АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Гуманистическое направление в арт-терапии

Прочитайте:
  1. I. «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»
  2. IV. Направление в бак. лабораторию ООИ.
  3. Адекватное направление
  4. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
  5. Вторая заповедь арт-терапии
  6. Глава 2. Характеристика разных форм групповой арт-терапии
  7. Глава 6. Медико-биологическое направление в медицине нового времени (1640-1918)
  8. Гомеопатическое направление лекарственной терапии
  9. Групповой арт-терапии

Не все психотерапевты, применяющие в своей работе изобрази­тельное искусство, делают это, руководствуясь фрейдовскими или юнговскими принципами. Многие из них придерживаются гуманистических позиций и рассматривают арт-терапию как возможность для развития «творческой мус­кулатуры». Основное значение они придают активности членов группы при работе с предложенным материалом, самому творческому процессу, а не смыслу того, что получается в результате. Отмечается, что арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, отвечающего за ин­туицию и ориентацию в пространстве.

Джейни Райн является представителем гуманистического направления в арт-терапии. Ее подход во многом соответствует принципам гештальт-теории. С таких позиций работа над картинами или скульптурными изображениями рассматривается как опыт, который является функцией постоянного процесса осознания участниками текущего момента. Здесь самое пря-приложение находит концепция фигуры и фона, поскольку наше зритель­ное восприятие зависит от того, что мы думаем и чувствуем. При таком подходе к арт-терапии руководитель психокоррекционной группы помогает участникам понять, чем они являются и чем могут стать. Райн дает своим кли­ентам множество советов: больше доверять собственному восприятию, не бо­яться привносить в свою работу с художественным материалом момент игры и даже дурачества, делать то, что наиболее приятно, не сравнивать результа­ты своей и чужой работы, не забывать, что всем людям свойственно меняться и что эти изменения отражаются в художественном творчестве.

В своих группах Райн предлагает участникам множество различных мате­риалов для работы, включая глину, краски, клей, мел. В начале работы руко­водитель советует участникам прислушаться к своим внутренним переживани­ям, как это принято делать в группах гештальт-терапии. Идея программы Райн состоит в том, что, сконцентрировав внимание на своих внутренних ощу­щениях, каждый может определить то направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему или что-либо воспроизвести. Еще один арт-терапевт, при­держивающийся принципов гештальт-терапии, Илэйн Рапп, от­мечает, что перспектива заняться рисованием часто вызывает у членов груп­пы тревогу, уровень которой можно снизить, если каждый очередной опыт такого рода представлять как возможность сделать то, что получится, а не то, что задано заранее. Например, руководитель группы может подбросить множество обрывков папиросной бумаги, чтобы они разлетались как попало. Его действия могут сопровождаться подходящей музыкой. Члены группы ста­нут дуть на эти бумажки, комкать их и швыряться ими друг в друга, что-нибудь из них составлять и т. д. В конце концов и сам руководитель присоеди­няется к этим занятиям — например, расстелив на полу помещения лист бумаги для рисования и вооружившись кистью, он начинает при помощи жид­кого быстросохнущего клея приклеивать бумажки к листу в каком-либо опре­деленном порядке, тем самым без всяких объяснений показывая группе, как делается коллаж.

В гештальт-ориентированных группах арт-терапии руководители играют роль фасилитаторов, а не руководителей. Они побуждают участников жить в настоящем и открыто выражать свои чувства. Терапевт должен быть способен в процессе творческой работы установить отношения эмпатии с клиентом. Ра­зумеется, иной раз терапевт может высказать свое мнение о работах клиента, но он никогда не подвергнет аналитическому разбору художественное произ­ведение с целью выяснения его значения. Интроспективное восприятие произ­ведения его создателем считается более информативным, нежели внешняя реалистичность законченного произведения.

В процессе гештальт-терапии с применением изобразительного искусства можно выделить определенные стадии. В начале занятия руко­водитель побуждает участников к самоидентификации при помощи рисования или лепки. Задания он предлагает предельно простые, чтобы не вызвать испу­га, ослабить сознательный контроль и помочь участникам спонтанно выразить внутренние ощущения. Члены группы продвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве и о времени и в отношениях с другими. Таким образом на ранних стадиях терапевтического процесса каждый член группы работает в одиночку, и его работа носит сугубо индивидуальный характер. Руководитель группы может направ­лять работу участника, предлагая ему, например, вылепить из пластилина то, что он сам в себе осуждает, а затем то, что одобряет. Можно попросить участ­ников изобразить какое-либо настроение, что-либо из своих фантазий или свое представление о любви, ненависти, красоте, свободе и т.п. (рис. 6). После выполнения этого задания участники могут попытаться описать свои переживания. При этом всегда существует вероятность, что при отображении каким-либо участником того, чем занято его воображение, на поверхность выйдут подавляемые им эмоции. И тогда с ними будет иметь дело вся группа.

 

Рис. 6. Изображения переживаемых состояний: а) потные ладони; б) внутренняя слабость; в) головная боль; г) комок в горле; д) сжатый рот; е) тяжесть в теле

 

На более поздней стадии работы в группе участники могут получить зада­ние разбиться на пары. Каждая пара получает бумагу и цветные карандаши или мелки и старается при помощи художественного творчества установить невербальную коммуникацию на уровне внутренних переживаний друг друга. Некоторые пары начинают сотрудничать, другие соревнуются, третьи обме­ниваются замыслами. По окончании работы участники описывают свои реак­ции и наблюдения. Не поощряется анализирование, интерпретирование и за­щита выбранных образов. Например, в одну пару были объединены застенчивый мужчина-японец и напористая женщина. Когда женщина нарисо­вала жирную красную стрелу, направленную на мужчину, он в ответ нарисо­вал еле заметную замкнутую пурпурную линию. По мере того как женщина становилась менее прямолинейной в своих попытках установить контакт при помощи рисунка, мужчина становился более доступным.

Альтернативной стратегией является использование лепки с целью иссле­дования межличностных отношений. Членам группы предлагают закрыть гла­за, после чего каждый должен представить кого-нибудь, с кем у него имеются тесные эмоциональные связи, и вылепить образ своего представления об этом человеке. Скульптурное изображение можно будет даже разрушить, чтобы дать выход агрессии. После окончания работы руководитель может поинтере­соваться у участника, сколько энергии изображаемые им отношения забирают у него в реальной жизни, как можно различить в скульптуре личностные особенности персонажа и самого автора и т. д.

Существуют и другие упражнения — для всей группы в целом. Например, участники могут использовать средства изобразительного искусства для ото­бражения своего представления о взаимоотношениях в группе и таким обра­зом выявлять скрытые конфликты. Райн любит предлагать чле­нам своих групп разбиться на пары и быстро набросать портреты друг друга, а затем обменяться подписанными портретами. Обмен может сопровождаться комментариями, в которых можно, к примеру, поделиться тем, какие симво­лы каким характеристикам личности соответствуют и почему. В другом случае каждый участник может сравнить свой автопортрет с тем, как его изобразили другие участники группы. Такое сравнение помогает выявить различия в са­мовосприятии участника и его восприятия другими. Например, женщина, ко­торая сама себя считает бойкой и привлекательной, на рисунках, отражающих ее в представлении других, может иметь огромный рот, который, скорее все­го, обозначает ее шумливость. Именно такого рода случай произошел в груп­пе, которую вел Джеймс Денни, приверженец гуманистического направления в психотерапии, пользующийся в своей работе средствами изобразительного искусства. Одна из его клиенток изобразила себя в красных, оранжевых и жел­тых тонах, со смеющимися глазами и цветком во рту. Партнер по группе нарисовал ее с вытаращенными глазами и улыбкой до ушей.

Гуманистические подходы к арт-терапии используют как в группах разви­тия личности, так в интенсивной индивидуальной или групповой терапии. Их цель состоит в том, чтобы достичь такого уровня осознания, который устраи­вал бы как терапевта, так и клиента, как руководителя группы, так и участ­ника. На этом пути к познанию клиентом самого себя терапевт, со своей стороны, должен постоянно проявлять гибкость в использовании техни­ческих приемов работы и никогда не упускать из виду актуальные потребности членов группы. Создаваемая группой атмосфера поддержки и заботы позволяет каждому участнику по-новому оценить свои внутренние переживания, нашед­шие отражение в визуальных образах, и при этом проявить свой творческий потенциал так, как это не удавалось сделать никогда ранее.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 1531 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)