АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Практические упражнения. Значительную часть своей работы в гештальт-группе ее участники выполняют индивидуально, находясь на «горячем стуле»

Прочитайте:
  1. II. Практические работы.
  2. II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки.
  3. V. Упражнения при ВСД
  4. А. Практические навыки по методике обследования ребёнка
  5. Активно-рефлекторные упражнения
  6. Активные упражнения
  7. Б) Физическими упражнениями
  8. Б. Практические навыки по клинико-лабораторным методам исследования
  9. БЕЗОПАСНЫЕ И УДОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
  10. Больным бронхиальной астмой противопоказны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания.

Значительную часть своей работы в гештальт-группе ее участники выполняют индивидуально, находясь на «горячем стуле». Партнеры по группе вовлекаются в выполнение только некоторых экспериментов и упражнений. Если в группе, где участники знакомятся с методами психокоррекции, имеется опытный руководитель гештальт-групп, в ней относительно безопасным будет использование даже таких действенных методик, как работа со сновидения­ми, исследование сопротивления и диалоги, предусматривающие наличие пустого стула. В отсутствие такой возможности участники группы могут ощу­тить, что такое гештальт-терапия, выполнив следующие упражнения.

 

Зоны осознания

Цель. Это упражнение является базовым для тренинга осознания и более всего подходит для начала занятий в гештальт-группе.

Необходимое время. 45 минут.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется, если не считать того, что руководитель группы должен быть чувствительным ко всем трем зонам осознания.

Процедура. Все впечатления человека распределяются по трем зонам осо­знания, соответствующим внешнему миру, внутреннему телесному миру и миру мыслей и фантазий. Для того чтобы воспринять все это на опыте, выбе­рите себе в группе партнера, после чего вдвоем усядьтесь друг против друга и расслабьтесь. Для начала вам надо обменяться мыслями о том, что вы осо­знаете относительно внешнего мира, который окружает вас. Громко произне­сите фразу, которая начинается словами: «Я осознаю...» и заканчивается описа­нием того, какие из ощущений, поступающие к вам от объектов и событий внешнего мира, вы осознаете в данный момент времени. Это может быть шум от кондиционера, запах духов, форма носа вашего партнера. Старайтесь избе­гать любых интерпретаций и суждений и не фиксировать свое осознание ни на одном из ощущений. Произнесите от начала до конца столько фраз о вашем осознании внешнего мира, сколько успеете за одну - две минуты, пока вы ос­таетесь в полном и исключительном контакте с тем, что вас окружает. После этого выслушайте, что сообщит вам о своем осознании внешнего мира ваш партнер. Если вы заметите, что он соскользнул в среднюю зону осознания и интерпретирует или оценивает свои ощущения, дайте ему знать об этом и помогите вернуться к внешней зоне.

Затем прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Громко скажите: «Теперь я осознаю...», закончив эту фразу словами о своих внутренних ощуще­ниях, как-то: тяжесть в животе, сухость во рту, зуд в руке или ощущение контакта ягодиц с поверхностью, на которой вы сидите. Повторяйте такие фразы в течение минуты, пока остаетесь в контакте со своей внутренней зо­ной. После этого поменяйтесь ролями с партнером, который будет сообщать вам о своих внутренних ощущениях.

Третья зона осознания включает психическую активность, не относящуюся к текущему опыту, например воспоминания, планы, размышления, предчув­ствия и фантазии. Фриц Перлз называл эту зону не иначе как зоной фантазий. Прежде всего, переведите содержание своей средней зоны в сознаваемую фор­му, повторяя фразу, начинающуюся со слов «Теперь я осознаю...» в течение минуты. Вы можете сознавать свой интерес к тому, сколько времени, свое беспокойство по поводу только что написанной контрольной работы или свои попытки догадаться, о чем думает ваш партнер. После этого поменяйтесь с партнером ролями, чтобы возможность сосредоточиться на своей средней зоне была и у него.

После того как вы попрактиковались в идентификации каждой из трех зон осознания в отдельности, обратите внимание на то, куда уводит вас ваше осознание, если вы не концентрируетесь ни на одной из них. Громко скажите: «Теперь я осознаю...» и завершите эту фразу словами о том, что вы осознаете в данный момент, будь то содержанием внешней, внутренней или средней зоны. Может оказаться, что ваше осознание тяготеет к средней зоне. Вы може­те обнаружить связи между тремя зонами осознания. Например, вы можете осознать, что шум в комнате (внешняя зона) заставляет вас вообразить, что за вами кто-то наблюдает (средняя зона) и при этом у вас перехватывает дыха­ние и появляется сухость во рту (внутренняя зона).

Сполна пережив то, что относится к трем зонам вашего осознания и полу­чив возможность выяснить, в какую из них уводит ваше осознание вас самих, вы уже будете готовы к тому, чтобы начать оттачивать свою способность к сосредоточению. Кроме того, вы сможете расширить сферу своего осознания и развить способность переключаться с зоны на зону. Сначала попробуйте пере­ключаться с внутренней зоны на внешнюю. Завершите фразу «Теперь я осо­знаю...» словами, относящимися сначала к внешней зоне, а потом — ко внут­ренней. Продолжайте переходить из одной зоны в другую в течение минуты. После этого послушайте, как выполняет это упражнение по переключению ваш партнер.

Обычным источником путаницы в вопросе о зонах осознания является сла­бая способность различать процессы внешней зоны и средней зоны. Путаница происходит, когда вы ошибочно принимаете сенсорные впечатления от внеш­него мира за свои внутренние убеждения, суждения или предчувствия. По­мочь в различении этих двух зон может ваш партнер.

Посмотрите на партнера и завершите фразу «Теперь я осознаю (что)...» его описанием. После этого завершите фразу «Я считаю (что)...» изложением своего мнения о партнере или впечатлений от него. Например, вы видите, как он сидит, сжав руки на груди, и на этом основании полагаете, что ему холодно. В течение примерно двух минут продолжайте сообщать о том, что вы осозна­ете и каковы ваши соображения по этому поводу, а потом послушайте, что скажет ваш партнер о точности ваших суждений.

Поменяйтесь с партнером ролями и повторите упражнение, после чего дайте ему обратную связь. Наконец, обсудите свои впечатления с остальными участниками группы.

 

Преувеличенное либо противоположное поведение

Цель. Это упражнение дает возможность разыграть определенного рода сценки, то есть прибегнуть к особому техническому приему работы в груп­пе. Этот прием сводится к тому, что каждый ее участник выступает в роли, воплощающей некоторые аспекты его личности, которые либо вообще ему не известны, либо, наоборот, известны и вызывают у него беспокойство. Такой прием используется с целью расширить осознание поведения, что является первым шагом на пути к его изменению.

Необходимое время. 1 час или больше.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководителю полезно иметь опыт работы с гештальт-группами и быть знакомым с групповыми процессами.

Процедура. Пусть каждый участник группы выберет для себя такой спо­соб поведения, который был бы наиболее для него нежелательным, или пусть вся группа совместно определит, какого рода поведение, очевидное для окружающих, сам участник группы за собой не замечает. Примерами могут быть готовность извиняться по малейшему поводу, стремление избе­гать прямого взгляда, привычка говорить слишком тихо, нетерпеливость или склонность к безапелляционным обвинениям.

Если участник не замечает за собой склонности вести себя так, как ему было предложено, он получает указание утрировать такое поведение. Если он признаёт за собой эту склонность и находит ее нежелательной, он должен попробовать вести себя прямо противоположным образом. Например, при склонности к излишним извинениям человек может извиняться автоматически, не задумываясь о том, почему и зачем он это делает. Преувеличенно изобра­зить эту склонность можно, если, например, обходить всех участников группы и каждую фразу в разговоре с ними начинать словами «прошу прощения...». С другой стороны, привычка говорить еле слышно может быть прекрасно из­вестна ее обладателю, который неоднократно проклинал себя за мягкость сво­их манер, проявляемую даже тогда, когда надо демонстрировать уверенность в себе или требовательность. В таком случае противоположное поведение бу­дет состоять в том, что тихий от природы участник группы станет подходить к другим и, твердо глядя им в глаза, говорить с ними громко и властно. Такое упражнение поможет тихоне вступить в контакт с теми сторонами его лично­сти, которые обычно скрыты от него его же застенчивостью.

Пусть каждый участник группы разыгрывает то, что ему назначено, в те­чение примерно пяти минут. В конце упражнения надо оставить время на то, чтобы он мог поделиться своими впечатлениями с группой и получить от нее обратную связь.

 

Полярности: конфликт «нападающего» и «защищающегося»

Цель. Это упражнение может служить введением к занятию, посвя­щенному одной из внутриличностных полярностей: а именно, противоположно­сти между нападающим и защищающимся. Оно позволяет лучше понять конф­ликтные стороны личности и получить опыт активного отстаивания своей точки зрения.

Необходимое время. 45 минут.

Подготовка. Руководителю требуется иметь понятие о полярностях и опыт ведения гештальт-групп.

Материалы. Не требуются.

Процедура. Сядьте с партнером друг против друга и решите, кто из вас будет «нападающим», а кто — «защищающимся». После этого заведите друг с другом разговор. Пусть каждый стоит на своем и не сдается. Если вы «на­падающий» — поучайте партнера, как он должен себя вести, что ему надле­жит сделать и т. п. Всячески тираньте его и критикуйте с позиций вашей очевидной правоты и явного превосходства. Если вы «защищающийся», все время ищите себе оправдания и хнычьте как можно жалобней. Рассказывай­те, как сильно вы хотите и стараетесь, чтобы всем было хорошо, и как вам все время что-нибудь мешает. Продолжайте выполнять это упражнение 5-10 минут, с тем чтобы получить от этой своей позиции как можно более полное впечатление.

Затем поменяйтесь ролями. Если вы были «защищающимся», возьмите на себя роль «нападающего». Постарайтесь в полной мере ощутить его власть и авторитет, а если вы теперь «защищающийся» — его хитрую пассивность. Че­рез 5-10 минут заканчивайте упражнение. Снова присоединяйтесь к группе. Обменяйтесь своими впечатлениями. (Некоторые сообщают, что им было явно веселей в роли «нападающего», а другие — что они и в роли «защищающегося» чувствовали себя вполне в своей тарелке.) Сравните сыгранные вами роли с тем, как вы ведете себя в обычной жизни. Обсудите, кто как себя чувствовал при выполнении этого упражнения. Возникало ли у вас чувство гнева или униженности, когда вы играли роль «защищающегося»? Было ли у вас ощу­щение вины или стремление покарать «защищающегося», когда вы выступали в роли «нападающего»? Анализ ваших впечатлений от выполнения этого уп­ражнения может снабдить вас информацией об этих двух сторонах вашей лич­ности.

 

Заброшенный магазин

Цель. Гештальт-терапия располагает целым арсеналом упражнений на воображение, которые предназначены для того, чтобы проиллюстрировать процессы проекции и помочь участникам психокоррекционных групп идентифи­цировать и, возможно, исправлять фрагментарные аспекты их личности. Уп­ражнение под названием «заброшенный магазин» было описано Джоном Сти-венсом. Ценность таких упражнений на воображение состоит в том, что они позволяют человеку соприкоснуться с теми сторонами его личнос­ти, которые никогда не осознавались им полностью.

Необходимое время. 1 час.

Материалы. Полуосвещенная комната, создающая ощущение комфорта.

Подготовка. Руководитель должен быть опытным и способным иметь дело с сильными эмоциями.

Процедура. Руководитель дает участникам следующие инструкции.

Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторо­нам. Что вы видите? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замеча­ете боковую улочку. Сверните в нее. Продолжая свой путь по ней, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что там что-то оставлено. Попробуйте ра­зобрать, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажетесь на централь­ных улицах. После этого возвращайтесь к реальности, то есть к группе.

Затем каждый в группе может найти себе партнера, или же можно пред­ложить, чтобы группа разделилась на подгруппы по 5-6 человек или пусть каждый в ней получит по 5-10 минут. Далее участникам предлагается следующее.

Опишите предмет, который вы увидели в витрине заброшенного магазина. Станьте этим предметом и говорите как бы от его имени. Попытайтесь ощу­тить, что значит быть всеми покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в витрине? Каково вам приходится в качестве этого предмета? Че­рез несколько минут снова станьте собой и еще раз осмотрите оставленный в витрине предмет. Замечаете ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли вы сказать о нем еще что-либо?

Так продолжается до тех пор, пока все участники группы не получат возможность идентифицировать себя каждый со своим забытым предметом.

Существует множество вариантов этого упражнения. Например, участни­ки могут вообразить, будто они заходят в покинутый особняк, а выходя, за­хватывают с собой что-нибудь ценное или интересное. Каждый может предста­вить себя цветком и описать свой цвет и форму, вид соцветия, почву, на которой ему приходится расти, и то, как ощущаются солнце, дождь, ветер, а также что видно с того места, где растет цветок.

Идентифицируя себя с такими предметами, мы проецируем на них некото­рые аспекты своей личности. Подобные упражнения могут очень быстро увес­ти человека в самую глубь его личности. При их выполнении в группе надо убедиться, что все участники закончили их полностью и у них не оставалось никаких незавершенных переживаний.

 

Сила речи

Цель. Речь — это не только средство коммуникации, это еще и способ организации наших представлений о себе и об окружающем мире. Час­то мы оказываемся тем, чем мы оказываемся, именно потому, что говорим о себе то, что говорим, и так, как говорим. Обычные для гештальт-групп мето­дики помогают участникам изменить их манеру говорить, так что если исход­но она была, к примеру, вялой или виноватой, в конце она даст человеку возможность полностью осознать свои силы.

Необходимое время. 30 минут.

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, обрати­тесь к нему с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен...». Парт­нер, в свою очередь, вне всякой связи с вашими высказываниями также обра­тится к вам с тремя заявлениями, начинающимися со слов «Я должен...». Теперь вернитесь к своим исходным заявлениям и замените «Я должен...» на «Я решил...», оставив вторую часть каждого предложения прежней. Обратите внимание на ваши чувства при произнесении этих фраз. Теперь выслушайте, как ваш партнер произ­носит свои фразы, начиная их словами «Я решил...». Дайте время вам обменяться впечатлениями. Постарайтесь заметить в себе новые силы или возможности.

После этого вместе со своим партнером по очереди начинайте фразы со слов «Я не могу...». Выслушайте партнера, когда он говорит о том, чего он не может. Потом вспомните ваши заявления и повторите их, начиная словами «Я не хочу...» и оставляя вторую часть фразы без изменений. Выслушайте вашего партнера, когда он делает свои заявления, начиная их словами «Я не хочу...». Поделитесь своими впечатлениями и проверьте, осознали ли вы свою способ­ность давать решительный отказ, заменившую собой нерешительность и бесси­лие в ситуациях, которые требуют определенности.

После этого по очереди завершите по три предложения, начинающиеся со слов «Мне нужно...». Потом повторите эти фразы, но начиная их со слов «Я хочу...». Вновь поделитесь впечатлениями и проверьте, не привела ли замена «нужно» на «хочу» к чувству облегчения и свободы. Спросите себя, действи­тельно ли то, о чем у вас шла речь, необходимо для жизни или без этого, хотя оно и кажется полезным, можно обойтись.

Наконец, обменяйтесь репликами, начинающимися со слов «Я боюсь...». За­тем повторите те же фразы, заменив «Я боюсь...» на «Мне хотелось бы...», оставив вторую часть каждой фразы без изменений. Поделитесь впечатления­ми с партнером. Спросите себя, не страх ли стоит на вашем пути к достижению важных для вас целей и получению интересных впечатлений?

Выражения типа «Я обязан...», «Я не могу...», «Мне нужно...» и «Я боюсь...» лишают вас сил, способности действовать и ответственности. Есть много воз­можностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как надо. Изменив свою манеру гово­рить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за соб­ственные мысли, чувства и действия.

Задание 1. Письма «хорошему Я» и «плохому Я». Напишите два письма: одно адресуйте своему «хо­рошему Я», другое - «плохому Я», затем пусть твои Я перепутают письма... Упражнение хорошо разыгрывать, используя методику «пустого стула», инициируя обмен диалогами «Я-хорошего» и «Я-плохого».

Задание 2. «Части моего Я».

Представьте мысленно свой сон, а затем изобразите на рисунке все ключевые детали мысленной кар­тинки сна. Это могут быть люди, животные, предметы, места на природе или какие-то сцены, символы - что угодно. Посмотрите на свой рисунок, позвольте говорить себе все, что приходит в голову, когда вы смотрите на него в целом, потом на каждый фрагмент изоб­ражения. Что за мысли и чувства приходят в голову? Позвольте кар­тинкам из нарисованного вами сна заговорить; теперь начните го­ворить от первого лица, в настоящем времени, пусть части вашего Я начнут между собой разговор, может быть, спор. Если хотите, напишите сценарий и закончите их спор, как считаете нужным.

Задание 3. «Источник счастья».

Человек черпает силы в ра­дости, у каждого свой источник счастья: бродить по лесу, встре­чать восход, читать, слушать музыку, любить, работать, зарывать­ся в теплый песок, наблюдать, как распускается цветок, как улыба­ется малыш, чувствовать тепло близкого человека. Нет конца ис­точникам счастья, хотя людям свойственно жаловаться на отсут­ствие счастья. Это упражнение поможет воскресить ощущение сча­стья в медитации «Мой самый счастливый день». Сядьте удобно, расслабьтесь (можно под музыку), позвольте себе «набрести» на воспоминание... воссоздайте все мелочи и детали самого счастли­вого дня вашей жизни - в красках, звуках, запахах, ощутите телес­но полноту наслаждения... позвольте себе купаться в нем - столько, сколько вам нужно... Когда вы насладитесь им полностью, возвра­щайтесь в настоящее, взяв с собой кусочек счастья... Здравствуйте, как вам сейчас в настоящем?

Задание 4. «Что поддерживает меня в жизни?»

Подумайте о людях, которые понимают вас, в которых вы верите, которые под­держивают вас в любых ситуациях, всегда будут на вашей стороне во всех передрягах. Нарисуйте картинку, где изобразите себя среди этих людей таким образом, чтобы они составили для вас «систему поддержки». Посмотрите, чего вам не хватает, и дорисуйте. Напи­шите рядом с рисунком, кто и как оказывает вам поддержку, что бы вы хотели сказать каждому - поблагодарить, попросить допол­нительной помощи. Напишите это! Посмотрите на изображение иначе: а что вы даете этим людям? На что в вас они могут опереть­ся, какую силу вы чувствуете в себе, чтобы оказать помощь и под­держку другим людям. Что вы чувствуете по поводу таких важных моментов в человеческих отношениях, как просить и требовать, брать и давать, опираться и служить опорой?

 

Вопросы для самопознания:

1. Понимают ли меня мои родители? Понимаю ли я их?

2. В каких вопросах я считаю себя самостоятельным, в каких — слушаюсь родителей? Совпадает ли моя точка зрения с родительской?

3. Как бы я хотел изменить отношения со своими родителями? Что можно для этого сделать?

4. Членом, каких групп и компаний я себя считаю? В какие я хотел бы входить, но не вхожу?

5. Какие нормы внешнего вида, поведения, вкусов и пристрастий и тому подобное характерны для групп, в которые я вхожу? Соответствую ли я им? Нравятся ли они мне?

6. В каких ситуациях мне больше всего необходимы, родители, в каких — компания, в каких — друг (подруга), в каких кто-то еще (кто?)?


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 663 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.008 сек.)