АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Мышление и логика
Мышление исследует не одна лишь психология. Им занимаются также, на- пример, логика и теория познания. В чем же различие предметов этих наук? С.Л. Рубинштейн писал: «В теории познания речь идет о проанализирован- ное™, обобщенности и т.д. продуктов научного мышления, складывающих- ся в ходе исторического развития научного знания; в психологии речь идет об анализировании, синтезировании и т.д. как деятельностях мыслящего индивида» [Рубинштейн, 1981, с. 72]. Итак, психология занимается процес- сом мышления, а логика и теория познания — его продуктом. Нужно, од- нако, уточнить, что мы здесь понимаем под продуктом. Допустим, мы до- казываем теорему о том, что точка пересечения медиан треугольника делит их в отношении 2:1. Под продуктом мышления мы должны понимать не один лишь конечный результат, а всю цепочку вывода — отданных усло- вий к доказанному заключению. Процесс же, изучаемый психологией, за- ключается в выделении нужных свойств геометрических объектов, создании умственной модели и т.д. Процесс мышления может приводить, а может и не приводить к появлению логически правильного продукта. На практике для психологического изучения ошибки часто оказываются более интерес- ными, чем правильное мышление, поскольку они яснее указывают на осо- бенности функционирования механизма мышления.
Логика
Основоположником науки логики в западной традиции считается Аристо- тель, который посвятил ей несколько своих работ: «Органон», «Первая ана- литика» и др. С точки зрения сегодняшнего дня, Аристотель выступает со- здателем лишь одного из направлений логики — силлогистики. Сам Ари- стотель считал, что он создал общую теорию вывода одних суждений из
Глава 8. Мышление
других. Однако сегодня силлогистика выглядит частным случаем такого вывода. Простой категорический силлогизм, по Аристотелю, включает две посылки, из которых делается заключение. Например:
Все насекомые — животные. Все комары — насекомые. Следовательно, все комары — животные.
Важное событие в истории логики произошло в 1854 г., когда англий- ский математик Джордж Буль опубликовал работу, в которой он описывал законы, управляющие мышлением. Согласно Булю, мысли являются утвер- ждениями или пропозициями, которые могут сочетаться между собой оп- ределенным образом для получения новых утверждений. Буль предложил обозначать утверждения символами (например, буквами латинского алфа- вита — р, q и т.д.). Высказывания могут соединяться между собой различ- ными коннекторами. Буль рассмотрел несколько таких коннекторов: «и», «или», «не».
Каждое утверждение может быть истинным или ложным. Истинность сложного высказывания, включающего в себя несколько простых, зависит от истинности этих простых. Например, высказывание «Вильгельм Вундт был основателем экспериментальной психологии и был негром» истинно в том и только том случае, если истинны высказывания «Вильгельм Вундт был основателем экспериментальной психологии» и «Вильгельм Вундт был негром». Поскольку второе из этих высказываний ложно, то ложно и слож- ное высказывание, связанное коннектором «и».
В дальнейшем американский философ, логик, математик и естествоиспы- татель Чарльз Пирс предложил определять коннекторы при помощи так на- зываемых таблиц истинности. Ниже в качестве примера приводится таблица для коннектора «и», где 1 обозначает истинное значение, а 0 — ложное.
Очевидно, что логика Буля не распространяется на силлогистику Ари- стотеля — эти две системы описывают разные случаи умозаключений. Ари- стотель создал логику отношений между классами объектов, Буль — логи- ку отношений между высказываниями.
Попытку обобщить систему логики предпринял в конце XIX века не- мецкий логик, математик и философ Готлоб Фреге. Для этого Фреге при- менил подход Буля не к высказываниям (пропозициям), а к их элементам. Пропозиции во всех известных языках строятся по одному принципу: они включают предикат и аргумент. Предикаты могут быть одно-, двух- или многоместными. Одноместный предикат относится к одному объекту, на- зываемому аргументом. Двухместный предикат относится к двум аргумен-
Приложение. Логика
там и т.д. Например, «быть добрым» — одноместный предикат, он описы- вает один объект: «Л'добрый». «Быть больше» —двухместный предикат (на- пример, «А больше В»). «Находиться между» — трехместный (например, Бологое находится между Петербургом и Москвой). Сами по себе преди- каты еше не составляют суждения о мире; высказывания образуются лишь при сочетании предиката с аргументом, который выступает при этом в ка- честве переменной. При определенных значениях переменной (или пере- менных в случае многоместного предиката) высказывание с данным пре- дикатом становится истинным, при других— ложным. Например, выска- зывание с предикатом «быть больше» истинно в случае «Останкинская башня больше Эйфелевой». Высказывание же «Тула больше Санкт-Петер- бурга» ложно. Для записи пропозиций в логике используется стандартная форма, где после предиката в скобках указываются его аргументы. Напри- мер, для приведенных выше высказываний стандартная форма записи бу- дет следующей: «Быть больше» (Останкинская башня, Эйфелева башня); «Быть больше» (Тула, Санкт-Петербург).
Бертран Рассел и Альфред Уайтхед в известном труде «Principia Mathematica» на основе подхода Фреге осуществили попытку создания формализованной и аксиоматизированной теории.
Логическое умозаключение выводится не из одной пропозиции, а из не- скольких, связанных между собой. Причем вывод зависит не от самих про- позиций, а от отношений между ними. Поэтому для правильного вывода мы можем заменить любую пропозицию на символическое выражение, при этом правильность вывода сохранится. Например, возьмем следующее умозаключение: «Если в Сиднее жарко, то в Москве идет снег. В Сиднее жарко. Следовательно, в Москве идет снег». Если мы обозначим высказы- вание о том, что в Сиднее жарко в виде символа р, а высказывание о снеге в Москве в виде q, то приведенное выше умозаключение можно предста- вить в виде: Если р, то q. Имеет место р. Следовательно, q. Эта элементар- ная форма умозаключения получила в логике название modusponens.
Для определения логики необходимо задать несколько вещей. Прежде всего нужно определить, какие формулы являются допустимыми внутри дан- ной логики. Для этого необходимо задать: во-первых, набор или алфавит, символов; во-вторых, правила грамматики, позволяющие объединять сим- волы в формулы. Логической системе необходимы также и правила вывода, позволяющие получить новые высказывания из старых. Для того чтобы пра- вила вывода работали, необходим и некоторый набор исходных аксиом.
Например, исчисление высказываний можно задать следующим способом:
Алфавит
не — отрицание
& — конъюнкция
или — дизъюнкция
—> — импликация (если р, то q)
() — скобки
р, q, r— пропозициональные переменные'
Плава 8. Мышление
Грамматика
1. Любая переменная есть правильно построенная формула.
2. Если А — правильно построенная формула, то не-А тоже правильно построенная формула.
3. Если А и В— правильно построенные формулы, то (А&В), (А или В) и (А -» В) тоже правильно построенные формулы.
Аксиомы
2. ((р->(9-»г)) -»((/>->?) -»(/>->/•)))
3. (не-не-р->р)
Правила вывода
1. Если Л—># и формула Л выводима, то и 5 тоже выводимо (modus ponens).
2. Если имеется правильно построенная формула А, содержащая пере- менную р, то вместо всех вхождений р в А может быть подставлена любая формула В (правило подстановки).
Важное для учета психологической реальности логики замечание состо- ит в том, что в принципе любую логику можно задать множеством спосо- бов, различающихся набором аксиом и правил вывода. Изменив исходный набор аксиом, мы можем компенсировать это изменение за счет приме- нения иных правил вывода. Эти логические системы будут обладать оди- наковой мощью в отношении допустимого вывода.
Другой аспект логики заключается в том, что элементарным выражени- ям приписываются значения истинности, подобно тому, как это делал Буль. Через таблицы истинности могут быть определены логические опе- рации. Аспект логики, связанный со значениями истинности ее выраже- ний, носит название логической семантики.
Если в рамках логической системы может быть доказано любое истин- ное суждение, то такая система называется полной. Многие системы, на- пример описанное выше исчисление высказываний, обладают свойством полноты. Однако попытки сведения математики к логике, т.е. представ- ления математики в виде логической системы (например, создания фор- мальной арифметики), обнаружили принципиальную неполноту. В этом смысл знаменитой второй теоремы Геделя.
Кроме аксиоматического задания логики существует так называемый натуральный вывод. На практике люди исключительно редко мыслят в со- ответствии с аксиоматической логикой. Мы часто считаем примером стро- гости мышления математику. Однако математика не только в ее школьном виде, но даже и в наиболее высоких ее образцах (скажем, XVIII или XIX века) не является аксиоматизированной наукой. Попытки аксиоматизации потребовали уже в XX веке огромных усилий таких умов, как немецкий математик Давид Гильберт. И сегодня в реальной практике доказательства математики обращаются к интуиции.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 481 | Нарушение авторских прав
|