Воображение и его специфика.
В структуре познавательной деятельности человека особое место занимает воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений.
Традиционно воображение рассматривается как самостоятельный психический процесс, однако в настоящее время психологи часто отождествляют его с мышлением.
Воображение как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий Специфика правого полушария заключается в том, что оно избегая деталей, упрощает картину мира, дает представление целостности и гармонии. Левое полушарие упорядочивает информацию, позволяя выразить ее в речи. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Большую роль в этом, помимо корковых отделов, играет гипоталамус и подкорка. Воображение тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них.
Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов в процессе воображения:
1) агглютинация – в одном образе соединяются любые свойства, качества и части; (кентавр, русалка);
2) акцентирование – в ходе этого человек выделяет какую-либо часть или деталь целого и делает ее доминирующей (карикатура, шарж);
3) типизация – аналитико-синтетический процесс создания нового образа (человека, ситуации, отношений, местности).
В психологии принято различать по степени активности 2 вида воображения: пассивное и активное воображение. Для пассивного характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь. Воображение выступает здесь как суррогат деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно может быть преднамеренным (создает образы, не связанные с волей – грёзы,) или непреднамеренным (наблюдается при ослаблении сознания - галлюцинации).
Активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, схемы, чертежа, символа, знака. В этом случае человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. (Например: на основе чертежа инженер представляет готовую машину, археолог по найденной детали воссоздает целую вещь, по кости – динозавра и т.п.). Творческое воображение предполагает создание образа, не имеющего аналогов. При этом необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в образе других людей, то это объективно новое для человека и для других людей. Если же образы или идеи, повторяют ранее созданные, но являются новыми, оригинальными для данного лица, результат творческого воображения будет лишь субъективно новым. (Например: польский математик «открывший» бином Ньютона).
Тем не менее, несмотря на то, что в воображении человека встречаются образы предметов или явлений, ранее не встречавшихся, все равно можно найти аналогии элементам, составившим фантастический образ (Например: Г.Уэллс –марсиане – помесь спрута и кальмара (щупальца, клюв).
Мощь творческого воображения и его уровень, по мнению психологов, определяется соотношением двух факторов: 1) тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) новизной и оригинальностью.
Английский ученый Г. Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
4. Проверка.
Высшей точкой творческого воображения является вдохновение, для которого характерен высокий эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 519 | Нарушение авторских прав
|