АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Осознание и сосредоточенность на настоящем
Способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальт-психологии. Чтобы удовлетворять свои потребности, надо находиться в постоянном контакте со своим внутренним миром и миром внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события, которые происходят в теле. Мы реагируем на наши внутренние потребности, когда, замерзнув, надеваем свитер или, устав, ложимся в постель. В зонах внешнего мира происходят события, которые доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, например громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не фильтруется и не интерпретируется.
Кроме внутренних и внешних зон существуют еще и средние зоны, или зоны фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается концептуализации и доступно рассудку. Перлз считал, что невротичность является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Эта склонность вступает в противоречие с естественным ходом процессов в организме. Понятно, что большая часть информации, которую мы получаем, осваивая культуру и жизнь в обществе, относится к средней зоне: мы учимся концептуализировать наши мысли, обосновывать личные убеждения, защищать наши отношения и выносить суждения об окружающих. Однако Перлз придерживался мнения, что основной причиной психопатологии как раз и является чрезмерная склонность фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем. Когда мы «уходим» в средние зоны, то интересуемся в первую очередь нашим прошлым и нашим будущим. Мы предаемся воспоминаниям, строим планы, сожалеем и надеемся. Мы не живем настоящим и, соответственно, не уделяем должного внимания происходящему во внутренних и внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от способности полностью погрузиться в «здесь и теперь».
Требование, предъявляемое к членам гештальт-групп, фиксироваться на настоящем, избегать экскурсов в прошлое и не строить планы на будущее, наиболее полно выражено в утверждении Перлза: «Есть только здесь и теперь. Теперь — это единственное, что есть в настоящем... Прошлого уже нет. Будущего еще нет». Некоторые приверженцы гештальт-терапии проявляют больше терпимости к сосредоточенности членов психотерапевтической группы не только на настоящем, но и на других временных перспективах. Например, Полстер и Полстер предупреждают:
Многие уже вполне отдают себе отчет в том, насколько стесняет жесткая привязка к настоящему, не допускающая ничего, кроме того, что относится к «здесь и теперь» в самом узком смысле... Направленность в прошлое и в будущее позволяет рассматривать то, что когда-то было и когда-нибудь будет, и таким образом формировать психологические границы переживания настоящего и психологический контекст, в котором только и может быть выделена фигура настоящего.
Полярности
Полярность — это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума могут быть, например, «плохое» и «хорошее». В соответствии с гештальт-теорией через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Перлз исходит из представления о том, что личность организована по тем же принципам. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы и любим, и ненавидим своих родителей; мы чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть по завершении важного Дела, которому была посвящена значительная часть нашей жизни; мы благодарны тем, кто помог нам в решении наших проблем, и одновременно за что-то обижены на них. Важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, вместо того чтобы игнорировать тот из них, который нас не устраивает, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности. Осознав не дифференцированные прежде аспекты своей личности, можно сформировать четкий гештальт, определить свои потребности и удовлетворить их.
Полюса одной из наиболее часто выделяемых в гештальт-терапии полярностей обозначаются как «нападающий» и «защищающийся».
Нападающий, подобно рассудочному сознанию или фрейдовскому супер-эго, авторитарен, уверен в своей правоте и требователен. Защищающийся постоянно защищается, оправдывается, он бессилен и бесправен. «Подобно любой паре родитель — ребенок, они состязаются друг с другом и стремятся захватить контроль над ситуацией». Внутренний конфликт между этими полярными противоположностями часто становится предметом обсуждения в группе. Такой вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Как раз такой игрой, скорее всего, и занята участница, испытывающая стыд при мысли о том, как она скажет своей матери о своем решении снять квартиру и жить отдельно. Один ее внутренний голос, «нападающий», твердит: «Ты должна остаться здесь. Ты же знаешь, как твоя мать нуждается в тебе. Как ты можешь оставить ее в такое время, неблагодарная!» Второй голос хнычет: «Но мне же нужен свой дом. Я не могу жить только ради нее одной. А потом, я же буду постоянно навещать ее и позабочусь о том, чтобы у нее все было в порядке». «Нападающий» и «защищающийся» вступают в борьбу, а человек при этом теряет мобильность и способность принимать решения, впадает в депрессию, испытывает чувство вины или безысходности.
Через отношение полярностей может быть описано и функционирование отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из двух компонентов — эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из области эго, человек способен отличать то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. Таким образом, устанавливаются границы эго, которые помогают индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром. Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном контакте с окружением, границы эго становятся расплывчатыми, и у него может возникать чувство идентичности со всем миром. Функционирование личности в режиме ид обозначается как идентификация. Эти два дополняющие друг друга аспекта личности ответственны за формирование и завершение гештальтов. Эго выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура сливается с общим полем.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 578 | Нарушение авторских прав
|