АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Психодинамическое направление в арт-терапии
Большинство специалистов по арт-терапии, использующих в своей практике психодинамический подход, базируются на идеях Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественные произведения в символической форме выражают бессознательные процессы. Примером такого подхода может быть деятельность Маргарет Наумбург, которая считает, что часто членам психокоррекционных групп бывает легче выразить свои фантазии, грезы и страхи не словами, а картинами и рисунками. В процессе изображения своих внутренних переживаний пациенты часто приобретают способность и к их словесному описанию. Большинство руководителей психокоррекционных групп сами не занимаются интерпретацией результатов художественного творчества участников, а только помогают им самостоятельно понять скрытый смысл своих произведений. С этой целью руководители стараются создать в группе атмосферу дружелюбия, которая побуждает участников воздерживаться от критических суждений. Кроме того, руководители всячески поощряют возникновение у участников свободных ассоциаций в процессе творчества. Считается принципиально важным, чтобы участники самостоятельно строили ассоциативные ряды, связанные с их творчеством, что должно способствовать развитию их самосознания. Однако некоторые терапевты предпочитают сами интерпретировать то, что создают их клиенты, а затем знакомить клиентов со своими выводами. Например, Бернард Леви утверждает, что терапевт, умеющий интерпретировать и оценивать продукты изобразительного творчества своих пациентов, дает им возможность глубже понять себя.
В качестве примера того, что человек может узнать сам о себе с помощью им же созданных зрительных образов, рассмотрим такой случай. Некая 24-летняя женщина, будучи в депрессии, нарисовала картину в темных тонах, на которой изобразила себя в возрасте четырех лет с парой балетных туфель, зажатых в руках. Когда женщине предложили обратить внимание на ассоциации, которые у нее возникли, она в конце концов вспомнила, что именно так она стояла в тот день, когда исчезла ее двухлетняя сестра — только спустя годы она узнала, что сестра ее в тот самый день умерла. Горе, вызванное этим событием, долгое время оставалось похороненным в глубине ее души. Рассказывая о своих воспоминаниях терапевту, женщина смогла, наконец, выразить его, что привело к снижению уровня депрессии. В других случаях спонтанные схематические наброски или эскизы могут быть реакцией пациента на беспокоящие его сны или фантазии. Свободные ассоциации, вызываемые такими рисунками, могут прояснить содержание и смысл этих переживаний. Иногда такое понимание достигается на подсознательном уровне, так что человек испытывает эмоциональное облегчение, даже не осознав, какой смысл имеет его произведение. Однако в типичном случае терапевт помогает члену группы продвигаться от символического к конкретному и от бессознательного к сознательному, побуждая его вновь пережить события прошлого, которые повлияли на развитие его личности.
Одним из особенно популярных приемов групповой арт-терапии является совместное рисование. Каждый участник изображает на одном общем полотне или стене все, что приходит ему в голову. Или же каждый вносит свой вклад в тему, которая была выбрана группой. Участникам предлагают комментировать то, что у них получается, а терапевт помогает участникам наладить контакты между собой. Ниже приводится пример того, как интерпретация символических сообщений, выраженных в картине, которая была создана членами группы совместно, помогает выявить сферы их внутренних и межличностных конфликтов.
Гарри указывает на нарисованную Сюзанной тюрьму с приоткрытым верхним окном, из которого пытается вылететь птичка, и говорит: «Похоже, ты застряла в своей тюрьме. Ты отчаянно пытаешься выбраться, но крылышки-то твои подрезаны». Сюзанна отвечает: «А у меня вся жизнь такая. Я все время пытаюсь избавиться от материнской опеки, но у этой тюрьмы запоры крепкие. И никто не поможет мне выбраться, а сама я не в силах». Затем Сюзанна принимается рисовать широкое зеленое поле и огромную яркую бабочку, порхающую над травой возле изображенной Ричардом лошади, которая, как видно, убежала с ранчо. Ричард поворачивается к Сюзанне со словами: «Ты хочешь стать похожей на меня... Я только что избавился от тесноты своего стойла... А тебе надо стать свободной, как бабочка, и присоединиться ко мне». В разговор вступает Жозефина, которая только что нарисовала улитку, высунувшую рожки из раковины в сторону широких стеблей травы, растущей на ранчо Ричарда: «Ну да, маленькая такая, невинная птичка или бабочка... Ты всегда оправдываешься тем, что оказываешься рядом с мужчинами совершенно случайно. На самом же деле ты ими манипулируешь!».
Один из психодинамически ориентированных подходов к арт-терапии был разработан специально для психокоррекционных групп Дж. Вассилиусом, который назвал его «синаллактическим методом создания групповых образов» (synallactic group image technique). Главное достоинство этого метода состоит в том, что он вовлекает всех членов группы в работу одного из них. В начале занятия группа голосованием решает, картина какого из участников будет центром всеобщего внимания. Обычно такие картины пишут заранее дома и приносят на занятие уже готовыми. После голосования автор выбранной картины рассказывает о своих чувствах до работы над ней, во время работы и после ее завершения. К сказанному он добавляет несколько слов о своем художественном замысле, возможно — в форме свободных ассоциаций. Затем остальные члены группы описывают свои реакции на этот рисунок и связанные с ним ассоциации. Те реакции и проекции, которые оказываются близкими к теме рисунка, получают название «коллективного образа» и определяют ведущую тему данного занятия.
Работу в одной из таких групп описал Кимиссис. Все пациенты имели детей. Одна из них нарисовала медведицу с медвежонком. Смысл навеянного этой картиной коллективного образа был сформулирован так: «Мы зависим от терапевта. Мы хотим, чтобы он кормил нас (лекарствами, инструкциями и т. д.). Но иногда нам приходится самим играть роль матери, и это для нас невыносимо». У всех этих женщин были внутренние конфликты, связанные с воспитанием детей. Например, одна из них недавно развелась, и ей пришлось оставить ребенка, потому что она была не в состоянии одна о нем заботиться. Согласно Фрейду, рисунки, подобно сновидениям, имеют явное содержание, то есть собственно зрительные образы, и скрытое содержание — символическое, часто отражающее бессознательные процессы. При помощи «синаллактического» метода терапевт структурирует работу в группе, ставя перед ней цель, сформировать «коллективный образ» на основе выбранного произведения одного из участников. Затем этот образ становится темой данного занятия. Кроме того, этот метод облегчает особенно тревожным участникам общение с другими. Обсуждение отрицательных эмоций, вызываемых выбранной картиной, может подтолкнуть каждого их них к выяснению причин собственного плохого настроения или обозленности.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 814 | Нарушение авторских прав
|