АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Свертывание крови

Прочитайте:
  1. I I. Средства, повышающие свертывание крови
  2. II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ КИСЛОРОДТРАНСПОРТНОЙ ФУНКЦИИ КРОВИ
  3. XVIII. Сокровища аббата Фариа
  4. XVIII. СЪКРОВИЩЕТО
  5. А - ламинарное движение крови в норме; турбулентный ток крови при сужении (б), расширении (в) просвета сосуда, появление преграды на пути кровотока (г)
  6. А знаете ли Вы, зачем нужен анализ крови на триглицериды?
  7. А. Определение группы крови стандартными изогемагглютинирующими сыворотками.
  8. А. Показания к переливанию переносчиков газов крови.
  9. Абсолютный брак крови за 2005-2007 годы.
  10. Агглютиногены и агглютинины крови.

Свертывающая система крови – это фактически несколько взаимосвязанных реакций, протекающих при участии протеолитических ферментов. На каждой стадии данного биологического каскада профермент (предшественник, зимоген) превращается в соответствующую сериновую протеазу, которая катализирует превращение следующего профермента в сериновую протеазу. Сериновые протеазы гидролизуют пептидные связи в активном центре, основу которого составляет аминокислота серин. Тринадцать таких белков (факторы свертывания крови) составляют систему свертывания. Из них семь активируются до сериновых протеаз (факторы XII, XI, IX, II, VII и прекалликреин), три являются кофакторами этих реакций (факторы V, VIII и кининоген с высокой молекулярной массой), один – кофактор / рецептор (тканевый фактор, фактор III), еще один – трансглутаминаза (фактор XIII) и, наконец, фибриноген (фактор I) является субстратом для образования фибрина, конечного продукта каскада свертывания крови (табл. 6-1).

Чтобы в результате процесса свертывания крови был достигнут гемостаз, необходимо сосредоточение циркулирующих факторов свертывания крови в месте повреждения. Это осуществляется за счет реакций свертывания крови, происходящих на обнаженном коллагене, тканевом факторе и клеточных мембранах, включая фосфолипиды тромбоцитарной мембраны. Амплификация местной свертывающей реакции является мощным механизмом, необходимым для образования тромбина. Подсчитано, что одна молекула активированного фактора XII может генерировать 1 млн молекул тромбина. Основная функция тромбина – превращать фибриноген в фибрин. Фибрин удерживает агрегаты тромбоцитов в месте сосудистой травмы и изменяет нестабильную тромбоцитарную пробку (первичную) в стабильную гемостатическую.

Внешний путь. Основным путем активации свертывания крови in vivo считается внешний путь (рис. 6-3). Компоненты этого пути следующие: тканевый фактор, (ТФ, ФIII), его ингибитор (ингибитор превращения тканевого фактора, ИПТФ; рис. 6-12) и плазменный фактор VII (ФVII). ТФ представляет собой внутренний мембранный гликопротеин, имеющийся во многих клетках, которые находятся в контакте с кровью; он не поступает в кровь до тех пор, пока не образуются протеазы или не произойдет повреждение клетки in vivo. ТФ функционирует в качестве кофактора/рецептора, который в присутствии ионов кальция активирует фактор VII.

Активация фактора VII приводит к открытию (обнажению) его активного серинового центра. Это вызвано прежде всего связыванием ФVII с ТФ/Ca2+. Фактор VII может также активироваться за счет незначительного протеолитического действия других сериновых протеаз свертывания (тромбина, ФXIIа, ФIXа и Фxа), а также за счет самоактивации, однако самоактивация in vivo идет незначительно. Комплекс ТФ/ФVIIа/Ca2+ действует на два субстрата: ФX и ФIX, - вследствие чего образуется тромбин.

Внутренний путь. Внутренний путь активации свертывания крови определяется как коагуляция, инициируемая компонентами, полностью находящимися в пределах сосудистой системы. In vivo этот путь существует совместно с внешним. Компоненты внутренней системы: факторы XII, XI, IX, VIII, кофакторы – высокомолекулярный кининоген (ВМК) и прекалликреин (ПК), а также их ингибиторы (рис. 6-4).

Инициация активации ФXII начинается, когда обнажается отрицательно заряженная поверхность (например, коллаген) в пределах сосудистой стенки; в результате самоактивация ФXII приводит к конформационным изменениям молекулы с раскрытием его активного серинового центра (ФXIIа). Наличие небольшого количества ФXIIа вызывает активацию его субстратов: ПК, ВМК и ФXI (рис. 6-4). ПК и ФXI связываются с активирующей поверхностью посредством ВМК. Без ВМК активации обоих проферментов не происходит. Связанный ВМК может расщепляться калликреином (К) или связанным с поверхностью ФXIIа и инициировать взаимную активацию систем ПК-ФXII.. Затем связанный с поверхностью ФXIIа расщепляет ФXI до ФXIа и прекалликреин до калликреина. Механизм взаимной активации ФXII и прекалликреина отличается большей быстротой по сравнению с механизмом самоактивации ФXII, что обеспечивает многократное усиление системы активации ФXII. Образовавшийся калликреин превращает ВМК в ВМКа и брадикинин. В результате этих первых контактных реакций комплексы ВМКа/К и ВМКа/ФXIа размещаются вблизи ФXIIa, где начинается активация процесса свертывания крови, фибринолиз и активация комплемента.

Калликреин в комплексе с ВМКа недостаточно тесно связан с поверхностью и выделяется в жидкую фазу, чтобы взаимодействовать с различными субстратами, включая ФXII, плазминоген, проренин и компонент комплемента С1 (рис. 6-4).


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 435 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)