АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Сущность позитивной психотерапии

Прочитайте:
  1. III.3.1. Сущность закаливания
  2. Акклиматизация, её сущность. Гигиенические мероприятия, способствующие акклиматизации.
  3. Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)
  4. АРТ-МЕТОДЫ В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
  5. В СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  6. В СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  7. ВВЕДЕНИЕ: РАЗЛИЧИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  8. ВВЕДЕНИЕ: РАЗЛИЧИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ............................................................. 5
  9. Взаимоотношения врача и больного в психотерапии
  10. Виды воздействия загрязнителей окружающей среды на организм человека; их сущность и характеристика; влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.

Позитивная психотерапия — (лат. positum — имеющий место, реально существующее) — метод психотерапии реальностью или психотерапия здравым смыслом, опирающийся на синтез психоаналитических элементов и принципов теории отношений. Предложенная Н. Пезешкианом модель основывается на междисциплинарном и транскультурном подходе. Вместе с тем позитивная психотерапия может быть названа конфликт-центрированной краткосрочной психотерапией.

Нетрадиционный подход к лечению позволяет обращаться в работе психолога не к проблеме, а к способностям клиента к самопомощи в данной или любой другой проблеме.

Основной задачей психолога при этом является обучение клиента позитивному языку, который и открывает для клиента конструктивно новый взгляд на проблему и собственные ресурсы в ее решении. "Если хочешь, чтобы человек был сыт один день, дай ему рыбу, но если хочешь, чтобы он был сыт всю жизнь, дай ему сеть и научи ловить рыбу" - эта восточная мудрость легла в основу стратегии лечения с помощью метода позитивной психотерапии.

Позитивная психотерапия официально принята для обучения врачей Германии, включает в себя: позитивный подход, содержательный анализ, пятиступенчатую модель самопомощи.

1. Позитивный подход. Понятие позитивного имеет в позитивной психотерапии особое значение, основывается на том, что терапия первично исходит не из устранения определенных нарушений, а направлена на выявление и мобилизацию имеющихся способностей и потенциала самопомощи. В то время как большинство психотерапевтических направлений исходит из каких-либо нарушений, заболеваний, то есть из негативного, здесь во главу угла ставятся позитивные возможности человека.

Подавляемые и односторонне проявляющиеся способности становятся возможным источником конфликтов и нарушений как в личностной сфере, так и в межличностных отношениях. Это может выражаться в депрессии, страхах, агрессии, своеобразии отношений и психосоматических заболеваниях. Больные страдают не только от своих болезней и нарушений, но и от безнадежности, которая внушается им вместе с диагнозом. Это обстоятельство является исторически и культурно обусловленным, но его можно избежать, рассматривая способности человека и его проблемы не с одной неизменной точки зрения, а из отношений других людей, из других теоретических систем и из другой культуры.

Взгляд с транскультурных позиций способствует лучшему пониманию индивидуальных конфликтов, позволяет клиенту познакомиться с тем, как воспринимаются и оцениваются одни и те же проблемы и конфликты в разных культурах, как люди и целые семьи преодолевают их. Давая человеку понять, что те же отношения в другой культурной традиции или в иное время воспринимались совсем с другой точки зрения, вовсе не были поразительными или были даже желательными, терапевту удается раздвинуть горизонты понимания клиентом картины мира. Травмирующие его отношения перестают оцениваться в прежних масштабах, под сомнение ставятся свои предубеждения и предрассудки, преодолеваются комплексы, восстанавливается общение.

В основу концепции позитивной психотерапии положена идея о том, что каждый без исключения человек обладает способностью к познанию и способностью к любви. В зависимости от физического состояния человека, окружающего его мира и времени, в которое он живет, эти способности дифференцируются и определяют индивидуальные особенности человека. Неврозы, психозы и психосоматические заболевания рассматриваются как односторонняя дифференцировка основных способностей человека. Отсюда основная цель терапии — устранение возникающих нарушений и создание возможностей для интеграции через мобилизацию способности человека к любви и познанию. Позитивный подход означает принятие других людей такими какие они есть. Одновременно с этим поддерживается и стремление видеть других такими, какими они могут быть. В целом это означает, что, принимая людей с их сложностями и болезнями, нужно помочь разглядеть их задавленные проблемами способности. На практике это выглядит следующим образом: человека спрашивают о значении того или иного симптома для него и его социальной группы и стремятся выделить при этом его "позитивные" моменты: "Что позитивного может быть в том, что я краснею? Какие преимущества приносят нарушения сна? Какую функцию выполняют боли в желудке? Что значит для меня тот факт, что у меня больное сердце или приступы удушья?" и т. д.

С позитивной точки зрения могут рассматриваться и различные заболевания. Депрессия означает способность чрезвычайно эмоционально реагировать на конфликты. Страх одиночества означает ярко выраженную потребность в общении с людьми. Фригидность означает способность сказать "нет" своим телом.

Позитивный метод приводит к изменению точки зрения, что является базисом для совместной терапевтической работы и обеспечивает эффективное взаимодействие в разрешении проблем и конфликтов. От симптома переходят к внутриличностному конфликту.

Особенно важной представляется нам та мысль, что клиент "приносит" с собой на прием к психотерапевту не только болезнь или конфликты, но и способность преодолеть их. Задача психотерапевта - помочь ему в этом. Применяя позитивный подход, мы пытаемся вместе с клиентом найти альтернативные возможности, решения, которые до этого были за пределами его сознания. Это помогает нам изменить привычную позицию, усвоить модели мышления, отличные от тех, которые только осложняли конфликт.

Например, если вам изменил супруг или друг, возможны различные способы решения конфликта с различными последствиями. Можно восстановить "справедливость и честь" при помощи огнестрельного или холодного оружия. Можно топить свое горе в вине, одурманивать себя наркотиками, пытаясь найти забвение. Можно мстить, уехать, изменить самому. Наконец, можно - скорее бессознательно - реагировать соматически, то есть пытаться решить проблему бегством в болезнь. Но можно выбрать иной способ разрешения конфликта, например попытаться достигнуть контакта с партнером и в беседах найти сочувствие и взаимопонимание.

Примеры процесса переосмысления мы находим в восточных историях. Прямолинейность логического мышления часто не помогает нам в преодолении трудностей и, как это ни парадоксально, еще больше запутывает решение проблемы. В противовес прямолинейности, рационализму восточные истории подсказывают неожиданные, ошеломляющие, и тем не менее вполне реальные, "позитивные" решения. Они, казалось бы, противоречат логике, но действуют подобно спасительному прыжку зверя из клетки, помогающему ему вырваться из неволи и обрести свободу.

Следующая история дает наглядное представление о том, что такое "позитивный подход".

Ситуация больного - и не только больного, испытывающего психологические трудности, - во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равновесие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: "Утро вечера мудренее". Наконец, появляется еще один, подходит к бедняге и спрашивает: "Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога".

2. Содержательный анализ. К нарушениям и заболеваниям ведут, как правило, не крупные происшествия, а маленькие периодические душевные ранения (микротравмы), которые переходят в потенциальный конфликт. Различные сферы отношений человека исследуются при помощи специального опросника, который позволяет описывать содержательные компоненты конфликта и способности человека.

Эти сферы, обозначаемые как актуальные способности, можно разделить на две группы: 1) психосоциальные нормы, ориентированные на достижение (вторичные способности), к которым относятся — пунктуальность, аккуратность, бережливость, опрятность, трудолюбие, послушание, вежливость, искренность, верность, справедливость, надежность и обязательность; 2) а также эмоционально ориентированные категории (первичные способности), к которым относятся — любовь, терпение, доверие, сексуальность, время, пример для подражания, контакты, надежда, единство и вера. Актуальные способности формируются в процессе социализации в соответствии с социокультурной системой отношений и проявляются в неповторимых условиях индивидуального развития. Они являются исходной точкой в самопонимании и определяют правила того, как человек воспринимает себя и окружающий его мир и решает свои проблемы.

Актуальные способности связаны с основными четырьмя сферами переработки конфликта: отношение к своему телу (ощущения), работа (деятельность), межличностные контакты (традиция), фантазии (прогнозирование своего будущего, поиск смысла своей жизни). Согласно концепции позитивной психотерапии здоровым является не тот человек, у которого не бывает конфликтов, а тот, кто умеет преодолевать возникающие конфликты, кто может равномерно распределить свою энергию по четырем сферам. Это означает, что цель лечения состоит в том, чтобы человек посвятил 25% своей энергии (но не обязательно времени) своим физическим потребностям; 25% своей энергии направил бы на свою деятельность, будь то профессиональный труд или домашняя работа; 25% — на межличностные контакты (семья, друзья, коллеги) и еще 25% своей энергии отдавал фантазии, воображению, вопросам о будущем, о смысле жизни. Конечно, это может быть только целью, к которой нужно стремиться.

Такой метод дает возможность психотерапевту уже после нескольких вопросов дойти до сути конфликта. Эта модель "четырех сфер переработки конфликта" в то же время может помочь и самому терапевту и его семье исследовать свои возможности, выявить односторонности в своей жизни и преодолеть их.

В своей психотерапевтической практике Носсрат Пезешкиан сделал одно наблюдение, подтверждение которому в дальнейшем находил в повседневной жизни, когда уже стал более опытным врачом-психотерапевтом: как у восточных, так и у европейских и американских пациентов имеющиеся симптомы проявляются в конфликтах, причиной которых являются регулярно повторяющиеся формы поведения. Как правило, эти нарушения вызываются отнюдь не какими-нибудь значительными событиями. Мелкие душевные раны, постоянно наносимые по самым "чувствительным" или "слабым" местам, становятся конфликтогенными. То, что с воспитательной и психотерапевтической точек зрения заключает в себе возможность конфликта и личностного роста в области морали, этики и религии, предстает как норма добродетели.

Жизненные принципы направляют поведение. Так, например принцип, связанный с актуальными способностями "бережливость" и "прилежание/преуспевание в деятельности", - "Если ты сэкономишь, то приобретешь, если приобретешь, то будешь кое-что значить" - оказывает влияние на сферу переживаний и действий человека: на питание, общение, отношение к собственному телу, удовольствиям, удовлетворению потребностей, профессии, партнеру, фантазии, творчеству и, наконец, к собственному будущему.

В сочетании с другими принципами этот принцип в значительной степени может определять индивидуальные возможности человека. "Для меня приглашать гостей - это напрасная трата денег"; "Единственное, что я ценю, - это успех по службе"; "Мои близкие мне нужны только для того, чтобы добиваться своих целей"; "Чувствительность - это вздор, сказки, забава для детей".

Жизненные принципы тесно переплетаются с чувствами и могут в случае конфликта стать причиной агрессивности и тревоги. Противоположные представления о ценностях могут привести к конфликту и тоже стать причиной агрессивности и тревоги. Например, когда один придает большое значение прилежанию/преуспеванию в деятельности, бережливости, а другой гораздо больше ценит любовь к порядку, пунктуальность, общительность, справедливость, вежливость, честность и т.п.

Каждая из этих норм, актуальных способностей, в свою очередь приобретает значимость в зависимости от жизненной ситуации и социального окружения. Эти различные оценочные ориентиры сталкиваются в человеческом общении и могут приводить к конфликтам. Так, например, "неряшливость в семейной жизни" одного может стать непреодолимой проблемой для другого, кто готов за порядок отдать полжизни. Обычно в таких случаях считается, что лучше разойтись со своим партнером, чем смириться с иными, чуждыми для себя представлениями о ценностях.

Актуальные способности имеют большое значение для позитивной психотерапии. Чтобы определить степень выносливости клиента в отношении возможных конфликтов и помочь ему проанализировать свою ситуацию, используется по опроснику актуальных способностей, названному дифференциально-аналитическим, сокращенно ДАО.

И уже нет необходимости говорить в общих чертах о стрессе, конфликте, заболевании, так как при помощи опросника мы можем установить, когда возникает данная конфликтная реакция, при каких обстоятельствах, у кого из партнеров и по какому поводу. Женщина, регулярно по вечерам испытывающая тяжелые приступы тревоги, если ее муж задерживается и приходит поздно домой, боится не только одиночества, ее состояние тревоги указывает на такую актуальную способность, как "общительность", кроме того, ее страх связан также с актуальной способностью "пунктуальность". Дифференциально-аналитический метод дает нам возможность более целенаправленно проанализировать условия возникновения конфликта.

В историях, мифах, притчах актуальные способности проявляются самым различным образом. Если одни истории с педагогическим, назидательным содержанием, такие, как "Степка-растрепка", прививают, прежде всего, психосоциальные нормы - послушание, вежливость и аккуратность, то другие - те же самые нормы подвергают сомнению и знакомят читателя с, непривычными, зачастую чуждыми, а иногда и неприемлемыми для него принципами.

Деление актуальных способностей на вторичные, ориентированные на преуспевание в деятельности, и первичные, эмоционально-ориентированные, находит свое подтверждение в целом ряде органических исследований мозга. Они указывают на то, что оба больших полушария функционируют по двум различным программам переработки информации. Левое полушарие "заведует" логическими умозаключениями, аналитическим мышлением, вербальной коммуникацией. Иными словами, левое полушарие каким-то образом управляет вторичными способностями, ориентированными на деятельность, являясь, так сказать, областью разума и интеллекта. Правому полушарию, как правило, недоминирующему, приписываются целостное мышление, образные представления и эмоциональные, случайные, менее контролируемые ассоциации. Правое полушарие управляет эмоционально-ориентированными первичными способностями и, следовательно, является областью интуиции и фантазии.

Если мы возьмем за основу эту гипотезу, то применение в психотерапии историй, мифов, притч приобретает новое значение: сознательно направляемое психотерапевтом изменение позиции клиента происходит как прокладывание пути к его интуиции и фантазии. А это очень важно в терапевтическом смысле тогда, когда один только разум с помощью рационального мышления не может справиться с возникшими проблемами. В ходе психотерапевтической работы восточные истории открывают доступ к фантазии клиента, и он учится мыслить в образах данной истории.

Ситуация из обыденной жизни может наглядно показать динамичную связь мыслей и чувств человека с его актуальными способностями. Предлагаем читателю самостоятельно разобраться в том, какие актуальные способности определяют то, что происходит в следующей сценке.

Женатый сорокалетний бизнесмен сидит в купе вагона… Он читает экономический раздел газеты и время от времени поглядывает в окно на проносящийся мимо пейзаж. Короткая остановка, дверь купе открывается, и входит молодая дама. У нее довольно большая сумка, которую она пытается положить в багажную сетку. Бизнесмен отбрасывает газету, вскакивает и после галантного "позвольте" укладывает багаж. Внешность молодой женщины сразу очаровывает его, когда же он видит ее сидящей перед ним, элегантно положив ногу на ногу, наш герой приходит в восхищение от своей спутницы. Он чувствует, что помолодел на несколько лет. От ее очаровательной улыбки, которой она вознаградила его за помощь, тепло разливается по всему его телу. Экономический раздел вдруг больше не привлекает нашего бизнесмена. То и дело он опускает газету и поглядывает на свою визави, отмечая красоту ее волос, цвет глаз; он старается не смотреть на декольте и снова судорожно хватает газету, пытаясь углубиться в чтение. Он чувствует, что попался, и что за ним наблюдают. Самые различные мысли вихрем проносятся в его голове. Он не в силах их остановить: "Эта женщина мне очень нравится. Если сравнить ее с моей женой..." Слова "моя жена" на короткое время возвращают его к суровой действительности: "Раньше я был очень влюблен в нее. Но потом стали возникать проблемы за проблемами". Невольно он вспоминает о том, что прошлой ночью жена не дала ему никакого повода проявить нежность. После привычных упреков, что он почти потерял интерес к ней, что у него никогда нет времени для нее, она просто повернулась к нему спиной и притворилась спящей. Ему становится жаль самого себя, и он опять украдкой смотрит на свою спутницу. Приятный запах духов щекочет нос, и ему начинает казаться, будто она флиртует с ним. "Я должен обязательно познакомиться с этой женщиной. И если я не буду дураком, моя жена ничего не узнает. И вообще, что было бы" если бы я ушел от жены к другой женщине?" Однако эта мысль вызывает у него мучительные сомнения: "Смог ли бы я это вынести? Разве я мог бы позволить себе поступить так по отношению к своим детям? Что сказали бы родственники? Коллеги, конечно, позавидовали бы мне, если бы у меня появилась такая очаровательная подруга. Они все не прочь поступить так же, но не могут". Вдруг перед его глазами всплывает картина из детства: мать плачет - отец ушел к другой. Вспомнив об этом, он чувствует какое-то смущение, однако быстро прогоняет печальные мысли: "Я многого достиг в жизни и, думаю, заслужил право на награду. Что за напасть это вечное чувство долга: вставать рано утром, изображать на лице радостную улыбку (а то жена сразу начинает дуться), безупречно, добросовестно, без единой ошибки выполнять свои служебные обязанности, быть любезным и приветливым с сослуживцами, которым с удовольствием дал бы пинка под зад. Ежедневная досада из-за тысячи мелочей". В ушах раздается укоризненный голос жены: "У тебя вечно нет времени для меня. Ты мною пренебрегаешь. Даже по отношению к детям ты невнимателен и жесток". "Эти обвинения я слышу каждый вечер. Разве это не достаточная причина, чтобы завязать знакомство с восхитительной женщиной? Разве я не заслужил этого при такой собачьей жизни? Если бы только не эти дурацкие сомнения". Он опускает газету на колени, обаятельно улыбается, откашливается и... не произнеся ни слова, обреченно отворачивается к окну. Поезд замедляет ход. Молодая дама встает, и не успевает он опомниться, как она достает свою сумку и вежливо прощается. Тем временем поезд подъезжает к вокзалу. Наш бизнесмен видит, как его спутница бежит по перрону навстречу молодому человеку и сердечно обнимает его. Бизнесмен вновь берется за газету, делает над собой усилие, чтобы дальше изучать курс на бирже, и ругается про себя: "Глупая коза!"

3. Пятиступенчатая модель самопомощи. В ее основе лежит необходимость создания эффективной и экономичной стратегии конфликт-центрированной психотерапии. Составляющие (ступени) этой стратегии: наблюдение, дистанцирование, инвентаризация, ситуативное ободрение, вербализация и расширение системы целей. Эти "5 ступеней" представляют собой хороший пример того, как могут взаимодействовать различные психотерапевтические направления: психоаналитические, глубинно психологические, поведенческие, групповые, гипнотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические методы.

Ступени процесса терапии: (1) симптоматика, позитивная ее интерпретация, транскультурные аспекты, пословицы. (2) "Что произошло с Вами в последние 5—10 лет (в отношении здоровья, профессии, семьи и т. д.)? Назовите, пожалуйста, 10 наиболее значимых для вас событий. Как Вы реагировали на эти события? Где Вы научились так реагировать? Как на это реагирует Ваша семья?" (3) "С какими из этих событий Вы уже справились? Как Вы это сделали и что это Вам дало?" (4) "Какие проблемы у Вас еще остались? Какие из них Вы хотели бы решить в ближайшие 5-6 недель?" (5) "Что Вы будете делать в следующие 5 лет (месяцев, недель, дней) в отношении здоровья, работы, семьи и общества, если у Вас не станет больше проблем?"

Пять ступеней позитивной психотерапии ориентируются на 4 сферы переработки конфликтов и имеют целью расширение репертуара возможностей переработки конфликтов (2, 3, 4 ступени).

Богатой почвой для мобилизации ресурсов пациента являются притчи и фольклор. Разнообразные сказания, басни, сравнения и пословицы облегчают интеллектуальный и эмоциональный переход на иную точку зрения. Они могут оказать большую помощь и при аутопсихотерапии. Эти средства применяются в позитивной психотерапии с учетом стадийности процесса.

Пятиступенчатая позитивная психотерапия является терапевтической стратегией, лечебные аспекты которой взаимосвязаны с семейной терапией и самопомощью. В рамках индивидуальной, семейной и (или) групповой терапии пациент постепенно приобретает навыки самопомощи согласно девизу: «Если тебе нужна рука помощи, поищи ее на конце собственной руки».

Истории используются в позитивной психотерапии не произвольно, а целенаправленно, в рамках пятиступенчатого процесса терапии. Мы хотели бы проиллюстрировать этот процесс терапии на примере из повседневной жизни. Если нас раздражает чья-либо невежливость, мы ощущаем, внутреннее беспокойство, ругаем этого человека или обсуждаем с кем-нибудь его недостатки. Так незаметно для себя мы перестаем видеть в нем человека с его богатым внутренним миром, а замечаем только невежу и грубияна, обидевшего нас своей невоспитанностью. Мы уже не думаем о других, положительных качествах этого человека, так как отрицательные переживания легли как тень на отношение к нему. В конечном итоге мы едва ли захотим иметь с ним дело, отношения испорчены, общение ограничено. Если исходить из этой цепочки развития событий, которая может привести к психическим и психосоматическим нарушениям, мы предлагаем следующий пятиступенчатый процесс терапии:

наблюдение дистанцирование;

инвентаризация;

ситуативное ободрение;

вербализация;

расширение системы целей.

Общая и межличностная функция

Пять ступеней содержатся в любых межличностных отношениях. В них реализуется способность слушать (наблюдение-восприятие), ставить целенаправленные вопросы (инвентаризация), мотивированно соглашаться с вербально и невербально воспринятым (ситуативное ободрение), целенаправленно поставить проблему (вербализация) и, наконец, поддерживая отношения, направить взгляд на другие цели или точки зрения (расширение системы целей).

Из этого понятно, что пять ступеней, играют особую роль, прежде всего для терапевта. С их помощью он может ориентироваться в незнакомом ему мире переживаний, чувств и мыслей пациента, не боясь заблудиться, и в то же время, в достаточной степени отстранившись от его собственных концепций. Это означает также, что терапевтическая техника, методика или прием из терапевтического набора трюков являются вторичными, тогда как самостоятельное исследование терапевта при помощи пятиступенчатой стратегии оказывается первичным.

Терапевтическая функция первого интервью.

Пятиэтапная схема исходит из модели процесса конфликта. Это можно наглядно представить на таком примере:

Когда мы сердимся на кого-нибудь, например, из-за его невежливости, это близко к тому, что мы ощущаем внутреннюю тревогу, открыто браним его или говорим с другими о его слабостях. В дальнейшем мы вдруг перестаем воспринимать его как человека со своими разнообразными способностями, а видим в нем только невежу, грубияна, который унизил нас своей неучтивостью. Мы уже не в состоянии замечать его положительные качества, так как негативные переживания будто бросили тень на отношения с этим человеком. Следствием будет то, что мы не будем готовы объясниться с ним, и любое объяснение превратится в конечном счете в борьбу за власть или взрыв эмоций. Коммуникация нарушена. В конце концов, это заходит настолько далеко, что люди начинают ограничивать собственные цели.

Ступени в этой модели конфликта, как и модель лечения в позитивной психотерапии, соответствуют возможностям, которыми располагает человек для решения конфликтов и проблем. Гипотетическая модель конфликта не должна ограничиваться только этим. Мы в большей степени направляем свое внимание на исключительные особенности каждого конфликта, которые предполагают свои особенные возможности решения. Эти возможности решения, тем не менее, появляются не изолированно рядом друг с другом, а связаны один с другим в терапевтическом процессе, так как одна ступень может служить подготовкой и развитием другой. Практически это означает, что хотя пятиступенчатая стратегия может быть применена для каждого пациента, то пространство, которое занимают отдельные этапы, как и специально используемые методы, должны соответствовать потребностям конкретной ситуации.

Уже первое интервью охватывает две ступени дифференциально-аналитического процесса: наблюдение-дистанцирование и инвентаризацию. Однако эти ступени, прежде всего, касаются терапевта: они обеспечивают ему полный обзор конфликтной ситуации пациента. Процесс, в который включается здесь терапевт, захватывает затем и пациента. Он учится при помощи наблюдения-дистанцирования узнавать конкретные условия своего конфликта и в дальнейшем при инвентаризации получать доступ к менее конфликтным личностным сферам. Это формирует многонаправленное терапевтическое отношение, в котором участвуют терапевт, пациент и окружающий мир в качестве равноправных партнеров психотерапии, собственно говоря, психосоциотерапии.

а) Ступень 1: наблюдение и дистанцирование.

Симптоматика, позитивное толкование симптомов, факторы, способствующие их проявлению, первое их возникновение, транскультурный подход, поговорки и притчи (дополнительные перспективы).

Терапевтические акценты: развитие способности слушать и воспринимать всецело. Как участники конфликта, члены семьи пациента, как правило, потеряли дистанцию от своих противоречий. Это способствует развитию невротических и психосоматических расстройств. Участники конфликта ведут себя точно так же, как и тот, кто стоит перед картиной, почти уткнувшись в нее носом: он видит лишь маленькую часть, зато очень четко. В каком содержательном и цветовом сочетании находится эта часть, он не видит. Он потерял из виду картину как целое и вместе с этим ее смысл.

Опросник «Первое интервью в позитивной психотерапии» в составе WIPPF (Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной терапии по Peseschkian, Deidenbach, 1988) дает всеобъемлющее представление о пятиступенчатом процессе. На этом этапе с его помощью выясняются важные аспекты.

Симптоматика, факторы, способствующие проявлению симптомов, и их первое возникновение. Терапевт устанавливает отношения с пациентом и при известных обстоятельствах с его семьей (привязанность). Он уделяет им время, приглашает на беседу, наблюдает ситуацию, которая представляется ему при встрече, и выслушивает их. Наряду с этим он структурирует эту информацию и выясняет собственные чувства, которые возникают у него в ответ на высказывания пациента.

Мы стараемся использовать все доступные источники, которые дают нам ситуативную и анамнестическую информацию о представленных симптомах и сопутствующем им поведении. При наблюдении внутри терапевтической ситуации происходит нечто очень важное: каждый член семейной группы получает сначала возможность представить себя сам, не ожидая при этом негативной реакции или даже наказания со стороны терапевта.

Позитивное толкование: параллельно с выяснением симптоматики терапевт дает (сначала для себя) общую позитивную переинтерпретацию имеющегося расстройства. Она должна учитывать, какое значение имеет болезнь для пациента и его семьи. Этот процесс помогает терапевту дистанцироваться от своих собственных: восприятия и модели мышления; вместе с этим он позволяет избежать повторения невротической концепции пациента. Терапевт в подходящей ситуации сообщает результаты своего мысленного эксперимента пациенту и его семье. Впоследствии он дает то толкование, которое обеспечивает практически эффективнейшее изменение точки зрения. Успех этого процесса, разумеется, не должен приводить к соблазну нетерпеливо выделить позитивную переинтерпретацию из ее живых связей, так как при таких обстоятельствах она может быть воспринята как циничная насмешка (терапевт может при возникающих здесь трудностях отрефлексировать свои собственные проблемы с четырьмя измерениями идеалов).

Позитивный процесс в своей альтернативной концепции приводит к новым исходным ситуациям, которые основательно могут изменить устои семьи. Одновременно с этим происходит нечто большее: семья учится преодолевать свои конфликты иными способами и отказываться от патологических фиксаций. Это первый шаг к самопомощи. На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выделяя при этом также «позитивную» сторону: какие позитивные аспекты имеет покраснение? Какие преимущества создает заторможенность? Какие функции выполняют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что я боюсь? и т.д.

Мы применяем другие оценочные возможности (переоценка, позитивное толкование, изменение точки зрения) не потому, что они объективнее: при этом мы преследуем цель сделать нашу систему отношений, взаимосвязей пациента «и окружающего его мира относительной и инициировать альтернативные возможности решения. На этом мы оставляем исходный симптом и двигаемся к тем областям, где пациент чувствует себя «позитивно», т.е. малосимптомно, относительно Я-сильным и способным к сопротивлению. Таким образом, здесь выделяются два аспекта: переинтерпретация симптома и подход к способностям пациента.

Транскультурный подход. Мы спрашиваем о том, как одно и то же нарушение или заболевание воспринимается и оценивается в различных культурных традициях, как другие люди той же культуры, что и пациент, и его семья, преодолевают эти состояния и какое особое значение имеют для них конфликты и каково их содержание. Эта относительность понимания болезни важна, помимо прочего, и для семейной динамики. В этом содержится определенная функция болезни; она вносит существенный вклад в отношения между членами семьи. При этом второстепенное значение имеет психический, психосоматический, психотический или соматический характер болезни.

Поговорки. Богатый арсенал для мобилизации ресурсов пациента, вместо того чтобы упорно решать давно известные проблемы, — притчи и народная мудрость, которые терапевт может предлагать как контрконцепции: здесь покидается улица с односторонним движением в коммуникативной структуре пациент – терапевт.

В межличностных отношениях, так же как и в переживаниях и душевной переработке, при сопоставлении притч начинаются процессы, которые мы описываем как «функции» этих историй: функция зеркала, функция модели, медиаторная функция, депонирование, истории как носители традиций, как межкультурные посредники, как помощь в регрессии, как контрконцепции, как побуждение к изменению точки зрения. Притчи применяются в позитивной терапии не произвольно, а целенаправленно в рамках пятиэтапного лечения.

б) Ступень 2: инвентаризация

Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно ставить вопросы. Проблемы в последние 5 лет (10 пунктов)? Как перерабатывались проблемы? Пациенту коротко представляются 4 формы переработки конфликтов, которые в то же время играют важную роль при их возникновении. В данной ситуации его спрашивают: «Что произошло с Вами, Вашей семьей и Вашим окружением в этих областях в последние пять лет?» При этом терапевт принимает во внимание время возникновения симптомов или их прогрессирование. Кроме того, пациента информируют о значении микротравм согласно девизу «Капля камень точит!».

Механизмы реакции на конфликты: какое влияние оказывают проблемы и заболевания на состояние общего благополучия, профессиональную деятельность, партнера, семью и другие межличностные отношения, планы на будущее? Какое значение имеют тело и здоровье, профессия и работа, социальные контакты, общественные события, вопросы о смысле и планах на будущее для пациента и его семьи?

Модели для подражания: «путешествие в прошлое» или корни конфликтов: отношения с отцом, матерью, братьями, сестрами и другими значимыми лицами в детстве; время, терпение, идеал родителей, брак родителей, контакты с внешним миром, «жизненная философия» родителей, семейные девизы, обычаи.

Актуальные способности: какие оказывают микротравматическое воздействие? Задерживались ли способности в своем развитии, пренебрегали ими или они сформированы односторонне? Какое влияние оказывает это в психодинамическом, семейном и социальном аспектах?

Задача терапевта прояснить содержание конфликта и его динамику во всех трех аспектах. Например, с пациенткой, страдающей анорексией, при помощи позитивной интерпретации (например, «способность разделить тяготы мирового голода»), транскультурного сравнения, поговорок и притч исследуются актуальные способности, которые содержательно связаны с симптомом (например, неверность партнера), как она на это реагирует (механизмы реакции на конфликты) и когда она обучилась этому способу реагирования (измерения идеалов). Результаты представляются с точки зрения пациента, в присутствии партнера также с его точки зрения: что означает, например, болезнь жены для партнера, какое влияние оказывает это на профессиональную деятельность, контакты и перспективы на будущее для других? Какое значение имеет «верность» или «неверность» для партнера и какие стереотипы (измерение идеалов) наблюдаются у него? На этой основе происходит анализ конфликта, который способствует пониманию существенных конфликтных потенциалов в этих партнерских отношениях как для терапевта, так и для самих партнеров, независимо от того, присутствует второй участник конфликта или нет. Этим обеспечивается начало терапевтической работы.

в) Ступень 3: ситуативное ободрение

Терапевтические акценты: развитие способности выделять малоконфликтные составляющие и позитивные аспекты симптоматики. Какие позитивные аспекты имели эти события для Вас и Вашего окружения? Как Вы преодолевали предшествовавшие события и проблемы?

Делая акцент на тех моментах, которые мы переживаем как позитивные и вдохновляющие, нам становится легче считаться с теми моментами, которые мы воспринимаем как неприятные и негативные. Кратко говоря, это и есть основной принцип ситуативного ободрения в позитивной психотерапии. Я имел возможность постоянно убеждаться, что если партнер или семья постоянно сталкиваются с конфликтами и проблемами, то ситуация зачастую накаляется до такой степени, что она становится неконтролируемой. Если же мы заинтересуемся тем, что объединяет семью, несмотря ни на что, то мы ободрим членов семьи, способствуя восстановлению уже давно ушедших в прошлое позитивных отношений. Тем самым мы создаем общий базис, на котором семейные конфликты могут конструктивно преодолеваться, даже если ситуация в конце концов решится разводом или расставанием.

г) Ступень 4: вербализация

Терапевтические акценты: развитие способности целенаправленно обращаться к не пережитым до конца событиям и конфликтам.

Какие проблемы еще открыты для Вас, какие должны быть решены в ближайшие 4 - 6 недель? При помощи техник позитивной психотерапии конкретизируются те конфликты, которые до сих пор оставались невысказанными или неосознанными. Терапевт может рассмотреть ключевой конфликт в семье пациента как отношения сдержанность-открытость и совместно с членами семьи выработать стратегию поведения. Мы спрашиваем конкретно: по отношению к кому и как часто возникают конфликты в области сдержанности-открытости? Как и когда они проявляются? Каких актуальных способностей они касаются («Какое отношение это имеет к справедливости, бережливости!» и т.д.)?

В то время как на предыдущих ступенях мы создавали ситуативные предпосылки, старались расшатать застывшие позиции и поощряли способность к пониманию, теперь начинается непосредственное семейное обсуждение: у каждого расширился собственный базис, и каждый приобрел при помощи техник позитивной психотерапии тот язык, которому он доверяет решать конфликты, вместо того чтобы просто пассивно терпеть их. Тот искаженный язык, который или полностью исключает чувства, или состоит лишь из стереотипов, знаменует нарушение межличностных отношений.

д) Ступень 5: расширение системы целей

Развитие способности вкладывать энергию не только в проблемы, но и в другие жизненные сферы. Что бы Вы сделали, если бы у Вас больше не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Чему бы Вы могли научиться у людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?

Умный торговец не станет вкладывать весь свой капитал в один-единственный проект. Он вложит его в различные проекты. Нарушенные коммуникации обычно приводят к ограничению контактов. Партнера наказывают тем, что ему что-то запрещают или отстраняются от него. Следствием этого становится охлаждение или отчуждение в межличностных отношениях. Этот процесс мы называем служением цели. Основным принципом расширения цели является то познание, что наши партнеры обладают еще целым рядом возможностей, помимо тех областей, которые в настоящий момент конфликтны. Основой для расширения цели служит контрконцепция, или концепция расширения. Уже сама по себе каждая встреча с партнером, который представляет иные концепции, является по крайней мере потенциальным расширением цели: что бы Вы сделали, если бы у Вас не стало проблем? О чем Вы мечтаете? Что бы Вы хотели сделать, если бы Вы однажды смогли позволить себе стать неразумным? Чему Вы можете научиться у других людей, которые ведут себя иначе, чем Вы?

 


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 769 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.013 сек.)