Клиническая картина ХП.
Клиническая картина хронического панкреатита складывается из нескольких синдромов:
· Болевого
· Недостаточности внешнесекреторной функции ПЖ
· Нарушений внутрисекреторной функции ПЖ
· Билиарной гипертензии
· Портальной гипертензии
· Астено-вегетативного
Боли в верхней половине живота являются важнейшим и одним из ранних симптомов хронического панкреатита, заставляющих больного обратиться за медицинской помощью. Они могут носить характер рецидивирующих приступов панкреатической колики или принимать постоянный изнуряющий характер.
Боли иррадиируют в спину или являются опоясывающими. При тяжелом обострении клиническая картина аналогична таковой при остром панкреатите. Приступы возникают с интервалами от нескольких дней до нескольких лет. Лишь в редких случаях хронический панкреатит проявляется относительно постоянными длительными болями.
У некоторых больных боль при повторных приступах хронического панкреатита становится все менее интенсивной, но сопровождается более значительным повышением активности ферментов в плазме крови. В конечной стадии длительного течения болезни может развиться клиническая картина недостаточности внутри- и внешнесекреторной функции поджелудочной железы, а болевой синдром может полностью исчезнуть.
Другим вариантом болевого синдрома при хроническом панкреатите является нарастание постоянных, непрекращающихся, часто мучительных болей. Они могут усиливаться после приема жирной, сладкой, горячей или холодной пищи, возникать по ночам, нередко напоминая боли, наблюдающиеся при дуоденальной язве. Периодическое усиление болей может носить характер небольших приступов.
Причины возникновения болей у больных хроническим панкреатитом неоднозначны. Одним из важнейших факторов развития болевых кризов и постоянных изнуряющих болей является, по-видимому, затруднение оттока панкреатического сока с повышением внутрипротокового давления. Другой причиной болевого синдрома, наблюдающегося преимущественно при рецидивирующем панкреатите, в том числе не сопровождающемся интрапанкреатической гипертензией и расширением протоков поджелудочной железы, являются воспалительные и рубцовые изменения парапанкреатической ткани, с вовлечением в патологический процесс нервных окончаний. У больных хроническим панкреатитом болевой синдром может быть связан не только с заболеванием поджелудочной железы, но и сопутствующими поражениями других органов, прежде всего желчевыводящей системы, как первичными, так и обусловленными рефлюксом панкреатических ферментов в желчные протоки, сдавлением их уплотненной головкой железы.
Таким образом, боли в верхней половине живота являются наиболее постоянным, но далеко не специфичным симптомом хронического панкреатита. При этом параллелизм между тяжестью болевого синдрома и глубиной морфологических изменений ткани железы отсутствует; нередко приходится наблюдать, когда при наличии тяжелых болевых приступов, сопровождающихся гиперамилаземией, во время операции поджелудочная железа оказывается малоизмененной.
Разнообразные расстройства пищеварения при хроническом панкреатите могут в большинстве случаев рассматриваться как клинические проявления недостаточности внешнесекреторной функции поджелудочной железы. При тщательном сборе анамнеза эти симптомы могут быть выявлены у большинства больных.
Наиболее ранними и распространенными, но недостаточно специфичными симптомами экзокринной панкреатической недостаточности являются диспепсические расстройства: чувство тяжести в животе после приема пищи, отрыжка, вздутие и распирание живота. Эти явления усиливаются после нарушения диеты, приема алкоголя, жирной и грубой пищи и несколько стихают при соблюдении щадящей диеты.
Характерным и довольно ранним симптомом является расстройство стула: вначале чаще упорные запоры, в дальнейшем — поносы либо неустойчивый стул с чередованием запоров и поносов. Диарея особенно характерна для больных алкогольным панкреатитом.
При наличии выраженной стеато- и креатореи обычно кал приобретает светлую или серую окраску, зловонные каловые массы могут иметь «жирный вид», в них можно видеть кусочки непереваренной пищи. Для хронического панкреатита особенно характерно увеличение объема каловых масс.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на выраженную креато- и стеаторею, для неосложненного панкреатита мало характерны упорные поносы и жидкий водянистый стул, вызывающий дегидратацию больного. При наличии подобных симптомов следует предполагать, что заболевание поджелудочной железы протекает на фоне или осложняется синдромом недостаточного всасывания вследствие поражения слизистой оболочки тонкой кишки.
Обусловленные расстройствами панкреатической секреции нарушения переваривания жиров и белков, усвоения пищевых веществ и витаминов, потеря значительного количества их с каловыми массами приводят к снижению массы больных. Больные с тяжелыми панкреатитами, имеющие стул не чаще трех раз в сутки, теряют с калом от 50 до 80 г жира. Потеря массы бывает иногда значительной, быстрое похудание может наводить на мысль о наличии злокачественной опухоли. Несмотря на похудание, аппетит у значительной части больных сохранен, а нередко даже повышен.
Наряду с похуданием могут отмечаться сухость и шелушение кожи, глоссит, стоматит и другие проявления дефицита витаминов в организме. В развитии по-худания, помимо недостаточности внешней секреции поджелудочной железы, имеет значение целый ряд других факторов, в частности тщательное соблюдение больными строгой диеты, иногда даже голодной, из боязни спровоцировать болевой приступ, а также ограничение приема легкоусвояемых углеводов больными с сахарным диабетом, осложняющим течение хронического панкреатита. Наконец, в тех случаях, когда больные панкреатитом постоянно злоупотребляют алкоголем, анальгетическими и наркотическими препаратами, нередко снижается аппетит, в связи с чем больные недоедают и резко теряют массу тела.
Выраженность симптомов панкреатической недостаточности в значительной мере зависит от этиологии хронического панкреатита и продолжительности заболевания. Стеато- и креаторея являются одним из поздних проявлений хронического панкреатита. Стеаторея наблюдается у 25—33% больных с калькулезным алкогольным панкреатитом; она возникает у больных с длительным (свыше 5—10 лет) анамнезом заболевания (болевого синдрома), в среднем спустя 2—10 лет после развития у них сахарного диабета.
При тяжелых формах хронического панкреатита выявляется выраженная стеато- и креаторея в ранней стадии заболевания (до 5 лет) — у 36,4%, а в поздней фазе панкреатита в сроки свыше 10 лет— у 75,3% больных.
Клинические проявления нарушений внутрисекреторной функции поджелудочной железы принадлежат к числу нередких, хотя и относительно поздних, симптомов хронического панкреатита, которые могут быть в среднем выявлены у 25% больных данным поражением поджелудочной железы. У большей части больных симптомы этих нарушений затушевываются другими, более яркими проявлениями панкреатита и могут быть выявлены лишь при лабораторном исследовании. Тем не менее, в довольно значительном числе случаев при панкреатите развиваются симптомы сахарного диабета, реже — гипогликемии.
Как и внешнесекреторные нарушения, развитие сахарного диабета более характерно для тех форм хронического панкреатита, которым свойственно развитие наиболее грубых изменений паренхимы поджелудочной железы.
Клиническое течение диабета у больных хроническим панкреатитом имеет свои особенности. Появление симптомов диабета спустя несколько лет после начала болевых приступов позволяет говорить о вторичном характере поражения инсулярного аппарата. Вторичный диабет при панкреатите, в особенности вначале, протекает легче «эссенциального». Потребность в инъекциях инсулина обычно сравнительно невысока, достигает в среднем от 10 до 45 ЕД в сутки. Сравнительно редко развиваются диабетическая кома и кетонурия.
Следует также отметить, что при вторичном диабете содержание сахара в крови нередко колеблется, в зависимости от обострения или стихания воспалительного процесса в поджелудочной железе. В связи с этим успешное консервативное лечение или оперативное вмешательство при панкреатите может приводить к обратному развитию симптомов диабета и в ряде случаев позволяет отказаться от ежедневных инъекций инсулина.
Одно из главных отличий диабета, наблюдаемого у больных хроническим панкреатитом, от «эссенциального» сахарного диабета состоит в том, что для первой его разновидности характерен относительно низкий уровень глюкагона в крови. Деструкция и атрофия инсулярного аппарата при хроническом панкреатите приводит не только к дефициту инсулина, но и к понижению секреции глюкагона. В связи с этой особенностью диабета при хроническом панкреатите его характерными чертами являются относительное частое развитие гипогликемических состояний; меньшая потребность в инсулине; редкость развития кетонурии; в большинстве случаев отсутствие сосудистых поражений, в частности микроангиопатий. Вместе с тем развитие диабетических невропатий остается достаточно частым. Приведенные особенности течения сахарного диабета при хроническом панкреатите должны быть учтены при планировании консервативного и хирургического лечения.
Синдром билиарной гипертензии и его наиболее яркие проявления — механическая желтуха и холангит — можно рассматривать как одно из важнейших осложнений хронического панкреатита. Наличие стойкой или рецидивирующей механической желтухи и гипербилирубинемии удается отметить примерно у '/з больных в хронической фазе панкреатита.
Причины развития билиарной гипертензии при хроническом панкреатите зависят от формы этого заболевания. При холангиогенном панкреатите развитие частичной и полной непроходимости желчных путей чаще зависит от препятствия в области большого дуоденального сосочка (стеноз, камень), но может усугубляться также сдавлением дистального отдела общего желчного протока воспаленной и уплотненной головкой поджелудочной железы. При первичном алкогольном панкреатите последний механизм развития холестаза является основным.
Наконец, желтуха может быть следствием обтурации общего желчного протока полипообразными разрастаниями в зоне БДС и устья желчного и панкреатического протоков, которые могут приводить к развитию тяжелого панкреатита, вызывающего в свою очередь стеноз дистальной части и общего желчного протока.
В то время как желтуха при папиллостенозе и камнях БДС обычно возникает остро и носит перемежающийся характер, сопровождаясь часто холангитом, сужение интрапанкреатической части желчного протока при стенозирующем панкреатите обычно развивается медленно, исподволь. На первых порах видимая желтуха может отсутствовать и билиарная гипертензия может проявляться лишь тупыми болями в правом подреберье, умеренным повышением содержания билирубина и щелочной фосфатазы в сыворотке крови, расширением тени желчных протоков и снижением сократительной функции желчного пузыря при рентгенологическом исследовании.
При постепенном нарастании тубулярного стеноза дистального отдела общего желчного протока на почве сдавления его уплотненной головкой поджелудочной железы и при отсутствии сопутствующего холелитиаза на фоне нарастающей интенсивной желтухи может прощупываться эластичный, безболезненный желчный пузырь — симптом Курвуазье. Таким образом, клиническая картина заболевания в подобных случаях напоминает опухоль поджелудочной железы, что нередко обозначается как псевдотуморозный панкреатит. Отличить такие формы панкреатита от рака поджелудочной железы трудно не только до операции, но и на операционном столе.
Синдром портальной гипертензии редко осложняет хронический панкреатит. По существующей классификации потальная гипертензия, возникающая при хроническом панкреатите, относится к подпеченочной, то есть связанной с препядствием для кровотока в портальном русле. Анатомической предпосылкамой развития портальной гипертензии являются близость расположения потального русла - верхней брыжеечной и воротной вены, а также селезеночной вены. Последняя располагается позади тела и хвоста поджелудочной железы и на 2/3 длины окружности прикрыта тканью pancreas.
Существует два основных механизма поражения воротной и селезеночной вены. Первый связан с переходом воспалительного процесса с такни поджелудочной железы на стенку вены с развитием тромбофлебита. Второй реализуется в процессе фиброзирования, индурации ткани ПЖ, что приводит к механическому сдавлению селезеночной и воротной вены.
Клиника потальной гипертензии при хроническом панреатите зависит от степени поражения потального русла. При тромбозе воротной вены налицо все признаки ПГ: асцит, варикозной расширение вен пищевода, спленомегалия, расширение вен передней брюшной стенки. Характерной особенностью тромбоза воротной вены является бурное развитие перечисленных симптомов, особенно асцита.
Наиболее часто происходит изолированный тромбоз селезеночной вены. Он сопровождается увеличением селезенки с развитием явлений гиперспленизма. Такую селезенку называют «тромбофлебитической».
Диагноз и дифференциальный диагноз. При легком и среднетяжелом течении хронического панкреатита, в период ремиссии какие-либо изменения при лабораторном и инструментальном обследовании могут отсутствовать. В период обострения панкреатита отмечают лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, увеличение СОЭ. Наиболее характерно повышение активности амилазы крови, которое наблюдается уже через 1 – 2 ч от начала обострения и сокращается даже при быстром исчезновении болей в течение 2 – 3 дней. Чуть позже активность а-лилазы повышается в моче. Диагностическое значение имеет повышение уровня ферментов в 2 – 3 раза. Небольшое повышение уровня амилазы в моче или крови наблюдается при заболеваниях других органов и применении некоторых лекарственных веществ (опиатов, кодеина, метилхолина). В ряде случаев при обострении выявляют и повышение уровня липазы в плазме крови, а также преходящую гипер- или гипогликемию. Для диагностики хронического панкреатита в период его ремиссии особенно в начальных стадиях имеет значение определение соотношения активности трипсина и ингибитора трипсина, которое в норме превышает 100, а при хроническом панкреатите снижается. Определяют также изменение этого показателя, содержания амилазы и липазы в плазме крови в ответ на введение стимулятора секретина – панкреозимина. При наличии хронического панкреатита соотношение активности трипсина и ингибитора трипсина снижается, а уровень липазы и амилазы повышается, в то время как у здоровых людей эти показатели не меняются. Для выявления скрытой недостаточности островкового аппарата используют пробу с однократной или двукратной нагрузкой глюкозой.
При эхографии поджелудочной железы в период обострения хронического панкреатита наблюдается увеличение либо всей железы или какой-либо ее части – головки, тела или хвоста (нормальные размеры головки железы составляют 18 – 26 мм, тела – 6 – 16 мм, хвоста – 1б – 20 мм). В первые 6 ч от начала обострения эти. изменения могут отсутствовать, поэтому исследование необходимо повторить. Если размеры железы при повторной эхографии остаются нормальными, то наличие обострения хронического панкреатита вызывает сомнение. В период обострения повышается интенсивность эхосигналов от ткани поджелудочной железы, нередко наблюдается неровность ее контуров.
Рентгенологическое исследование при заболеваниях поджелудочной железы имеет меньшее значение, чем эхография. Такие признаки хронического панкреатита, как обызвествление ткани поджелудочной железы, недостаточность сфинктера Одди, удается выявить редко. Однако этот метод не потерял полностью своего значения. Так, при искусственно вызванной гипотонии двенадцатиперстной кишки с помощью атропина и хлорида кальция при компрессии можно выявить рефлюксконтрастные массы из двенадца-типерстной кишки в проток поджелудочной железы, развернутость кольца двенадцатиперстной кишки, наличие вдавления по внутрсннему контуру кишки. Следует помнить, что в период ремиссии эти изменения могут исчезнуть.
Большие трудности в распознавании панкреатита встречаются при так называемой псевдоопухолевой форме хронического панкреатита, при которой гиперпластический процесс локализуется в головке поджелудочной железы. В этих случаях сдавление общего желчного протока нередко сопровождается появлением механической желтухи. Желтуха может развиться также и при наличии воспалительных изменений в области фатерова соска или сопутствующего фиброза в общем желчном протоке. При выраженных обострениях хронического панкреатита в редких случаях наблюдается панкреатогенный асцит. Желудочно-кишечное кровотечение возникает очень редко, лишь в случае возникновения тромбоза вен селезенки, распространяющегося на вены желудка.
Тяжелый хронический панкреатит приходится дифференцировать с другими заболеваниями органов пищеварения, сопровождающихся синдромом мальабсорбции. Основные синдромы и осложнения ХП представлены в приложении на схеме 2.
Наиболее важно дифференцировать хронический панкреатит с раком поджелудочной железы, так как во многих случаях (по данным некоторых авторов – 60 %) он возникает на фоне хронического панкреатита особенно при развитии цирротических изменений в железе. В 80% случаев опухоль локализуется в головке поджелудочной железы и по своему происхождению является аденокарциномой. Вследствие этого у всех больных панкреатитом, особенно в возрасте старше 40 лет, жалующихся на снижение массы тела, необходимо обследование поджелудочной железы. Ранними симптомами рака иногда являются анорексия, тошнота, рвота, а также те или иные эмоциональные нарушения (депрессия и т. д.),
При локализации рака в головке поджелудочной железы возникает обтурационная желтуха. При раке поджелудочной железы нередко наблюдаются паранеопластические реакции, в том числе лихорадка с синдромом Иценко – Кушинга, гиперкальциемия, мигрирующие тромбофлебиты. При локализации опухоли в теле ПЖ диагностика особенно сложна. Если повреждается хвост железы, то почти всегда развивается сахарный диабет. Почти в 90 % случаев при тщательном ультразвуковом исследовании удается дифференцировать хронический панкреатит и рак поджелудочной железы. В сомнительных случаях проводят компьютерную томографию. При этом исследовании определяют размеры поджелудочной железы, наличие в ней очагов деструкции, камней в протоках. При денситометрии в какой-то мере можно судить и о плотности органа. Иногда прибегают к ретроградной панкреатохолангиографии, при которой можно получить представление о состоянии не только общего желчного, но и панкреатического протока или сканированию поджелудочной железы после введения радиоактивных изотопов (селенметионина или цинкоцистина).
Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 439 | Нарушение авторских прав
|