АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Анализ сновидений и фантазий
Одним из самых захватывающих гештальт-упражнений, выполняемых на «горячем стуле», является интерпретация сновидений и фантазий. Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Это совершенно свободные от влияния рассудка творения личности. Теоретически образы сновидений — это, в сущности, фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. Поэтому они несут уникальную информацию. В гештальт-терапии сновидениям не приписывают того универсального символического значения, как в психоанализе, где, например, оружие, выступ, башня и вообще любой удлиненный предмет интерпретируется как образ мужской сексуальности. Соответственно, руководитель гештальт-группы не станет анализировать содержание снов участников. Работа со сновидениями и фантазиями в гештальт-группах включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые были спроецированы на вымышленные образы.
Перенос фантазии (или сновидения) на реальную почву становится возможным, когда участник описывает ее в настоящем времени. Описание в прошедшем времени («Мне снился сон, в котором я, спасаясь от погони, бежал по долине, зажатой между двумя высокими заснеженными горными хребтами».) актуализирует сон, имеет рассудочный характер и подразумевает необходимость интерпретации. Описывая сон в настоящем времени («Я бегу по долине. Меня кто-то преследует, и мне страшно. Справа и слева от меня высятся огромные заснеженные горные пики, и свернуть мне некуда, двигаться можно только вперед».), человек вновь как бы погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы.
Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. В приведенном выше примере фрагменты личности участника скрыты в фигурах преследуемого и неведомого преследователя, а также в дороге, по которой они движутся, в горных пиках и даже в снежных шапках на их вершинах. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица («Я гора. Я огромен и полон сознания своей значительности. Я непоколебим. Вы все ничтожны передо мной».), тропой («Я веду верным путем. И с вами ничего не случится, пока вы будете следовать за мной».) или неизвестным преследователем («Вы не знаете, кто я, но я собираюсь напасть на вас».).
Когда «автор» сновидения по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Он может испытать чувства превосходства и уверенности или страха и беззащитности, враждебности или уязвимости. Руководитель группы может попросить участника сосредоточиться на том виденном им во сне объекте, который представляется ему особенно важным, или переключать внимание с объекта на объект, каждый раз отмечая чувства, которые при этом возникают.
Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. Таким образом, можно глубже понять чувства, которые вызываются каждым из них. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком. Достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает какие-либо затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву.
Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться методикой «пустого стула», чтобы войти в контакт с соответствующими полярностями. Представляя сон, можно разыграть диалог между его главными действующими лицами и таким образом исследовать крайние точки полярности для того, чтобы затем попытаться интегрировать их. Для наглядности, роль фигур из сновидения можно поручить кому-либо из числа членов группы. В отличие от психодрамы, где выбранные с этой целью участники получают разрешение отвечать работающему члену группы, в гештальт-уп-ражнении они нужны только для того, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения и их позы или чтобы воспроизводить услышанные во сне фразы, которые удалось вспомнить. При этом «автор» сновидения сам произносит эти фразы за каждого, создавая, таким образом, подобие разговора. Такие упражнения дают «автору» анализируемого сновидения доступ к представленному в его сне гештальту и позволяют ему понять смысл этого гештальта.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 473 | Нарушение авторских прав
|