Ощущения считаются самыми простыми из психических явлений.
Ощущениемназывается отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные впечатления от окружающего Э то результат переработки ЦНС-мой значимых раздражений, возникающих во внутренней или во внешней среде.
Ощущения являются основным источником познания внешнего мира, самого себя и психического развития человека. Однако в истории развития научного знания эта роль их часто подвергалась сомнению. Философы идеалисты считали, что источником нашей сознательной жизни являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, которые заложены от природы и не зависят от внешнего притока информации. Эти воззрения характерны для философии рационализма, приверженцы которой считали, что психические процессы – это не результат эволюции, а необъяснимое свойство человеческого духа.
Другое направление философии – субъективный идеализм (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах)- считали, что органы чувств не отражают воздействия внешнего мира, а лишь получают от внешних воздействий толчки, стимулирующие их собственные процессы. Органы чувств не соединяют, а наоборот, отделяют человека от внешнего мира. Поэтому, человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств о существовании кроме него чего-то иного. Эта теория получила название солипсизма (лат. - solus-один, ipse- сам).
Материализм, напротив, считает, что именно через органы чувств устанавливается связь человека со средой, происходит формирование сознания личности.
Физиологический механизм ощущений Ощущение возникает как реакция ЦНС на раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, блин, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) рецептор – воспринимающая часть, основная функция которой – трансформация внешней энергии в нервный процесс;
2) афферентные (центростремительные) нервы, проводящие возбуждение в нервные отделы, а также эфферентные (центробежные) нервы, соединяющие центральный отдел анализатора с периферическим;
Классификация. Традиционно принято различать 5 основных видов ощущений: обоняние, вкус, зрение, слух, осязание. Отечественный психолог А.Р. Лурия, не отрицая эту классификацию, считает, что ощущения могут быть еще дифференцированы по 2-м принципам – систематическому и генетическому.
Систематическая классификация делит ощущения на 3 вида:
1) интроцептивные – объединяют сигналы из внутренней среды организма;
2) проприоцептивные – обеспечивают информацией о положении в пространстве тела и опорно-двигательного аппарата; обеспечивают регуляцию движений;
3) экстероцептивные – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения. Она бывают:
Помимо это выделяют также вибрационные ощущения, ощущения равновесия и ускорения, температурные, болевые, вкусовые, мышечно-суставные,,
Генетическая классификация выделяет 2 вида чувствительности:
1) протопатическая – к ней относятся органические чувства – голод, жажда и т.п.
2) эпикритическая – включает основные органы чувств человека. Контролирует протопатическую чувствительность.
Различные виды ощущений имеют много общих свойств:
- качество – основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Слуховые О. различаются по тембру, высоте, громкости. Зрительные – по насыщенности, цветовому фону;
- интенсивность – количественная характеристика, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора
- длительность – временная характеристика, определяющаяся временем и интенсивностью воздействия раздражителя. О. возникает не сразу, а после некоторого периода времени, который носит название латентного (тактильные – 130 м.сек; болевые – 370 м.сек; вкусовое – 50 м.сек;). Подобно этому, О. не исчезает с прекращением действия раздражителя. Это явление называется инерция ощущений.
- пространственная локализация – выражается в том, что анализ, произведенный дистантными рецепторами, дает сведения о положении раздражителя в пространстве.
Ощущения возникают под воздействием раздражителей, однако, раздражители должны достичь для этого определенных количественных показателей.
Минимальная величина раздражителя при которой возникает ощущение – абсолютный (нижний) порог ощущения. (Р) Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств (Е): чем меньше величина порога, тем выше способность органов чувств реагировать на внешние воздействия. Эта обратно пропорциональная зависимость выражается формулой Е= 1/Р. (Чтобы вызвать обонятельное ощущение достаточно 8 молекул какого-либо в-ва; вкусовое – 200 000 молекул. Зрительное - 2-8 кванта света). Наряду с абсолютным нижним порогом ощущений, существует и верхний абсолютный порог чувствительности - максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение, адекватное этому раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает болевые ощущения.
От абсолютной чувствительности надо отличать относительную чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя.
В 19 в. немецкий ученый М. Вебер пришел к выводу, что сравнивая объекты, мы воспринимаем не различия между ними, но отношение различия к их величине. (Если исходная освещенность = 100 лк, то прибавка освещенности, которую мы заметим должна составлять не менее 1 Лк; если исходная освещенность =1000 Лк, то прибавка – 10 Лк. и т.п. Если на руке лежит груз в 100 граммов то для появления О. увеличения веса необходимо добавить 3,4 грамма; если 1000 г – то 34 г и т.п.)
Это минимальное различие между 2-мя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений – порог различения. Ему свойственна постоянная величина, характерная для данного анализатора (зрение – 1/100; слух –1/10; тактильные –1/30).
Основываясь на экспериментальных данных М.Вебера, другой немецкий ученый Г. Фехнер вывел формулу зависимости интенсивности ощущений от силы раздражителя:
S = Klgj + C (S - интенсивность ощущения, j - сила раздражителя, K, C - константы). Это соотношение названо психофизический закон(закон Вебера-Фехнера): при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии.
Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств не остается постоянной и может изменяться в очень широких пределах. (Так, в темноте зрение обостряется, а при ярком освещении его чувствительность ниже. При переходе из света в темноту чувствительность глаза обостряется в 200 000 раз, а при обратном переходе в глазах может возникнуть резь.) Изменение чувствительности в зависимости от внешних условий – адаптация. Она бывает 3-х видов:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном воздействии раздражителя.
2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
1 и 2 – негативная адаптация; 3 – позитивная А.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. (Так, звуковое раздражение -свист- может обострить работу зрительного ощущения; некоторые запахи повышают или понижают световую и слуховую чувствительность.) Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или в рез-те упражнений – сенсибилизация. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано второй сигнальной системой раздражителей. (Электрическая чувствительность глаз и языка менялась при произнесении перед испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.). Повысить чувствительность можно путем специальных упражнений. Сенсибилизация бывает вызвана
Взаимодействие ощущений также проявляется в явлении синестезии – возникновении под влиянием раздражения одного анализатора таких ощущений, которые характерны для других анализаторов. («Окрашенный слух» – высокие звуки –светлые, низкие – темные; «Острый вкус, кричащий цвет, сладкие звуки» и т.п.)- Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др..