Необходимо четко определить, что такое разум, и чем, собственно, отличается умственный процесс, который мы называем «мышление», от множества других. А сделать это не так легко, как может показаться.
Мышление в чистом виде, как совершенно независимый самодостаточный психический процесс, реально не существует, оно неотделимо от восприятия, внимания, воображения, памяти, речи и т. п. Кроме того, неоправданно называть мышлением наши простейшие осознаваемые реакции: однозначные характеристики, механические перечисления и повторения, потоки туманных образов, расплывчатых воспоминаний, случайных ассоциаций. Мы таким образом не мыслим, а, скорее, привычно, и, в общем-то, правильно реагируем на обстоятельства своего инерционного пребывания в этом мире: «На второе была курица... (пауза). С рисом... (пауза). Вкусно».
Подобные умственные процессы отличаются от мышления тем, что они репродуктивны, мышление же в строгом смысле этого слова — продуктивно (У. Джеме). Оно представляет собой способность ориентироваться в новых для нас данных, способность понимать их. Это понимание реализуется в образовании относительно нового знания, отсутствовавшего у мыслящего человека до этого момента.
Причем мышление — это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно («наглядно») человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, можно утверждать, что мышление - это психологический процесс с открытием (возможно — субъективно, то есть для мыслящего) нового знания, решение проблем на основе переработки полученной информации.
В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Если ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений в разных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения.
Мышление как познавательная теоретическая деятельность непосредственно связана с действием. Человек познает действительность, воздействуя на неё. Понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и пр.) возникли сначала как практические операции и лишь, затем стали операциями теоретического мышления.
Для мышления человека очень существенна связь с речью и языком. Выделяя группы предметов или явлений, их признаки и особенности, человек их называет и тем самым обобщает, систематизирует, что и дает возможность затем как бы «подвести» под них общие правила. Обобщение - первый важнейший признак мышления. Поэтому оно способно перерабатывать колоссальные объемы информации, аккумулировать опыт многих Высшей формой мышления является вербальное логическое мышление, посредством которого человек способен отражать сложные связи и отношения, формировать понятия, делать выводы, решать теоретические задачи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. Если язык – это объективная. Исторически сложившаяся система кодов, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Именно как психологический процесс речь является предметом раздела психологии – психолингвистики. Рассмотрим, какие же этапы проходит мысль, прежде, чем она будет выражена в развернутой речи.
1) наличие мотива высказывания;
2) возникновение мысли или общей схемы содержания будущего высказывания;
3) внутренняя речь – переходный этап перекодирования замысла в в схемы речевого высказывания
4) внешнеречевое выражение мысли.
Основными мыслительными операциями являются:
1. Анализ – мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого одной из его сторон. Анализ бывает практическим, когда связан с речью, теоретическим (умственным), и механистическим, если анализ оторван от других операций.
2. Синтез – мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
3. Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями и их отдельными признаками.
4. Абстракция – состоит в том, что субъект, выделяя какие-либо свойства или признаки изучаемого объекта, отвлекаясь от остальных. (например – Что общего между зеленым крокодилом, зеленым яблоком, и зеленым листом?- Цвет. В чем сходство спичечного коробка, кирпича, и телевизора? – форма параллепипеда.)
5. Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.
6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам. (например – Что общего между яблоком, грушей и сливой – все они – фрукты).
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции – классификация, систематизация и прочие.
Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании разных видов мышления. Поэтому в психологии сложилось несколько подходов к классификации видов мышления.
I. По степени развернутости оно бывает дискурсивным – поэтапно развернутым процессом и интуитивным – характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
II. По степени новизны и оригинальности решаемых задач, можно выделить: продуктивное (творческое) – направлено на создание новых идей, на открытие нового или усовершенствование уже имеющегося; репродуктивное (воспроизводящее) – применение готовых знаний и умений; критическое – когда в процессе применения знаний происходит их проверка, выявление недостатков и дефектов.
III. По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое.
IV. В зависимости от содержания решаемой задачи – предметно-действенное – задачи решаются с помощью реального физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов (дети до 3-х лет); наглядное-образное – связано с оперированием образами и наиболее полно воссоздает все многообразие характеристик предмета; словесно-логическое- функционирует на базе языковых средств. Для него характерно использование понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честь, стыд и т.п.)
Теории мышления Чем больше накапливается фактов, тем понятнее становится, что изучая свой разум, люди имеют дело с самой функционально сложной из возможных систем. Дело осложняется еще и тем, что наш разум является в этом случае одновременно и объектом, и инструментом самопознания.
Классической проблемой, связанной с мышлением, можно считать вопрос о происхождении: следует ли считать интеллект врожденной или приобретенной функцией психики? Каждый из вариантов ответа выглядит обоснованным.
1. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми людьми (до 3-х летнего возраста), навсегда остается умственно неполноценным (IQ меньше 20). Мышление каждого человека несет отчетливые следы той культуры, которая его сформировала, вне системы социальной памяти и социальных коммуникаций (общение, обучение, совместная деятельность, тексты, компьютерные программы и т. п.) интеллект не формируется. Следовательно, он является продуктом научения, социологизации (Уотсон, Павлов, Выготский и др.).
2. Исследования этиологии заболеваний подтверждают наследственную обусловленность интеллекта. Способность или неспособность к некоторым интеллектуальным операциям часто передается от поколения к поколению, близнецы (особенно однозиготные) обнаруживают схожие показатели IQ, даже если они воспитывались в разных условиях и т. п. Следовательно, можно сделать вывод о генетической обусловленности интеллекта.
Зависимость интеллектуальных возможностей человека от генетических и от социальных факторов очевидна и трудноотрицае-ма, поэтому большая часть современных психологов рассматривает интеллект как продукт взаимодействия наследственности и среды. Спор идет, в основном, об их роли, степени и формах взаимовлияния.
Крайние точки зрения не исчезли и в наше время. Например, известный английский психолог Д. Берт, автор знаменитых работ о психологической близости близнецов, приложил гигантские усилия, чтобы доказать, что генетическая программа предопределяет показатели интеллекта на 80%. В конце XX века типичными стали более взвешенные оценки: в интеллекте роль наследственных факторов составляет 45%, окружающей среды — 35%, а на долю особенностей непосредственного взаимодействия между ними приходится оставшиеся 20%.
Наиболее влиятельной в современной психологии теорией формирования интеллекта считается эпигенетическая модель. Она строится на положении, согласно которому в развитии мышления каждого человека существуют ограничения, связанные как с его наследственностью, так и условиями жизни. Следовательно, развитие интеллекта происходит путем исключения тех или иных его вариантов, причем важно не столько то, что у нас есть, а прежде всего то, чего мы лишены (отрицательная детерминация).
Обычно для пояснения этой теории используют аналогию с игральными картами: раздает их нам природа, набор их может казаться удачным или средним, а некоторые люди имеют все основания обижаться на судьбу. Но сами по себе карты не предопределяют исхода нашей жизненной партии. Мы играем не в одиночестве, а вместе с другими. Действия партнеров, условия и правила игры от нас не зависят. Можно выиграть с плохим и проиграть с оптимальным набором.
Наследственный интеллектуальный потенциал реализуется через систему ограничений социальной среды, что и предопределяет конечный результат — особенности интеллекта. Предположим, что ваш потенциал исключал профессию математика и давал шансы, скажем, стать хорошим архитектором. Но реально вы скорее всего окажетесь молодыми людьми без определенных наклонностей, готовыми заниматься чем угодно (лишь бы хорошо платили) и устойчиво интересующимися жевательной резинкой, пивом и особями противоположного пола. Таким вас сделали семья, круг общения, уровень культуры и направленность интересов окружающих, характер воспитания и образования.
Все генетически обусловленные факторы интеллекта проходят через сито социального отбора. Большая их часть остается невостребованной, заблокированной. Проявляется и развивается в основном то, для чего имеются адекватные условия, то, что стимулируется и поддерживается, особенно в первые 10 лет жизни. В этот период мы в максимальной степени зависим от среды обитания.
Практически все психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнего возраста, причем в разные годы этого периода — с неодинаковой скоростью. К шести годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более, чем на треть, к 8 годам - наполовину и к 12 годам - на три четверти (данные школы Пиаже).
Если вернуться к аналогии с карточной игрой, то можно утверждать: из 10 блоков способностей (10 карт), которые составляли ваш интеллектуальный потенциал, три вы выиграли уже в 6 лет, пять — в 8 лет, семь — в 12 лет, а ход игры необратим, переиграть ничего нельзя, мы стали такими, каковы мы есть. Сформировавшиеся в детстве структуры мышления будут до конца наших дней определять то, как мы воспринимаем окружающее, оцениваем происходящее вокруг нас, как мы рассуждаем, анализируем и т.п.
Расстройства мышления. При эйфории, повышенном настроении, увлеченности (или - в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».
Противоположное качество - неоправданная «обстоятельность мышления». Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной «обстоятельностью», старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.
Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим (женская логика).
Иногда с мышлением происходят и более странные вещи: логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, в чем дело: «Или «оратор» сам толком не понимает хода своих мыслей, или это я еще не дорос до их понимания?» Такое мышление называют «разорванным» («разорванное мышление»).
Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, то есть к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления. Эта особенность мышления связана с его чрезмерной зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем воспроизводится стереотипами мысли. Напротив, чрезмерная раскрепощенность фантазии, односторонняя субъективная заданность мыслительного процесса делают его достаточно независимым от внешней реальности. Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п.
Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с действительностью, исчезает стремление общаться с окружающими. Аутистическое мышление способно «осуществить» все наши желания: играющего ребенка делает генералом, девочку с куклой превращает в счастливую мать; в религии оно как бы «исполняет» наши надежды на вечную жизнь, высшую справедливость, на возможность радости без горя; во сне оно с готовностью рисует нам наши самые затаенные мечты и страхи.
Конечно, можно утверждать, что аутистическое мышление не способно влиять на реальную жизнь, что это бесплодные фантазии, не более, Но следует понять, что мышление перерабатывает информацию не только о внешнем мире, одновременно оно оперирует данными о своем субъекте, мыслящем человеке, и о том, что происходит в той самой психике, частью которой оно (мышление) является. Аутистическое мышление отражает «психическую реальность», удивительное переплетение мотивов, желаний, влечений, устремлений и эмоциональных реакций, которые в совокупности могут быть названы душевным состоянием человека.
Крайняя степень расстройства мышления — бред, или «интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рас суждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Во всех остальных отношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружающих идеи, не поддаваясь никаким переубеждениям. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»).
Другие разрабатывают проекты совершенствования общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества(«бред реформаторства»). Третьи поглощены более житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в которой, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным считается «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать. Какие-то странные личности (иезуиты, фашисты, онанисты, журналисты и подозрительные собаки) повсюду ходят за ним, делают его жизнь невозможной, высасывают из него знания, мысли, силы и грозят окончательно уничтожить.
Психиатры давно отметили удивительное обстоятельство: сюжеты бреда, его идеи повторяются во всех культурах, у представителей самых различных национальностей и практически не меняются тысячелетиями. Детали бредового утверждения определяются историческими условиями, а схемы однотипны.
В Древнем Египте некто мог утверждать, что он сын фараона, об этом пока никто не догадывается, но, рано или поздно, отец признает его и возвысит («бред высокого происхождения»). А вот современный вариант: в одной из колоний заключенный немало переполошил начальство, «убедительно» доказывая, что он сын президента Б. Н. Ельцина. Выпустить не выпустили, но, по утверждению журналистов, режим ему на всякий случай смягчили.
Удивительное сходство бредовых идей «всех времен и народов» подтверждает, что психическая жизнь людей подчинялась и подчиняется единым и достаточно устойчивым закономерностям.
Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить «бредовый» характер умело излагаемых идей далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.
Интеллект Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т. е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом, под которым обычно понимается совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи.
Интеллектуальная активность — это специфически человеческий способ приспосабливаться (адаптироваться) к условиям своего существования. По определению американского психолога Векслера, создавшего в 1939 году первую систему измерения интеллекта взрослого человека, интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интеллект — эта наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям: как систему операций с данными (оперативно); как сумму определенных данных (по содержанию), по тому, к чему приводит наша интеллектуальная деятельность (то есть по ее результатам).
На схеме представлена структура интеллекта по Гилфорду. Его кубическая модель представляет попытку определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта.
Тип интеллекта конкретного человека будет определяться преобладанием какой-либо комбинации из этих 120 вариантов. Для более общих характеристик используют понятия: а) конкретного практического интеллекта, необходимого в повседневной жизни; б) абстрактного интеллекта, с помощью которого оперируют со словами, терминами, символами; в) «потенциального» интеллекта - совокупности врожденных способностей к мышлению, абстрагированию и рассуждению, достигающих своего предельного развития к 16-20-летнему возрасту (в зависимости от пола); г) приобретенного интеллекта - характеристики общей суммы конкретных навыков, знаний, умений, обретаемых человеком в продолжении всей его жизни.
Ч то определяет развитие интеллекта? Как и все функции психики, интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой — под влиянием окружающей среды (адаптационная обусловленность). Наследственная обусловленность связана со многими факторами:
1) генетическая обусловленность, то есть влияние наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта;
2) физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности (о значении этого фактора знали уже в первобытную эпоху, так как эпидемии наследственного сифилиса превращали и превращают целые этносы в скопище полуидиотов);
3) хромосомные аномалии (например, болезнь Дауна);
4) экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т. п.
Адаптационная обусловленность проявляется прежде всего во влиянии на умственное развитие следующих факторов:
1) особенностей питания ребенка (особенно в первые 1,5 года);
2) психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии);
3) числа детей в семье, ее социального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).