АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Социальный уровень

Прочитайте:
  1. A2 (базовый уровень, время – 2 мин)
  2. B9 (повышенный уровень, время – 3 мин)
  3. S:Уровень гранулоцитов, при котором можно говорить о наличии агранулоцитоза?
  4. А что, если уровень холестерина не опустится ниже этих самых 150 мг/дл?
  5. Базовый уровень подготовки
  6. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса
  7. Высокий уровень структурной интеграции
  8. Высокий уровень структурной интеграции
  9. Высокий уровень структурной интеграции
  10. Генетический уровень

 

Совокупность индивидуальных особенностей психики и поведе­ния человека составляют типы высшей нервной деятельности или тем­перамент человека. Темперамент складывается из общих свойств нервной систе­мы, которые характеризуются экстра - интроверсией, эмоциональной стабильностью - невротизмом, подвижностью или инертностью нервных процессов.

Необходимость изучения генетической природы свойств основ­ных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность) бы­ла отмечена еще в работах И.П. Павлова. В дальнейшем была доказана генетическая детерминированность силы возбудительного процесса (Л.В. Крушинский, 1946; В.К. Красусский, 1963). Позже показана зави­симость от генотипа материнского организма такого свойства как подвижность нервных процессов (В.К. Федоров, 1971). М.Е. Лобашев об­ратил внимание на наследование фундаментального свойства нервной системы - возбудимости, которое определяется действием генов, де­терминирующих отдельные поведенческие акты.

Предполагается наличие трех групп генов, детерминирующих способность к обучению: гены двигательной активности, гены эмоции и страха и гены ориентировочного исследовательского инстинкта.

Ар­хитектура мозга у каждого человека имеет генетически детерминиро­ванные (жёсткие) нервные сети (Г. Шеперд, 1987). В процессе жизнедеятельности происходит дифференциальная модификация мозговой архитектуры в соответствии с неповторимым генетическим складом данного человека. Это и составляет биологическую основу его индивидуальности, обеспечивающей вариативность поведения в меняющихся ситуациях в результате взаимодействия жёстких генетических программ и гибких программ индивидуального опыта, работающих в режиме вероятностного прогнозирования.

Высокая специфичность мозга предполагает два типа нейронных сетей: генетически детерминированные сети и сети, формирующиеся в процессе онтогенеза. Основные типы нейронных сетей генетически де­терминированы и передаются из поколения в поколение, обеспечивая в мозгу развивающегося человека становление специфических связей. Имен­но поэтому после рождения человека нейроны не делятся, т.к. нарушатся специфические связи, детерминируемые генетически (нейроны сетчатки всегда соединены со вторичными нейронами зрительной коры и т.д.). Концеп­ция генетической детерминированности приложима к форме нейрона, размеру, медиатору, а также межнейронным взаимодействиям, генети­чески определяющимся специализацией клетки. На сегодняшний день установлено, что генетически детерминированы основные свойства нервных процессов, программы этапов онтогенеза и профили межполушарной асимметрии мозга.

Развитием нейрона в онтогенезе управляют и генетические и средовые фак­торы. Рассматривать одну сторону вопроса бессмысленно также, как хлопать в ладоши одной рукой, да еще спорить при этом, какой будет звук. Образующиеся нейронные сети в процессе индивидуального раз­вития (гибкие, вариативные программы) проходят конкурентные испытания: преимущество получают сети, наиболее эффективно обеспечивающие деятельность организма в меняю­щейся внешней среде.

Процесс модификации и корректировки корковых связей являет­ся непрерывным в течении всей жизни и связан с индивидуальным опы­том (обучением). Иерархический подход к индивидуальности человека позволяет проанализировать вопрос о взаимоотношении биологических и социальных факторов в развитии индивидуально-психологических свойств темперамента и личности. К сожалению, недостаточно разработаны ос­новные теоретические понятия личность и индивид. В детском возрас­те темперамент оценивается как стиль поведения при тестировании.

Выделяют 9 параметров темперамента: уровень активности, ритмич­ность поведенческих реакций, приближение или удаление (особенности эмоциональных и моторных реакций на новые стимулы), адаптивность, интенсивность (энергетический уровень реакции), порог реактивности, настроение, отвлекаемость и длительность (А.Томас, С.Чесс,1977).

Другой распространенный подход к оценке темперамента критериальный (А.Басс, Р.Пломин,1976). В этом случае авторы отно­сят к темпераменту, в основном, стилевые характеристики поведе­ния.

В разработанном специальном опроснике выделяются 4 характе­ристики: эмоциональность, активность, социабельность, импульсив­ность. К сожалению, в проводимых исследованиях не учитывалось мес­то темперамента в структуре индивидуальности в соотношении с лич­ностными свойствами, а сам темперамент, как задаток личностных свойств, не рассматривался. Это связано с тем, что исследования соотношения черт темперамента и свойств личности, без анализа, то­го, как проявляются свойства индивида в меняющихся условиях среды во времени (т.е. в процессе онтогенеза человека) весьма затруднены, а часто просто невозможны.

Человеческая память, способность мыслить и осознавать себя мыслящим существом, т.е. способность к самосознанию, формируются у человека только в результате его индивидуального взаимодействия с объективной сре­дой, благодаря существованию собственного субъективного (индивидуального) пространства – времени, в котором он живёт. Установлено, что около 40% интеллекта формируется до З-х лет, а остальные 60% в течение всей последующей жизни. Первые три года жизни ребенка имеют чрезвычайно важное значение в развитии интеллекта. Особую роль играет сенсорная информация (как для раз­вития пассивной и активной речи, так и для формирования "первично­го" обучения ребенка, связанного с формированием нейронных ансамб­лей, являющихся основой для более сложных форм обучения).

В понятие интеллекта входят уровень мышления, способность проникать в сущность проблем и вырабатывать наиболее адекватные решения, то есть интеллект является критерием степени умственного развития и способности к сложным мыслительным операциям.

Мышление - высшая сфера психической деятельности, включающая логические операции со словесными и наглядно-чувственными образами предметов.

В какой мере интеллект, способности к обучению и творчеству у человека детерминированы генетически? Индивидуальность творчес­кая - неповторимое единство врожденных качеств, мировоззрения, внутреннего мира художника, проявляющихся в художественном твор­честве (Краткий словарь по эстетике, 1983).

Наследственная предоп­ределенность основ умственных способностей прослеживается более трудно, чем для элементарных признаков. Это связано с тем, что в становлении интеллекта задействованы множественные генетические потенции, которые при взаимодействии со средовыми факторами приводят к развитию способностей таланта и становления интеллекта.

Нельзя считать установленным тот факт, что влияние одного и того же внешнего фактора на степень выражения конкретного генотипа можно предсказать на основании сведений о влиянии этого фактора на другой генотип. В одних условиях эти влияния на оба генотипа могут быть одинаковы, в других - совершенно различны. Например: два индивида различной ин­теллектуальной одаренности могут развиваться одинаково при ка­ких-то ограниченных требованиях, со стороны внешней среды; как-только последние резко повысятся, у более одаренного наступит скачок в развитии. Подразумевается, что различная интеллектуальная одаренность людей обусловлена генетически, но их проявления зави­сят от средовых факторов.

Умственная отсталость и выдающиеся способности являются, в некотором роде, отклонением от нормы. Ч. Ломброзо (1835-1900), долгие годы исследовавший феномен гениальности, отмечал, что нередки случаи, когда вследствие причин, вызывающих сумасшест­вие (болезни и повреждения головы), самые обыкновенные люди превра­щаются в гениальных. В своей книге "Гениальность и помешательство" он проследил сходство гениальных людей с помешанными в физиологи­ческом отношении, а также выявил влияние внешних (атмосферные явления, дата рождения и т.д.) и наследственных факторов на гениальность и помешательство.

В настоящее время прогресс в этой области знаний зависит от теоретических и эксперимен­тальных разработок тех представлений, которые определяют понятие интеллект. Наиболее распространённый метод оценки интеллекта – тестирование, хотя тесты, оценивающие интеллект, не всегда дают совпадающие ре­зультаты. Причина в том, что тестирование связано, как правило, с выявлением средних показателей, и не затрагивает высокие и низкие уровни умственного развития индивида (особенно при тестировании интеллекта). У них масса недостатков, прежде всего, они не учитывают индивидуальность личности. Разве может какой-либо тест оценить все способности человека? Кроме того, на результаты обследования могли повлиять обстоятельства, не имеющие отношения к вашим способностям и от вас совершенно не зависевшие.

На основании результатов тестирования исследователи делают множество выводов, обосновывая свои решения в судьбах конкретных людей при психологической помощи, в коррекционной практике и других ситуациях. Тесты несовершенны, так как никогда не учитывают ни индивидуальности отдельной личности, ни конкретной ситуации с особенностями психических характеристик, существуемых и реализуемых в его субъективном индивидуальном пространстве и времени. Нельзя забывать, что проводящий тестирование и осмысляющий его результаты живёт в собственном индивидуальном пространстве и времени. В результате его выводы будут иметь элементы его субъективности.

К сожалению, несмотря на большое количество недостатков тестов, ими продолжают пользоваться, скорее всего, в силу привычки. Ни один тест на IQ не отражает и сотой доли способностей человека, не оценит желания учиться, уровень привлекательности, творчества и т.д.

Уровень интеллекта является функцией генотипа и среды, осо­бенно среды, окружающей ребенка в раннем детстве (см. критические периоды). Результатом взаимодействия организма и среды является онтогенетическая стабильность показателей интеллекта, понимаемая не как отсутствие развития, а как сохранение относительного уровня интеллекта индивида. Расчет показателя интеллекта по тестам отра­жает лишь место индивида в группе людей, имеющих сходные условия жизни и одинаковый возраст (табл.2).

Обсуждая понятие наследуемости интеллекта, необходимо пом­нить, что из признания факта генотипической обусловленности интеллекта не следует вывод о невозможности его изменения под влиянием средовых факторов. Это важно, так как зачастую насле­дуемость тех или иных психологических характеристик воспринимает­ся, как предопределенность судьбы. Вместе с тем, интеллект пре­терпевает не только количественные, но и качественные изменения в процессе онтогенеза. Успешность развития предполагает адекватное взаимодействие генетической и средовой составляющих.

Таблица 2

Средний коэффициент корреляции по тесту IQ

(Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)

 

Пары Наблюдаемый Ожидаемый
Родители-дети Сибсы-сибсы,выращенные вместе Дизиготные близнецы Неродственники, выращенные врозь Неродственники, выращенные вместе Монозиготные близнецы, выращенные вместе Монозиготные близнецы, выращенные врозь 0.50 0.49 0.53 0.01 0.23 0.87 0.75 0.50 0.50 0.50 0.00 0.00 1.00 1.00

 

 

Приведенные данные демонстрируют повышение внутрипарного сходства с повышением родства, что свидетельствует о значительной роли генотипа в определении признака. Необходимо учитывать, что развитие интеллектуальных и других особенностей человека в своей биологической основе связано с поли­генной наследственностью, с гигантским полиморфизмом, с уникаль­ностью каждого человека по его генетической конституции и неповторимостью средовых факторов их становления и реализации. Согласно общепринятому мнению, люди не способны подсозна­тельно осуществлять те виды интеллектуальной деятельности, которые производятся сознательно, например, составление планов или оценку риска. Однако клинические исследования последних лет (Вейсс, 1990) свидетельствуют о том, что человек способен подсознательно мыслить, предвидеть последствия, принимать решения, составлять и реализовы­вать планы. По всей видимости, человек может подсознательно решать самые разнообразные интеллектуальные задачи.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 572 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)