АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Смысл физиологической боли

Прочитайте:
  1. B) Нарушение анализа смысловых структур у больных с поражением лобных долей мозга
  2. I. В КАКОМ СМЫСЛЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ О МЕЖДУНАРОДНОМ ЗНАЧЕНИИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ?
  3. В этом и состоит главный смысл применения перехода моно-би-поли - количественные изменения (объединение систем) оправданы только в случае появления новых качеств.
  4. ВОЛЯ К СМЫСЛУ
  5. ВОЛЯ К СМЫСЛУ
  6. Гендерный смысл цвета
  7. Граница производственных возможностей: экономический смысл и графическая интерпретация. Понятие экономической эффективности.
  8. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ФАНТАЗИИ
  9. Земля (в общем смысле - природные ресурсы).
  10. Когнитивное осмысление психотерапии.

Дело в том, что боль бывает двух видов — патологи­ческая и физиологическая. И у каждой — свои цели. Какие ассоциации у вас вызывает слово «боль»? Про­изнесите слово «боль» и прислушайтесь к ощущени­ям. Неприятно, дискомфортно, страшно. В данном случае речь идет о физической, телесной боли. А те­перь произнесите слово «напряжение», прислушай­тесь к ощущениям. Они изменились.

Человек привык реагировать на боль вполне оп­ределенным образом: действовать. Это уже реф­лекс — активизироваться в ответ на появление боли. Давайте задумаемся, о какой боли идет речь. Зуб­ная — разрушается кариозный зуб, головная — воз­можно, поднялось давление. Боль в животе — может быть, гастрит, колит, аппендицит. Во всех перечис­ленных случаях речь идет о патологических, дест­руктивных процессах. И вполне естественно жела­ние человека остановить этот процесс.

В таких случаях целесообразность боли заклю­чается в том, чтобы:

- сигнализировать о процессе разрушения и

- побудить человека к действию, восстанавлива­ющему целостность.

Предыдущие примеры патологической боли к физиологическому процессу родов не подходят. В этой ситуации целесообразность болевых ощуще­ний иная, чем в случае, скажем, зубной боли.

Поразмыслите над функцией физиологической боли в родах, ответив себе на следующие вопросы:

1. По каким ощущениям роженица может судить о динамике процесса?

2. В каких случаях (при каких обстоятельствах) собы­тие запоминается наиболее сильно и отчетливо?

3. А что переживает в родах ребенок? Возможны ли у этого живого существа вообще какие-либо пе­реживания и ощущения?

5. От кого вероятнее всего он будет ждать под­держки?

На этом этапе предлагается вспомнить о том, что для ребенка родовые схватки предшествуют перехо­ду в другую среду обитания, своеобразному прыжку в неизвестность. При переходе «оттуда сюда» его ожи­дает определенная полоса препятствий в виде родо­вого канала длиной десять сантиметров, излития околоплодных вод, нарастающих сокращений ма­точной стенки, которые — неизвестно — то ли обни­мают, то ли выталкивают. А изменение формы голо­вы при этом (на акушерском языке — конфигурация черепа) и вовсе не самое приятное ощущение. Экс­траполируйте эту ситуацию на себя — и сразу станет ясно, что может ощущать ребенок.

Боль в родах имеет вполне обоснованный фи­зиологический и психологический смысл. Погово­рим об этом.

1. Боль появляется в активной фазе первого перио­да родов. Стало быть, если это произошло, зна­чит, процесс идет, разворачиваясь во всех своих проявлениях. Боль в данном случае позволяет отслеживать динамику процесса. 2' Боль не позволяет заснуть в родах. Представьте, роды начались ночью (а в большинстве случаев так и происходит, это связано с суточными гор­мональными колебаниями — наиболее благо-

приятный гормональный фон для начала родов складывается в ночное время), когда женщина еще не успела заснуть, т.е. позади бессонные ча­сы предыдущего дня, а впереди — ночь и следую­щий день. Понятно, что через несколько часов появляется усталость и сонливость. И в этот са­мый момент включается раздражитель— боль. Но только во время схватки. В течение паузы у женщины есть возможность отдохнуть и даже поспать. Ощущение времени в родах меняется, и несколько минут или даже секунд сна вы воспри­мете как полноценный отдых.

3. Сильный раздражитель способствует сохране­нию родовой доминанты на протяжении всего процесса родов. Внимание женщины сосредото­чено на собственных ощущениях. Она не отвле­кается на раздражители извне и даже на собствен­ные мысли, не касающиеся основного действа. Женщина находится в мощнейшем состоянии проживания процесса.

4. Может быть, боль в родах призвана напомнить женщине о том, что пора воспользоваться ка­ким-либо способом релаксации? Боль — сигнал для изменения позы тела, правильного дыхания, применения приемов самомассажа, общения с ребенком, что оказывает благотворное влияние не только на самочувствие женщины, снимая не­ приятные ощущения, но и благоприятно сказы­вается на состоянии малыша, уменьшая кисло­родный дефицит, неизбежно возникающий вовремя схватки.

5. Еще одна роль боли— мобилизация организма на выполнение определенных физиологических функций. Включается база поддержки организма в стрессовой ситуации. Меняются биохимиче­ские и гормональные показатели, активизируется иммунная система, усиливается кровообраще­ние, высвобождается глюкоза, необходимая при интенсивных обменных процессах, и одновре­менно с этим возрастает количество эндорфинов — веществ, способных дать обезболивание. 6. Вспомним о малыше. Сомнений нет, что про­цесс родов не проходит для него незамеченным: дискомфортно, страшно, больно (конфигура­ция головы чего стоит!). Только заявить о своих ощущениях во всеуслышание он не может. (Сколько рот ни открывай — все равно никто не услышит.) Такая привилегия есть только у жен­щины. Можно предположить, что испытываемая боль напоминает женщине о страданиях ребен­ка. Это как звоночек: прозвенел— вспомни о том, кому еще хуже, и тебе станет легче. А вспом­нив, погладь по животу, поговори с малышом. Знакомые раздражители (голос, прикосновение руки к животу) снижают уровень тревожности и облегчают трудный путь в другую, совсем не зна­комую реальность. Только ребенок ни от кого ничего не ждет. Мать либо дает эту поддержку, либо не дает ее, сосредоточиваясь исключитель­но на собственных ощущениях. Каждая женщи­на делает выбор сама.

Часто приходится встречаться с предположени­ем или даже твердым убеждением, что страдания, родовые муки приведут к усилению материнского инстинкта. Страдание, мол, обусловит большую лю­бовь к ребенку. Это звучит так, как будто боль благо­приятствует любви. Оправданна ли такая жертвенность? В этом есть элемент насильственности. А что будет, если любовь не возникнет? Что тогда? Агрес­сия? Разочарование?

Известно, что материнский инстинкт формиру­ется годами.

Совсем по-другому бессознательное восприни­мает добровольное жертвоприношение. В чем же отличие? В данном случае речь идет не о страдании, а о добровольном согласии с тем, что предлагает Природа. Возникающий дискомфорт (или даже боль) является частью вашего существа в этот мо­мент. Такое состояние можно принять, рассмотреть, проанализировать. И как только вы с ним согласи­тесь, сразу придет облегчение. Так реализуется спо­собность помочь себе.

Помочь в родах — значит не мешать. Не мешать — значит не вмешиваться. Не вмешиваться — \ значит просто пребывать в процессе, просто наблюдать.

Кстати, замечено, что женщины в родах не пла­чут — слез нет. Стонут, охают, иногда кричат, но плакать— никогда, механизм слезоотделения за­блокирован. Вероятно, это удачная «выдумка» орга­низма — чтобы силы не терять. Плач — это разряд­ка психо-эмоционального напряжения. А в родах другая разрядка — рождение ребенка.

Медикаментозное обезболивание

Женщины часто спрашивают о медикаментозном обезболивании. На этот вопрос нет однозначного ответа. В каких-то ситуациях (например, бурная родовая деятельность, дискоординация родовой деятельности и пр.) оно назначается, в то время как при физиологическом течении родов можно обой­тись и без анальгетиков. В таком случае ответ на этот вопрос остается на усмотрение женщины. У врача-акушера нет объективных критериев для оценки ваших болевых ощущений в каждый кон­кретный момент родов. Он может ориентировать­ся только на то, что вы ему об этом расскажете, и на ваше поведение.

Ознакомимся с основными принципами меди­каментозного обезболивания. Препараты различа­ются по выраженности и продолжительности дей­ствия и побочным эффектам. Чем сильнее действие препарата, тем больше побочных эффектов

• Самыми легкими (в смысле продолжительности эффекта и отсутствия побочных реакций) сред­ствами являются обычные спазмолитики и анальгетики. Они уменьшают напряжение и бо­лезненность. Время действия — 1-2 часа.

• Следующими по интенсивности обезболиваю­щего эффекта являются наркотические анальге­тики (НА)— наркотики. Продолжительность
действия измеряется уже не минутами, а часами Появляется вялость, сонливость тяжесть в голо­ве, головокружение, ослабевает психологиче­ское восприятие боли.

Помните? Такого же состояния расслабления вы достигали, применяя методики самообезболивания, которые, в отличие от НА, не имеют побочных эф­фектов. НА влияют на дыхательный центр плода Поэтому, если ввести их незадолго до рождения ре­бенка (после 7-8 см открытия маточного зева), ре­бенок может родиться в состоянии наркотической депрессии— вялый, синеватый, похрипывающий Если же слишком поспешить (до 4 см открытия, первая фаза первого периода родов), то родовая де­ятельность может ослабеть и совсем прекратиться Поэтому медикаментозное обезболивание назнача­ют только в активную фазу родов. • Одним из широко применяемых способов обез­боливания является масочный наркоз, так назы­ваемый «веселящий газ», или закись азота. Ощу­щения при его воздействии сродни легкому опьянению с характерной слабостью, тяжестью в голове, сонливостью, зевотой. Вдыхать его следует только во врет схватки (.врач-анестезио­лог подскажет, как это сделать). Газовая смесь быстро поступает в кровь через легкие, так же быстро и выводится при прекращении исполь­зования маски, практически не оставляя после себя побочных эффектов

Эпидуральная анестезия (ЭДА) - введение обез­боливающего вещества-анестетика в канал спинного мозга между поясничными позвон­ками В результате ниже места укола расслабля­ются и обезболиваются мышцы живота, ног, промежности. Схватки становятся редкими и слабыми. Продолжительность родов возрастает на 2-4 часа. Этот вид анестезии чреват возник­новением слабости родовой деятельности. Мо­жет даже потребоваться стимуляция родов. Если схватки изначально были чрезмерными (-например, при бурной родовой деятельности, бы­стрых родах), то ЭДА оказывает существенную по­мощь снижая их интенсивность и замедляя роды.

Восстановление чувствительности после оконча­ния действия эпидуральной анестезии (не позже на­чала второго периода родов, иначе потуги будут сла­быми и неэффективными) происходит резко, скачкообразно. Интенсивность родовой деятельно­сти восстанавливается. В этот же момент происходит восстановление чувствительности. Этот «скачок» дискомфортно воспринимается роженицей. В данном случае выраженное обезболивающее действие нарушило закон постепенности ощущений в родах.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 497 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)