки, ее фосфорилирование и включение в энергетический обмен, из которого вытесняются (аминокислоты) или становятся менее значимыми (жирные кислоты) другие субстраты. Активируется гликогенсинтета- за, с помощью которой избыток поглощенной глюкозы откладывается в резерв в форме гликогена (только в мышцах взрослого человека депо гликогена составляет 500—600 г). В печени ингибируются ферменты, которые осуществляют глюконеогенез — синтез глюкозы из неуглеводного материала. В результате этих изменений уровень глюкозы в крови быстро снижается, она исчезает из мочи;
б) жировой обмен. В результате достаточного поступления в жировую ткань глюкозы и ее включения в энергетику образуются необходимые количества глицерофосфата, который связывает жирные кислоты в триглицериды, последние же откладываются в запас в форме жира (у мужчины массой 70 кг — 12—14 кг составляют запасы жиров, больше — у женщин). В крови значительно снижается концентрация свободных жирных кислот, а в печени тормозится образование из них кетоновых тел, в результате устраняется кетоацидоз и токсическое действие кетонов на нервную ткань, синтезы в печени липопротеинов и холестерина — биохимической основы атеросклероза. Вследствие усиления синтеза и отложения жиров (липогенез) возрастает масса тела у больных диабетом. Последнее является нежелательным у тучных пациентов, так как у них может вторично снижаться чувствительность тканей (по-видимому, жировой) к инсулину и увеличиваться потребность в нем;
в) белковый о б м ен. Основное значение имеет выведение аминокислот из энергетического обмена и сохранение их фонда для протеинсинтезов; в силу доступности глюкозы увеличивается также синтез заменимых аминокислот. В печени задерживается новообразование глюкозы из аминокислот и образующегося при этом шлака азотистого обмена — мочевины. В результате индукции гормоном синтеза РНК и усиления работы синтезирующих белки рибосом проявляется анаболический эффект, ускоряются процессы регенерации, нарушенные при диабете (трофические язвы и пр.), повышается иммунитет, восстанавливается рост детей, больных диабетом.
Таким образом, в целом для инсулина характерен сдвиг различных видов обмена в сторону преобладания пластических процессов при одновременном улучшении их энергетического обеспечения. У больных диабетом это выражается прежде всего в устранении характерных биохимических симптомов (гипергликемии, глюкозурии, кетонурии). Сглаживаются и другие производные первичных нарушений обмена: почти постоянное чувство голода и жажды, усиленная функция почек, в которых осмотический диурез провоцируется высоким содержанием в первичной моче глюкозы, мочевины, кетоновых тел. У здоровых людей инсулин также, вызывает положительный сдвиг обмена в сторону анаболических процессов, но этот сдвиг выражен намного слабее.
Препараты инсулина. Основные промышленные количества гормона пока еще получают из поджелудочных желез быков и свиней. Они несколько отличаются от человеческого гормона (первый — тремя аминокислотами, второй — одной), поэтому к ним чаще вырабатываются антитела. Как и рекомбинантный человеческий инсулин, бычий и свиной могут давать аллергические реакции вследствие плохой очистки (препараты могут содержать молекулы предшественника инсулина и другие балластные вещества). Сейчас в основном перешли на высокую хроматографическую технологию очистки, которая дает монопиковые (МП) или монокомпонентные (МК) препараты. По источникам они маркируются буквами: говяжий (ГМК), свиной (СМП) и человеческий (Ч) инсулины. Дозируются они в ЕД, а тестируются на голодных кроликах: ЕД — количество гормона, снижающее уровень глюкозы в крови на 45мг% (соответствует 0,04082 мг кристаллического гормона). С ионами цинка гормон образует растворимые в воде комплексы. С цинком и белком про- тамином (из молбк лосося) инсулин образует взвеси с удлиненным действием, пригодные для п/к введения.
Препараты инсулина классифицируются по длительности действия и скорости наступления эффекта (табл. 81). Число препаратов, выпускаемых разными фирмами и поступающих в аптечную сеть, велико, и они различаются внутри групп по временным характеристикам (указываются в инструкциях к препаратам). Различия связаны с комбинациями инсулинов
Таблица 81
Общая классификация препаратов инсулина по длительности действия
Тип инсулина
| Время действия, ч
| начало
| пик
| продолжительность
| Короткого действия
Средней продолжительности действия
То же, но с быстрым началом действия Длительного действия
| 0,5 (0,2-1,5) 2 (1—2,5)
0,5 (0,25—0,75)
3(1-4)
| 3 (1-5) 7 (2—18)
5 (1—18)
15 (3—24)
| 7(4-8) 18 (8—26)
17 (11—24)
28 (26—36)
| |
разных групп, которые в коммерческих препаратах неодинаковы. Внутривенное введение растворимого инсулина допускается только врачом, как правило, в больничных условиях. Обычно же препараты, выбранные для данного больного и индивидуально дозированные, назначает только эндокринолог, специализирующийся в этой области медицины, подкожные же инъекции (1—3 раза в сутки) делает сам больной или близкие специальным шприцом. Наиболее удобны шприцы-ручки, содержащие патроны с инсулином (пенфиллы). Систематическое недодозирование инсулина, как и разовая передозировка, чреваты опасными последствиями. Больные диабетом находятся под постоянным наблюдением врача-диа- бетолога, который корректирует дозировки и весьма опасные переходы с одного препарата инсулина на другой. Грамотные и специально обученные больные диабетом могут сами вносить небольшие коррективы в дозу гормона под контролем не только наличия и количества сахара в моче (бумажные глюкотесты), но, в идеальном варианте, по его уровню в крови, для чего также выпускаются микроанализаторы. Опыт самоконтроля по уровню глюкозы в крови и гликолизирован- ного гемоглобина с корректировкой доз показывает, что частота типичных осложнений диабета при этом сокращается более чем вдвое. Предпочтительны комбинированные препараты, позволяющие делать одну инъекцию в сутки (перед завтраком). Скорость всасывания инсулина при п/к введении в разные зоны такова: передняя стенка живота > плечо > ягодица > бедро.
Осложнения инсулинотерапии достаточно часты:
— «оттитрованная» доза гормона на фоне обязательной диеты (100—120 г углеводов в сутки) может оказаться недостаточной, так как больной нарушает диету, процесс прогрессирует, понижается чувствительность пациента к инсулину, что может незаметно привести не только к утяжелению болезни, но и к исподволь развивающейся и внезапно наступившей диабетической коме, выведение из которой требует немедленных и героических усилий (см. далее);
— так как всасывание углеводов и их содержание в пище, физическая и психическая нагрузки, стрессовые ситуации в течение дня и ежедневно меняются, установленная для этого больного стандартная доза инсулина может оказаться в какие-то моменты избыточной и тогда возникают хорошо известные каждому больному симптомы гипогликемии (головокружение, холодный пот, тремор конечностей, слабость; окружающим часто бросается в глаза «странность» поведения). Это состояние необходимо срочно купировать приемом сахара или конфет (ни один больной диабетом не должен покидать дом «без углеводов в кармане»). В крайнем виде падение уровня глюкозы в крови приводит к гипогликемигеской коме, которая проявляется грозными симптомами (потеря сознания, судороги, возможна гибель), — в этом случае необходимо срочно ввести в вену за 2—3 мин 20—50 мл 40% раствора глюкозы. При невозможности проведения внутривенной терапии — в/м введение 1 мг глюкагона или (хуже) 0,5 мл 0,1% раствора адреналина; после возвращения сознания — принять раствор глюкозы или сахара внутрь;
— аллергигеские реакции на месте инъекций инсулина (отек, гиперемия, уплотнение, появление узелков) или общие (крапивница, сыпи, зуд, повышение температуры и др.). Назначают антигистаминные препараты (димедрол, супрастин и др.), при выраженных реакциях — глюкокортикоиды. Чаще всего аллергию вызывает говяжий инсулин, переход на свиной может ее исключить. Высокоочищенный человеческий инсулин практически не вызывает аллергии;
— липодистрофии в виде участков атрофии или, наоборот, гипертрофии жировой ткани в местах инъекций; они бывают множественными и обезображивают тело больных, причины неизвестны. Чаще вызываются при пользован™ говяжьим инсулином, человеческий их не дает. Более того, инъекции последнего в места атрофии (но не гипертрофии) могут их ликвидировать;
— развитие вторигной резистентности к инсулину в результате образования к нему антител, гормонального антагонизма (высокая продукция глюкагона, тиреоидных гормонов, СТГ, глюкокортикоидов и др.), потери чувствительности клеточных рецепторов к гормону и других неясных причин. Суточная потребность в гормоне может достигать 200 ЕД и более (при физиологической продукции у здорового человека на смешанном рационе в 50—55 ЕД в сутки). Лечение таких больных трудное, особенно в случаях применения в прошлом плохо очищенного бычьего инсулина. У пожилых тучных диабетиков возможен переход на синтетические препараты или человеческий инсулин.
Прогрессирующий диабет приводит ко многим осложнения: атеросклерозу, нарушению кровообращения в ногах с возможным некрозом тканей (гангреной), в сетчатке глаз, к падению иммунитета и развитию гнойничковых заболеваний, септических проявлений и т. п. Но самым грозным и специфическим осложнением этой патологии является диабетическая кома. Она может исподволь незаметно подкрадываться, обрушиваться внезапно и при отсутствии экстренной и героической терапии заканчивается летально. Суть ее состоит в нарастающей интоксикации ЦНС кетоновыми телами, аммиаком, в ацидотическом сдвиге, значительной потере жидкости (дегидратации). Возникновение ее связано с недостаточным или слишком редким контролем за динамикой процесса и результатами лечения, с неадекватными дозами инсулина, постепенной утратой чувствительности к гормону без корректировки доз, ошибками при смене препаратов инсулина, частыми стрессовыми ситуациями, погрешностями в диете и т. п.
Лечение диабетической комы проводят в больнице под тщательным лабораторным контролем (определение сахара крови, концентрации калия, степени обезвоживания, кислотно-основного баланса, выделения с мочой глюкозы и кетонных тел и др.). Соответственно строится терапия. Но даже в больничных условиях при правильно проводимом лечении тяжелой (запущенной) формы диабетической комы смертность остается высокой. Задачами экстренной терапии являются: срочная ликвидация обезвоживания, предупреждение прогрессирования кетоза введением инсулина, коррекция ацидоза. В вену больному вводят 500 мл изотонического раствора (медленно струйно, затем быстрыми каплями), в дальнейшем пропорционально степени дегидратации и под контролем содержания электролитов вливают до 1—2 л в следующие полтора часа, потом с меньшей скоростью (дегидратация может достигать 5 л и более) до ликвидации обезвоживания. На месте оказания неотложной помощи вместе с первым вливанием жидкости в вену вводят 15—20 ЕД инсулина короткого действия, затем тот же гормон вводят со скоростью 5—8—10 ЕД в час капельно. После оказания неотложной помощи больного продолжают выводить из комы уже в клинике под руководством эндокринолога (диабетолога). Под лабораторным контролем проводится весь комплекс лечебных мероприятий. Данные эндокринологов свидетельствуют о том, что при полноценной терапии ликвидации гипергликемии в среднем удается добиться через 3—5 ч, ацидотического сдвига — через 12 ч, дефицита буферных оснований — через 15 ч и позднее. Таким образом, выведение из комы и коррекция обмена даже в больничных условиях требует не менее суток. Важное значение придают нормализации электролитного баланса. Поскольку вводимый инсулин «загоняет» вместе с глюкозой в ткани ионы К+ и Mg++ (в основном в скелетные мышцы и печень), концентрация их в крови падает, в результате чего расстраивается сердечная деятельность. Под лабораторным и ЭКГ контролем устранить дефицит калия необходимо в первые 4—6 ч, восполняют также дефицит фосфатов. При возникновении гипернатриемии (введение больших объемов физиологического раствора) переходят на вливание 0,45% раствора натрия хлорида. Для борьбы с ацидозом используют 1—5% раствор натрия гидрокарбоната внутривенно капельно. Такова сугубо ориентировочная схема фармакотерапии тяжелой диабетической комы. Менее тяжелые формы требуют меньших усилий, и исход лечения лучше. После выведения из комы или опасного кетоацидоза необходимо больничное лечение диабета с подбором адекватных доз и препаратов инсулина, надежно контролирующих течение болезни.
Клинические данные о том, что больные диабетом (по основным его критериям) довольно сильно различаются, были известны давно. Это объясняли лишь тем, что поджелудочная железа поражена в разной степени и болезнь имеет соответственно легкое, средней тяжести и тяжелое течение; для одних инсулин жизненно необходим, другие могут устранить симптоматику только с помощью диеты. В дальнейшем выяснилось, что вопрос гораздо сложнее, а патогенез болезни неоднозначен. Соответственно выделяют два крайних типа диабета (табл. 82): инсулинзависимый — тип I и инсулиннезави- симый — тип II. Эти различия имеют существенное значение для выбора средств лечения.
Показания для применения инсулина:
1) всем больным, страдающим диабетом I типа;
Таблица 82
Сравнительная характеристика инсулынзависимого и инсулиннезависимого диабета
Показатель
| Инсулинзависимый диабет (тип 1)
| Инсулиннезависимый диабет (тип 11)
| Возраст в начале заболевания
| Юношеский, детский; обычно до 30 лет
| Обычно после 40 лет; редко — в юношеском возрасте
| Распространенность (% населения)
| 0,5—1%
| 2—5%
| Масса тела
| Ожирение отсутствует, возможна гипотрофия
| Ожирение в 80% случаев
| Реакция бета-клеток железы на физиологические стимулы (глюкозу, манно- зу, лейцин, аргинин, вагу сную стимуляцию)
| Отсутствует или резко снижена
| Сохранена или незначительно снижена
| Кетоз (кетоновые кислоты в крови)
| Часто
| Редко
| Антитела к бета-клеткам железы в крови
| У 50—80% больных
| Меньше чем у 10%
| Потребность в инсулине
| Жизненно необходим, но в разных дозах
| Обычно не требуется
| Податливость лечению перорапьными гипогликемическими средствами
| Как правило, в сочетании с инсулином (снижают дозу инсулина); при слабо выраженном диабете возможен успех
| Основное показание для их применения
| Осложнения терапии
| Частые
| Частые
| |
ПЕРОРАЛЬНЫЕ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
С 1955 г. для лечения некоторых форм диабета начали применять синтетические препараты, не являющиеся пептидами и достаточно хорошо всасывающиеся из ЖКТ. Они значительно облегчили жизнь пациентов и сегодня применяются очень широко. Относятся к двум химическим классам: 1) производным сульфонилмочевины, которые более эффективны, особенно препараты II—III поколения; 2) производные бигуанидина (бигуаниды)[4].
Производные сульфонилмочевины. К препаратам I поколения относят толбутамид (бутамид), карбутамид (бу- карбан), хлорпропамид (диабенез) и ряд других, к более эффективным и менее токсичным препаратам II поколе- ния — глибенкламид (манинил, глибурид, диабета), глипизид (глидиазинамид, минидиаб) и еще несколько соединений; III поколения — глимепирид (амарил) (табл. 83).
Таблица 83
Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 597 | Нарушение авторских прав
|