АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Аспекты проблем психогенетики

Прочитайте:
  1. I. «ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»
  2. II. выявление нарушенных потребностей И проблем пациента
  3. III модуль. Соотношение факторов генотипа и среды в возникновении наследственных болезней и проблем психического дизонтогенеза
  4. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОТОКОЛА
  5. V1: ПРОБЛЕМЫ ЭВТАНАЗИИ В РФ
  6. V1: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОНОРСТВА
  7. V1: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОНОРСТВА
  8. А) Исторический экскурс. Проблема
  9. Актуальность проблемы
  10. Актуальные аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день

 

Каждый человек на Земле в прошлом, настоящем или будущем яв­ляется неповторимой сущностью. Уникальность человека многогранна, ее корни - в двойственной природе человека (его биологическом и социальном происхождении). Даже монозиготные (однояйцевые близне­цы) в процессе онтогенеза приобретают черты индивидуальности.

История познания индивидуальных особенностей человека в психологии непроста. Известный психогенетик Дж.Хирш писал: "Экспе­риментально-психологические исследования индивидуальных различий в чем - то напоминают гамлетовское "быть или не быть?" Дж. Кеттел исследовал их, Уотсон хоронил, Толмэн понимал, Трайон подчеркивал их важность, Холл сводил к минимуму их значимость для теории, Хан­тера они озадачивали, Скиннер и его ученики были заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем добывать знания о них" (J.Hirsch, 1962).

Недостаточная разработанность проблемы соот­ношения наследственности и среды в онтогенезе человека требовала объединения усилий специалистов в области психофизиологии и гене­тики человека, что привело к возникновению в 60-х годах погранич­ной дисциплины "психогенетики".

Сближение областей знаний психофизиологии (нейробиологии - науки о мозге и когнитивной психологии - науки о разуме) и генетики человека происходило постепенно. В результате возник новый междисциплинарный концеп­туальный подход к изучению восприятия, памяти, сознания, обучения и др.

Психогенетика изучает соотношение наследственных и средовых факторов (детерминант), формирующих индивидуальные различия по психологическим и психофизиологическим признакам человека. В последние годы выделился ещё один из аспектов психогенетики – исследования индивидуальности развития, механизмов и закономерностей перехода от одного этапа к другому. Наиболее важными в становлении индивидуальных особенностей личности являются характеристики, связанные с когнитивной сферой деятельности.

Несколько слов о самой проблеме. Исследования индиви­дуальности психических процессов и личности имеют несколько подхо­дов, отличающихся оценкой соотношения "генотипического и средово­го" вклада.

Анализ философской, генетической, физиологической, психологической и медицинской литературы обнаруживает, что пробле­ма соотношения "био-социо" формулируется либо как соотношение биологи­ческого и социального, либо врожденного и приобретенного, либо ге­нотипического и средового.

"Биологическое” и “социальное" связаны с довольно широким объ­ёмом понятий, обусловленных широчайшим спектром характеристик раз­ного уровня: наследственно закреплённые конституциональные призна­ки, состояние здоровья, функциональные, морфологические, биохимические, физиологические и другие особенности различных систем чело­веческого организма плюс разнообразные факторы социума.

"Врожденное” и “приобретенное" у человека не всегда являются независимыми понятиями, т.к. “врожденное” может быть и приобретенным во внутриутробном периоде развития, кроме того, разделить "врожден­ное" и "приобретенное" при изучении изменчивости нормальных психо­физиологических и психологических признаков не всегда удаётся. Ес­ли определить “врожденное”, как "имеющееся при рождении", то ясно, что большинство психологических и психофизиологических признаков, поддающихся надежной диагностике, в этот момент онтогенеза еще не представлены (Маккьюсик, 1967).

«Генотипическое» и «средовое» представляются для эксперимен­тального исследования наиболее оптимальным отражением сущности. Включая в себя два независимых понятия и направления, имеющих в современной нау­ке чёткое содержание и определенные методы исследования, такая формула дает возможнось сопоставить исследования любых возрастов, а проблему «биологическое» и «социальное» в человеке целесообразно ограничить формулой «генотипическое» и «средовое». Не­обходимо понимать, что речь идет о роли генотипического и средово­го не в историческом становлении психики человека, а в межиндивидуальной вариативности психологических признаков в онтогенезе каждого.

К сожалению, нет единого методологического подхода к решению вопроса о сущности человека. способности к изменчивости в пределах нормы реакции. На наш взгляд, уместнее говорить на сегодняшний день о тройственной, а не о двойственной сущности человека, выделяя в нём биологическую, социальную и духовную компоненты. Официально продолжают выделять три основных нап­равления:

1) сущность человека биологична: каждое человеческое свойство (в том числе и психика) являются итогом эволюционно - генетическо­го процесса; генетическая программа содержит в себе все детерми­нанты для любой психической и социальной деятельности человека, а такие категории как история, культура и т.д. детерминируются сово­купными особенностями генетической программы людей;

2) сущность человека социальна, является совокупностью всех общественных отношений, она - категория общечеловеческая, а лич­ность, при этом, выступает как индивидуальное преломление общечело­веческой сущности в конкретном субъекте; биологическая, как низ­шая форма движения материи, имеет детерминирующее значение для раз­вития организма и является предпосылкой для надбиологической сферы явлений (в том числе, психики);

3) сущность человека интегральна, она есть неразрывное и взаимопроникающее единство генотипического и средового (в том числе социального), что является отражением диалектического подхо­да - единства и борьбы (взаимодействия, авт.) противоположностей.

Детальное рассмотрение информации тако­го рода приводит к выводу, что единственной парадигмой, позволяю­щей осуществить экспериментальное исследование индивидуальности, является последняя пара понятий. Именно роль генетической и средовой изменчивости в формиро­вании фенотипического разнообразия психологических и психофизиоло­гических особенностей человека является предметом исследования в области, пограничной между генетикой и психологией, точнее дифференциальной психологии и психофизиологии, которая иногда обозначается как психогенетика.

Генетика психофизиологических функций включается в психогенетику, хотя постепенно оформляется в отдельную область исследований - генетическую психофизиологию. Причем, в этих случа­ях речь идет только о генетической природе индивидуальных особенностей челове­ка. В свою очередь, это означает неправомерность переноса данных, получаемых с помощью популяционно - генетических методов исследо­вания, на конкретного человека, т.к. любой признак является ре­зультатом сложного взаимодействия генотипа и среды (в самом широ­ком смысле слова), и не может рассматриваться только как наследс­твенно предопределенная черта данного индивида. Наличие генетического контроля не только не предполагает неизменность подобных признаков, но и наоборот, факторы генотипа активно включены в онтогенез психических функций (гены-модификаторы, экспрессив­ность, плейотропия).

Современная дифференциальная психофизиология использует це­лый ряд нейрофизиологических параметров (ЭЭГ, ВП, профили асимметрии, фокусы максимальной активности мозга и т.д.) для сопостав­ления с ними индивидуальных психологических особенностей. Такое направление исследований базируется на генетической детерминиро­ванности этих параметров. Некоторые типы ЭЭГ занесены в каталог В. Маккьюсика "Наследственные признаки человека" (1976). Межиндивиду­альная изменчивость психофизиологических признаков формируется под влиянием факторов генотип-средового взаимодействия.

В биологии при оценке решающей роли в формировании человека факторов внешней среды и внутренних (генетических) факторов, присущих организму, выделились два противоположных направления - экзо­генетизм (абсолютизация внешних факторов) и эндогенетизм (абсолю­тизация внутренних факторов). Одним из выразителей экзогенетизма был Т.Д. Лысенко и его последователь И.В. Мичурин, который писал: "Каждый орган, каждое свойство, каждый член, все внутренние и на­ружные части всякого организма обусловлены внешней обстановкой его существования". Современные сторонники эндогенетизма, в связи с достижениями молекулярной генетики, стали пренебрегать влиянием внешней среды на развитие и функционирование живого и сводить все биологические процессы и процессы бытия к наследственности (Тайтум, Робертис и др.). Г.Мендель не абсолютизировал внешнюю среду, но и не считал ее единственным фактором изменчивости. Внешняя среда, при таком подхо­де, выступает как некий фон, на котором проецируются мутации. но ни теория, ни практика этому не соответствуют. Организм - живая сис­тема, а не некий абсолют, изолированный от внешних условий своего существования. Организм и среда едины и неразрывны. От их единства зависит системная целостность, физиологическая согласованность и генетическая зависимость различных компонентов живого организма, вплоть до высших психических функций у человека. Организм вне среды, поддерживающей его существование, нонсенс. Ор­ганизм не растворяется в среде, а сохраняет относительно постоян­ными свои индивидуальные пространственные и временные границы, компоненты и структуру, а также особый индивидуальный характер взаимодействия со средой. Поэтому правильно говорить не о среде как компоненте живого тела или, наоборот, а о системе "организм-среда". В число факторов среды входят абиотические (физические), биотические (воздействия живой природы) и социальные факторы. В природе су­ществуют открытые, закрытые и замкнутые системы.

Состояние системы "организм-среда" характеризуется энтропией, которая в отношении человека предполагает и отрицательную энтропию как меру структур­но-информационной упорядоченности данной системы. Человек относит­ся к открытым системам и обменивается со средой не только вещест­вом, энергией, но и информацией, а также обладает уникальной спо­собностью всего живого - конвариантно редуплицировать свой нас­ледственный материал (ДНК).

Влияния среды на организм бывают необ­ходимыми (жёсткие программы взаимодействий) и случайными (гибкие, вариативные программы). В результате постоянной интеграции взаимодействующих жёстких и гибких программ осуществляется развитие организма и его адаптация к среде (что можно назвать жизнью), представляющей собой сложное переплетение взаимодействий необходимых и и слу­чайных факторов, в которой, в конечном итоге, пробивает дорогу объ­ективная необходимость. Соответственно этому, целостность организ­ма, проявляемая на физиологическом уровне в гомеостазе и в гомеокинезе, его приспособленность к внешней среде является сложным интег­ральным следствием многих факторов, действующих в различных нап­равлениях.

Наследственность служит хранителем информации и представля­ет собой сгусток того опыта взаимодействия со средой, который ор­ганизм приобрёл, как вид, в филогенезе, так и в онтогенезе в виде индивидуального опыта. Система “организм – среда” противоречива и представляет собой диалектичес­кое единство взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, результатом деятельности которых является процесс взаимосвязанных изменений и адапта­ций. Ведущей подсистемой единства "организм-среда", является организм. Его свойство изменяться адекватно изменениям среды (адаптироваться) является одним из важнейших свойств.

Человеческий организм активен и самостоятелен по отноше­нию к среде. Он не только избирательно относится к требованиям среды, но и способен преобразовывать как природную, так и социальную среду сообразно своим собственным интересам. Именно поэтому человек, в рамках данной концепции, определяется как системообразующий фактор.

Целостность организма, состав и взаимодействие его компонен­тов выступают как результат, не только воздействия внешней среды, закрепленного в наследственности, но и способности к изменчивости признаков и свойств его в пределах нормы реакции, а также внутренней активности самого организма (потребности, воля).

Условно в психике человека можно выделить содержательную и динамическую стороны. К динамической стороне психики относят формальные характеристики психических процессов (и нервных) или характеристики человека как индивида. К содержательной стороне психики относят - мировоззрение индивида, его нравственность, ин­тересы, интеллект, волю и т.д. Признаки, относящиеся к содержа­тельной стороне, имеют социальное происхождение и передаются от поколения к поколению только в порядке социальной преемственности, т.е. они не кодируются в геноме, в то время, как на формирование динамических характеристик существенную роль оказывают генетичес­кие и средовые факторы.

Одна из основных особенностей человека - гигантский гене­тический полиморфизм и уникальность каждого человека по генетичес­кой конституции.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 1366 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)