АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Гуманистическая психотерапия: сущность, отличия от психоаналитической и бихевиоральной теорий.
«Гуманистическое направление» часто обозначают как «экзистенциально-гуманистическое», или «опытное». В него включают разнообразные психотерапевтические школы и подходы. Основная цель - личностная интеграция и восстановление целостности человеческой личности рассматриваются, которая достигается за счет переживания, осознания, принятия нового опыта.
В гуманистическом направлении может быть выделено 3 основных подхода:
1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы. В процессе взаимного диалога («здесь и теперь») проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).
2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах интенсивного отреагирования и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).
3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня. Достигается это с помощью медитации (трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (психосинтез).
Гуманистическая психология во многом развивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Низведение человеческой мотивации к уровню первичных и даже животных инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере и преувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностей функционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативного феномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критику представителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения, дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении и лишая его глубины и духовного, внутреннего смысла. Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную, целостную систему. Основными мотивами личностного развития являются: стремление к развитию своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.
Гуманистическая психология не разделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, на устранение которого направлено человеческое поведение. Тревога может существовать и как конструктивная форма, способствующая личностному изменению и развитию.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 493 | Нарушение авторских прав
|