Восприятие: свойства и виды.
Ощущение теснейшим образом связано с восприятием. И то, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, которая существует независимо от сознания
[ Восприятие – это осознанное отражение предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. ]
. Человек живет не в мире изолированных звуков, цветов и световых пятен, а окружен вещами, предметами и сложными ситуациями, требующими комплексного восприятия. Отражение этих предметов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтезирующих отдельные ощущения в комплексный целостный образ.
Основные отличие ощущений и восприятий можно выразить следующим образом:
ОЩУЩЕНИЕ
| ВОСПРИЯТИЕ
| 1. Способность ощущать – врожденная у всех живых существ с НС.
| 1. Способностью воспринимать наделены люди и высшие животные; она формируется в жизненном опыте
| 2. Результат работы конкретного анализатора.
| 2. Результат работы нескольких анализаторов.
| 3. отражение отдельного чувственного качества или же недифференцированные впечатления от окружающего
| 3. осознанное отражение предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств.
|
Восприятие как наглядно-образное отражение действительности имеет ряд специфических свойств:
1) предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора ощущений, не связанных друг с другом, но в форме отделенных друг от друга предметов, которые обладают свойствами, вызывающими данные ощущения.
2) целостность и структурность - заключается в том, что восприятие дает целостный образ предмета на основе обобщения сведений о различных его качествах и свойствах.
3) константность - относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий восприятия.
4) осмысленность- воспринимаемы образы всегда имеют определенное смысловое значение.
5) апперцепция- зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности.
Восприятие как и ощущение, в своих физиологических основах, является рефлекторным процессом. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. В основе восприятий лежат 2 типа нервных связей. Первый – связи в пределах одного анализатора -имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности (мелодия –комплексный звуковой раздражитель, воздействующий на слуховой анализатор). Второй –межанализаторные связи- при воздействии комплексного раздражителя разной модальности.
В основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в этом процессе. Поэтому различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестезические восприятия. Кроме того, различают восприятие произвольное и непроизвольное. Третья классификация подразделяет их на 3 разновидности –восприятие времени, восприятие пространства и восприятие движения.
При непроизвольном восприятии мы не ставим задачу воспринять тот или иной предмет; оно определяется внешними обстоятельствами. Произвольное же восприятие с самого начала регулируется поставленной целью. Оно может быть включено в какую-либо деятельность. Оно особенно ясно выступает в наблюдении – преднамеренном планомерном и длительном восприятии, требующем специальной подготовки и способов.
В основе восприятия пространства лежит деятельность вестибулярного аппарата, расположенного в области среднего уха, который тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц. Кроме них в данном процессе участвует аппарат бинокулярного зрительного восприятия.
В восприятии времени различают восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
Восприятие движения является недостаточно изученным психическим процессом. Теории движения разбиваются на 2 группы. Первая – выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает из-за влияния этих элементарных, зрительных ощущений.(В.Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к элементарным ощущениям.(Например, мелодия является не просто совокупностью звуков, но качественно новым явлением, так и движение не сводимо к элементарным зрительным ощущениям.)-(М.Вертгеймер).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 608 | Нарушение авторских прав
|