АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Основные процедуры. Задача гештальт-терапии состоит в том, чтобы стимулировать протекание организмических процессов, естественных для каждого члена психо-коррекционной группы
Задача гештальт-терапии состоит в том, чтобы стимулировать протекание организмических процессов, естественных для каждого члена психо-коррекционной группы. Долговременная цель группы заключается в достижении каждым ее участником зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый используемый руководителем группы технический прием должен направлять участников к достижению состояния полного функционирования и аутентичности. Всякий раз, когда руководитель настраивает членов группы на осознание процессов, которые происходят в их внешних и внутренних зонах, способность участников адекватно взаимодействовать с собой и со своим окружением возрастает. По мере роста способности к осознанию себя члены группы приобретают способность все более полно использовать естественные процессы для взаимодействия с окружением и для отстранения от него. Для участников становятся возможными идентификация «незаконченных ситуаций» и эффективное разрешение связанных с ними проблем. Сами гештальт-методы также представляют собой гештальт: каждый проводимый с их использованием эксперимент стимулирует организ-мические процессы и способствует достижению зрелости.
Руководитель группы определяет порядок и темпы ее работы. Для начала он может предложить участникам серию упражнений, которые фокусируют внимание на осознании текущего момента и на взаимодействии с окружением. После выполнения упражнений руководитель предлагает добровольцу из числа участников занять место на «горячем стуле». Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и теперь» и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать. Руководитель никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов, а просто следит за тем, что доброволец говорит, дабы удостовериться, что тот осознает свои эмоции и невербальные проявления коммуникативных функций. Все в группе должны сосредоточиться на текущем моменте.
Для того чтобы добиться успеха в работе, руководитель сам должен придерживаться принципа «здесь и теперь», а также быть аутентичным при взаимодействии с членами группы. Потребность руководителя в поддержке или восхищении со стороны группы должна быть минимальной. Для достижения высокого уровня эффективности своей работы руководитель должен стремиться творчески применять упражнения гештальт-терапии и выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют актуальным потребностям членов группы. Ниже приводятся пять описанных Капланом функций гештальт-групп. Из-за различий в стилях работы руководителей они применимы не ко всем гештальт-группам. Группа может служить средством психологической поддержки участников. В гештальт-группах, как и в любых других психокоррекционных группах, новые члены поначалу испытывают чувства одиночества, неуверенности и уязвимости. Вскоре им становится понятно, что в группе необходимы как «трудяги», расширяющие свою способность осознавать себя и окружающее в процессе выполнения указаний руководителя и активного участия в предлагаемых экспериментах, так и наблюдатели, или «зеваки», которые слушают, сочувствуют и в воображении ставят себя на место «трудяги». Некоторые руководители гештальт-групп ждут, когда атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама по себе, тогда как другие целенаправленно формируют ее, применяя для этого специальные упражнения. Например, Федер отмечает, что среди участников гештальт-групп часто ощущается дефицит взаимной поддержки, и поэтому считает, что первоочередной задачей руководителя является создание в группе климата взаимного внимания и заботы. С этой целью Федер часто просит членов группы оценить свое ощущение «безопасности» по шкале от нуля до десяти. Когда такая обратная связь свидетельствует о низком уровне безопасности, у руководителя появляются основания для того, чтобы исследовать факторы, которые тормозят групповой процесс.
Группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого ими «здесь и теперь» опыта. Руководитель активно работает с одним членом группы, а остальные участники способствуют приобретению им значимого опыта. Например, человека, который слишком занят самокопанием, можно попросить, чтобы он внимательно прислушивался к тем своим ощущениям, которые вызваны обстановкой в группе и ее отдельными участниками. Группа приобретает значение для этого человека, оказывая ему поддержку или вовлекая его во взаимоотношения.
Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа «здесь и теперь». Воздействие группы в этом качестве рассматривается как стимул к переживанию участниками ситуации «здесь и теперь». Например, работа члена группы, который занимает «горячее кресло», может стимулировать других участников к идентификации с ним и к обдумыванию ответа на вопрос: «Нравится ли мне это?» Разные руководители придают неодинаковое значение существованию общегрупповых аспектов и в разной степени готовы иметь с ними дело.
Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий в нее элемент драматизации. Каждый член группы может принимать участие в работе любого другого. При этом участники играют либо те роли, которые придумывают себе сами, либо те, которые им поручает руководитель. Задача таких помощников состоит в том, чтобы сделать более насыщенным текущее переживание того члена группы, которому они помогают при проведении спонтанного или направляемого руководителем эксперимента. Участники могут проецировать на исполняемые ими роли свои собственные проблемы, наполнять эти роли своим содержанием, но каждый будет пускать в ход лишь то, что сам сочтет нужным.
Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс. Как уже было отмечено, обычно гештальт-группа призвана главным образом создавать фон, необходимый для индивидуальной работы. Но бывает, что члены группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого ими опыта, и тогда групповые проблемы выходят для них на первый план. Растет число гештальт-терапевтов, которые используют в своей работе постоянно оказываемое на индивида воздействие со стороны группы в целом. Например, Джозеф Зинкер признает, что члены группы могут научиться сами задавать друг другу вопросы о нуждах и потребностях, предоставлять друг другу обратную связь, разрешать межличностные конфликты, оказывать взаимную помощь, поддерживать и ободрять друг друга — и все это независимо от руководителя группы.
Характерные для гештальт-групп процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на шесть категорий. Эти процедуры применяют для: 1) развития способности осознания, 2) интеграции полярностей, 3) облегчения доступа к чувствам, 4) работы с фантазиями, 5) развития чувства ответственности и 6) преодоления сопротивления. Процедуры гештальт-терапии чрезвычайно действенны. Они позволяют участникам в кратчайшие сроки выявить удивительные, а порой даже пугающие особенности своего «Я». Соответственно, руководитель группы должен обладать достаточным опытом, чтобы справляться со сложными ситуациями. Это требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, но особенно важно помнить о нем при использовании гештальт-методов. Руководителю гештальт-группы необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 594 | Нарушение авторских прав
|