АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Препараты гормонов коры надпочечников

Прочитайте:
  1. A. надпочечниковая
  2. B) Расширяют просвет кровеносных сосудов (вазодилятация), тормозят образование тиреоидных гормонов и деятельность парафоликулярных клеток.
  3. I КЛАСС (мембраностабилизирующие препараты)
  4. I-содержащие препараты щит ж-зы. Антитиреоидные средства.
  5. I. Аналоги гормонов гипоталамуса
  6. I. Аналоги гормонов гипофиза
  7. I. Применение медикаментозных препараты средств.
  8. II. Механизм действия гормонов (хроническая регуляция).
  9. II. Микропрепараты
  10. II. Противопаркинсонические препараты.

Кора надпочечников в трех своих слоях вырабатывает три группы стероидных гормонов:

1) глюкокортикоиды — гидрокортизон и менее активный кортикостерон;

2) минералокортикоиды — альдостерон и также значитель­но менее активный дезоксикортикостерон;

3) половые гормоны, в основном мужские — андростен- дион и андростерон, которые в нормальных условиях не игра­ют заметной физиологической роли.

Наибольший практический интерес для медицины пред­ставляют глюкокортикоиды, причем не только гидрокорти­зон, но и его многочисленные синтетические аналоги, часто значительно более активные и с улучшенными потребитель­скими свойствами.

ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ

Основная физиологическая роль глюкокортикоидов — ме­таболическое обеспечение устойчивости организма к различ­ным экстремальным воздействиям. Это достигается ценой усиления катаболических процессов и ряда фармакодинами- ческих эффектов, причем глюкокортикоиды обеспечивают «вторую», стратегическую линию защиты, тогда как гормоны мозгового вещества желез — адреналин и норадреналин — «первую», экстренную, но относительно кратковременную. В этом плане и гидрокортизон и адреналин выступают как сильные антагонисты инсулина.

В медицинской практике гидрокортизон и его синтетиче­ские аналоги применяются не столько ради заместительной терапии (показания для этого есть, ношх немного), сколько для лечения многих воспалительных и аллергических заболе­ваний и других патологических состояний, т. е. именно ради фармакодинамических свойств гормона. Основные препараты гликокортикоидов приведены в таблице 84, свойства же их будут рассмотрены на примере гидрокортизона.

Механизм действия глюкокортикоидов. Кора надпо­чечников взрослого здорового человека выделяет в сутки 10—20 мг гидрокортизона (ГК) с пиком секреции в 6—9 ч утра и минимумом около полуночи. В экстремальных условиях (травмы, инфекции, оперативные вмешательства, сильные психологические потрясения и пр.) секреция может возрас­тать до 200—250 мг/сут. В крови гормон на 75% связан альбу­минами плазмы, он подвергается инактивации в печени; Т03 составляет 60—90 мин.

Клетки разных тканей имеют мембранные рецепторы для ГК, которые передают гормон в цитоплазму, где он связывает­ся в комплекс особым белком-носителем и в таком виде вхо­дит в ядро. Там комплекс белок-ГК взаимодействует с эволю- ционно готовыми для того генами, включает синтез одних РНК и тормозит синтез других. Конечным результатом взаи­модействия становится увеличение в клетках количества од­них ферментов (преимущественно катаболизма) и уменьше­ние других (в основном — анаболизма) и соответствующие метаболические сдвиги в разных ветвях обмена веществ. В об­щей форме эти сдвиги можно кратко описать следующим об­разом:

а) углеводный обмен — ГК стимулирует глюконео- генез из аминокислот в печени, уменьшает захват глюкозы жировыми клетками и повышает ее уровень в крови (в ответ усиливается секреция инсулина); одновременно он увеличива­ет активность гликоген-синтетазы в печени и отложение из­бытка глюкозы в форме гликогена; физиологическая цель из­менений — бесперебойное снабжение мозга и миокарда глю­козой в экстремальных условиях;

б) жировой обмен — ГК уменьшает захват глюкозы жировыми клетками и синтез триглицеридов, оказывает ли- политический эффект, усиливает такое же действие катехол­аминов, АКТГ, соматотропина; в результате в кровь поступа­ют жирные кислоты, а в печени стимулируется образование кетоновых тел из кислот, не реализованных в энергетическом обмене;

в) белковый обмен и процессы пролифера­ции т к а н е й — ГК тормозит синтезы белков в мышечной, лимфоидной, жировой тканях, в кожных покровах; неисполь­зованные аминокислоты и освобождаемые при катаболизме белков направляются для новообразования глюкозы в печени, где синтезы РНК и белков, напротив, усиливаются. В конце беременности ГК активирует структурные и функциональные процессы в легких плода, включая синтез поверхностно-ак- тивного сурфактанта, препятствующего слипанию альвеол. Наибольшему катаболизму и гипотрофии подвергается лим- фоидная ткань (пролиферация, дифференцировка клеток в лимфатических узлах, иммунные ответы). При длительном лечебном применении ГК в высоких дозах развивается мы­шечная слабость, задерживается рост детей, процессы зажив­ления ран; катаболическое действие на костную ткань прояв­ляется в резорбции минерального вещества и остеопорозе, чреватом патологическими переломами. При обычных физио­логических концентрациях ГК в крови этого не происходит. ГК принимает участие в регуляции гемопоэза — стимулирует эритропоэз и продукцию тромбоцитов. Таким образом, ГК оказывает сложное и неоднозначное влияние на белковый об­мен, пролиферацию и функционирование разных тканей. Во многом это зависит от концентрации гормона в крови и до­зировок при использовании с терапевтическими целями, дли­тельности применения;

г) водно-солевой обмен — действие на него в зна­чительной мере обусловлено родством глюко- и минерало- кортикоидов и несет в себе редуцированные черты последних. При недостатке ГК нарушаются функции почек: клубочковая фильтрация, выведение воды, электролитов, процессы реаб­сорбции в канальцах. Это противоречит типичному минера- локортикоидному эффекту, который в полной мере проявля­ется при высокой секреции ГК и применении его с терапевти­ческими целями — задержке жидкости и солей в организме. Физиологический смысл такой реакции состоит в удержании ОЦК в критических условиях. В условиях же лечения ГК, это может выражаться в повышении ОЦК, АД и развитии отеков. Поэтому создание аналогов ГК, в частности, преследует цель избавиться от минералокортикоидных свойств природного гормона.

Кроме перечисленных метаболических эффектов ГК, он прямо влияет на функции ряда клеток. Так, отмечается сущест­венное повышение реакции гладкомышечных клеток сосудов и бронхов на катехоламины, вероятно, в результате сенсибилиза­ции адренорецепторов. Благодаря этому успешнее поддержива­ется сосудистый тонус (при отсутствии ГК легко развивается коллапс) и проходимость дыхательных путей.

Из очень многих сторон фармакодинамики глюкокорти- коидов здесь необходимо остановиться на двух, имеющих ре­шающее значение в медицинской практике.

1. Противовоспалительное действие. Эти гормоны предупреждают и подавляют воспалительные реакции незави­симо от вызвавшей их причины (механические, химические, радиационные, инфекционные, иммунологические поражения тканей). Эффект весьма надежен, но чисто симптоматический, и, если к концу применения препаратов причина воспаления не устранена, оно вспыхивает вновь. В основе этого важней­шего эффекта лежит способность гормонов прямо подавлять функцию воспалительных клеток (нейтрофилов, макрофагов и др.), снижать их количество в очаге повреждения и продук­цию химических медиаторов воспаления. Последнее в боль­шой степени связано также с ингибированием фосфоли- пазы А2. Подавление глюкокортикоидами активности фосфо- липазы А2 опосредовано усилением на уровне генома клетки синтеза пептидного ингибитора этого фермента липокортина. В результате подавляется на самой начальной стадии включе­ние «каскада арахидоновой кислоты» (рис. 22) и продукция простагландинов и лейкотриенов, вызывающих большинство локальных симптомов воспаления (см. «Неопиоидные аналге­тики»). Кроме ингибирования выработки медиаторов воспа­ления и функций воспалительных клеток, глюкокортикоиды стабилизируют клеточные мембраны и мембраны лизосом, препятствуя самоперевариванию клеток (аутолизу), снижают проницаемость капилляров, сокращают мелкие сосуды и тем самым тормозят развитие воспалительного отека.

Глюкокортикоиды угнетают не только ранние проявления воспалительного процесса (отек, расширение капилляров, от­ложение фибрина, миграцию лейкоцитов в зону воспаления,


| ГлюкокортикоидьГ]

е.

Генетический аппарат клетки

©

1_ 1 / \

ЛТ-В4

Торможение

агрегации

тромбоцитов,

Арахидоновая кислота Циклооксигеназа

Липоксигеназа
Простагландины Тромбоксаны Простацикпины Лейкотриены
лт-с4. D4, Е4 (МРС-А)
Расширение и повышение проницаемости сосудов, отек, боль и другие проявления воспалительной реакции
Агрегация тромбоцитов, сужение сосудов

расширение

Активация функций лейкоцитов

сосудов

Спазм бронхов, повышение про­ницаемости со­судов и другие проявления аллергической реакции


 

 


Рис. 22. «Каскад арахидоновой кислоты» — биохимической основы воспа­лительных и аллергических реакций. Глюкокортикоиды активируют синтез липокортина, ингибирующего работу «каскада арахидоновой кислоты» в самом его начале l

фагоцитарную активность). После однократного введения препарата короткого действия такие изменен™ максимальны через 6 ч и исчезают через 24 ч, т. е. этим и ограничивается лечебное действие 1?ри приеме глюкокортикоида однократно или коротким курсом. При продолжении терапии они подав­ляют и позднюю пролиферативную фазу воспаления: враста­ние капилляров, пролиферацию фибробластов, синтез колла­гена и мукополисахаридов межуточного вещества, а в заклю­чительной фазе воспаления — рубцевание. В одних случаях торможение заключительной фазы является нежелательным, в других оно становится одной из целей терапии.

2. Противоаллергигеское действие. Глюкокортикоиды подавляют образование медиаторов аллергических реакций в лейкоцитах, лимфоцитах, макрофагах-моноцитах, угнетая их активацию антигенами, выделение интерлейкинов 1 и 2, про­стагландинов, лейкотриенов. На многих начальных этапах развития воспалительного и аллергического процессов дейст­вие гормонов совпадает, у различных препаратов группы эти два вида активности количественно разделить невозможно. Глюкокортикоиды подавляют как иммунные реакции немед­ленного типа (ангионевротический отек, кожные проявления, анафилактический шок и др.), так и иммунные проявления замедленного типа, связанные с преципитацией комплексов антиген—антитело в тканях, образованием лимфоцитов-кил­леров, реагированием на антигены пересаженной ткани и т. п. (см. «Средства коррекции иммунных реакций»). В этом каче­стве глюкокортикоиды относят к иммунодепрессантам.

Сравнительная характеристика естественных и основных синтетических глюкокортикоидов дана в таблице (табл. 84). На основе этих и других веществ выпускается множество ле­карств разного назначения и в разных лекарственных формах. Это позволяет выбрать наиболее подходящий препарат, путь его введения и соответствующую лекарственную форму. Пра­вильный выбор в значительной мере гарантирует от осложне­ний кортизонотерапии (общий термин), которых немало.

Показания к применению глюкокортикоидов при не­эндокринных заболеваниях. В острых критических ситуаци­ях используется внутривенный путь введения (медленно струйно или капельно), для чего выпускаются водораствори­мые соли гормонов в ампулах. Применяют коротким курсом

 

Таблица 84


Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 741 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)