АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Преодоление сопротивления
Понятие сопротивления является общим для большинства школ психотерапии и психологического консультирования. Обычно сопротивление понимается как препятствия, чинимые клиентом терапевту, который заботится о его благе. Сами терапевты оценивают оказывающих сопротивление клиентов как «плохих» и «своей же пользы не понимающих». В гештальт-группе сопротивление участника проявляется в его отказе выполнять предлагаемые руководителем упражнения. Такую оценку ситуации следует рассматривать не как высказывание поставленного в тупик терапевта о нежелании клиента принимать помощь, а как признак определенных отношений между терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе, своему свободному функционированию. Руководитель гештальт-группы использует возникающее сопротивление для расширения самоосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-либо сделать или пережить. Короче, сопротивление — это не преграда, которую надо сокрушить, а обстоятельство, которое можно использовать, чтобы расширить самоосознание.
Сопротивление проявляется в том, как члены группы сами себя одергивают. Перлз описывает невротика как человека, постоянно прерывающего самого себя. Сопротивление используется для уменьшения риска возникновения негативных чувств и в конечном счете ограничивает свободу действий. Целью гештальт-терапии является трансформация сопротивления в осознание своего «Я». Руководитель группы может предложить участнику упорствовать в своем сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это...».
Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении. Руководитель группы может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу, причиной которого является напряжение голосовых связок или поза — со сложенными на груди и тесно прижатыми к ней руками. Руководитель может дать участнику подсказку, спросив его: «Вы слышите свой голос? Как он звучит?» или: «Вы можете ощутить то, как вы сидите на стуле? Можете описать, что вы делаете со своими руками?». Скованность в движениях может быть признаком ретрофлексии. Осознавая свое сопротивление чувствам, приобретению опыта или продолжению работы в гештальт-группе, участники приобретают способность преодолевать внутренние препятствия на пути к достижению аутентичности.
Функция защиты у членов группы может проявлять себя в форме ослабления остроты сенсорного восприятия. То есть участники могут не слышать того, что им говорят, не видеть того, что они делают, и не воспринимать того, что они ощущают. По мере осознания подобных форм сопротивления члены группы приобретают способность брать на себя ответственность за свое нежелание что-либо видеть или слышать. Подавление переживаемых чувств, особенно болезненных, может отразиться на характере дыхания. Задержка дыхания и поверхностное дыхание помогают сдерживать слезы. В таком случае внимательный руководитель группы предложит участнику дышать глубже, чтобы сдерживаемые чувства были полноценно пережиты и выражены.
С физиологическими проявлениями сопротивления можно работать, используя методику «пустого стула». Участник получает задание вступить в диалог с напряженным участком своего тела. Например, если у члена группы есть привычка сидеть со скрещенными на груди руками, ему можно предложить, чтобы он представил на пустом стуле свои руки и спросил у них, что они делают. Часто напряжение возникает между двумя частями или даже двумя сторонами тела. Например, в то время как участница рассказывает о своей работе, руководитель может обратить внимание на то, что ее правая рука сжимает левую. Этот жест, как правило, отражает внутренний конфликт, который можно исследовать с помощью диалога между руками. Левая рука может «сказать» правой: «Перестань, наконец, так меня стискивать», а правая рука может ответить: «Я не хочу причинить тебе боль, просто есть ощущения, которые еще болезненней, и я хочу защитить от них нас обеих».
Надо еще раз отметить, что в гештальт-группах нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя сопротивления и понять, что на самом деле есть то, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует участников к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с риском пережить заблокированные чувства. Бывает и так, что одного лишь признания существования сопротивления оказывается Достаточно для его преодоления.
Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 625 | Нарушение авторских прав
|