Специфические особенности перинатальной утраты
Под утратой в психологии понимается потеря чего-то значимого, ценного, того, к
чему у индивида существует сильная аффективная привязанность, того, что способствует
ощущению индивидом целостности себя и стабильности своего существования. Это не все-
гда смерть близкого или другого значимого человека. К категории утраты можно отнести
множество ситуаций. Это могут быть и потеря работы, статуса, трудоспособности, физи-
ческой привлекательности, материальных ценностей, а также развод, смерть домашнего
животного или публичного лица и пр. Прерывание беременности, смерть пренейта или
ребенка в перинатальном периоде является, безусловно, значимой утратой. Различают физи-
ческую утрату и символическую утрату.
Физическая утрата – это утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окру-
жающим. Такая утрата чаще всего признается окружающими. Символическая утрата –
это потеря чего-то неосязаемого, но символически значимого для человека (выход на пен-
сию, развитие хронического заболевания, рухнувшие надежды), и зачастую не признается
окружающими как утрата, вызывающая чувства, требующие переживания в течение некото-
рого времени (Guidelines for health care…, 2001). Перинатальные утраты сочетают физиче-
скую утрату (гибель ребенка) и символическую (несостоявшаяся попытка приобрести новый
социальный статус матери или отца).
Перинатальная утрата является психической травмой, так как вызывает переживания,
имеющие длительное воздействие на психику человека (Perrez M., Laireiter A. – R., Baumann
U., 2002; Чемберлен Д., 2005). Психическая травма как последствие стресса бывает тяжелее
самого стресса, может провоцировать саморазрушающее поведение (Аверьянов В. В., 2006).
Отреагирование ситуации психической травмы требует определенного времени. Чем силь-
нее была травма, тем больше необходимо времени на то, чтобы справиться с ней, времени,
в течение которого человек горюет.
Горе (bereavement) – это растянутый во времени, включающий в себя множество изме-
нений процесс переживаний, связанный с психологической, поведенческой, социальной и
физической реакциями на утрату. К. Е. Изард выделял биологическую и социальную функ-
ции горя (Изард К., 1980).
Горе – естественный процесс, и его отсутствие может указывать на отклонение от
нормы, быть признаком патологии. Это специфическое субъективное чувство, сопровожда-
ющее утрату, зависящее от индивидуального восприятия человеком утраты и не требующее
социального признания или оценки окружающих.
В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери
ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность (Изард К.,
1980). Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание
горя влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические осо-
бенности, религиозные верования. Горе сопровождается трауром и скорбью.
Траур (mourning) – это культурно обусловленная и/или публичная демонстрация горя
через поведение индивида и осуществление принятых в культуре ритуалов. Это процесс,
благодаря которому может быть структурирован и завершен цикл переживания горя.
Скорбь включает в себя весь комплекс эмоциональных, соматических и социаль-
ных процессов, вызванных смертью близкого человека, переживание потери (Guidelines for
health care., 2001). В некотором смысле можно сказать, что процесс скорби представляет
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
собой медленное ослабление связи с умершим. Умерший человек уже предстает не в физи-
ческом смысле, а интегрируется во внутренний мир.
Ситуация прерывания беременности, потери пренейта или новорожденного суще-
ственно отличается от ситуаций, возникающих при иных утратах (утрате статуса, трудоспо-
собности, материальных ценностей, близкого человека и пр.). Это сложнейший биопсихо-
социальный феномен. В его биологическом аспекте лежит значительный физиологический
стресс, при котором существует реальная или воображаемая угроза жизни и здоровью самой
женщины. Прерывается начавшееся формирование диады «мать – пренейт», сопровожда-
ющееся перестройкой гормонального фона женщины, изменениями обмена веществ, био-
электрической активности ее головного мозга и пр. При прерывании беременности биоло-
гические характеристики не сразу приходят в норму, а восстанавливаются постепенно. В
связи с этим после прерывания гестации женщина может испытывать физиологические сим-
птомы беременности еще в течение некоторого времени, что, как правило, воспринимается
тягостно. Отягчающим обстоятельством является то, что само прерывание беременности
часто сопровождается болью, кровянистыми выделениями или кровотечением, хирургиче-
скими манипуляциями, а иногда и расширенным оперативным вмешательством (например,
в случае выявления внематочной беременности, экстренном кесаревом сечении). Сочетание
физиологического стресса с отягчающими социокультурными и психологическими факто-
рами дает в результате сложную картину травмирующего опыта («взаимодействующая трав-
матиация» по Эмерсону) (Эмерсон В. Р., 2005). При этом возрастает вероятность риска раз-
вития осложненного переживания горя.
Специфика такой формы утраты, как потеря беременности и гибель новорожденного,
определяется во многом тем, что эмоциональная связь родителей с плодом возникает еще
до рождения. Родители формируют свои надежды и мечты о себе как о родителях и о своем
ребенке, который является продолжением их жизни. Его рождение помогает им справиться
со страхом смерти, хотя это и не осознается. Потерянные образы и проекции представляют
собой основные вторичные потери, в том числе и относящиеся к себе, которые должны
быть оплаканы вне зависимости от возраста ребенка. И даже в случае смерти до рождения
несостоявшиеся родители очень интенсивно переживают символическую утрату. Поэтому
в сравнении с другими видами переживания потери родительское горе особенно сложно
и длительно, с сильными и не всегда явно связанными изменениями симптомов с тече-
нием времени. Особенности перинатальной утраты обусловливают определенные преграды,
мешающие несостоявшимся родителям переживать горе и быть в трауре (Rando T. A., 1993).
Во-первых, утрата есть, но у женщины и мужчины могут возникать трудности ее при-
знания, так как смерть ребенка нарушает их базовую родительскую функцию и противоре-
чит законам природы.
Во-вторых, в обществе распространено облегченное отношение к такой утрате, так как
умерший младенец не успел социализироваться, развить самосознание, «ничего не пони-
мал». Поэтому для большинства окружающих эта потеря не является реальной, а потому
право родителей на длительное горе и полноценное переживание процесса горя не призна-
ется. В то же время пара, чья первая беременность заканчивается утратой, не считается
выполнившей переход в родительство и, соответственно, не приобретает статус взрослости.
В-третьих, при потере беременности или смерти новорожденного нет выраженного
феномена отсутствия, а потому нет и сигнала об утрате. Это создает трудности интернали-
зации факта, что смерть действительно произошла. «Не стало того, кого как бы еще и не
было», – утешал одну из моих пациенток муж. Она с этим не соглашалась. Для нее, части
диады, ребенок был! У несостоявшихся родителей, особенно у отца, слишком мало матери-
ала для реалистических воспоминаний об умершем и о взаимоотношениях с ним. К тому же
роль родителя предполагает большую активность и требует определенного ролевого пове-
И. В. Добряков. «Перинатальная психология»
дения, поэтому ее сложно переструктурировать и перевести в здоровый интрапсихический
план (Guidelines for health care…, 2001). Таким образом, с потерей ребенка любого возраста у
родителей возникает целый комплекс физических и символических утрат: утрата внешнего
объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства),
утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части
себя, семьи, друг друга, поколебленная самооценка и экзистенциальная потеря. Экзистен-
циальная потеря, ассоциированная с перинатальной потерей, очень часто недооценивается
как пациентами, так и специалистами. Суть ее можно выразить так: когда умирает родитель,
человек теряет свое прошлое, а когда умирает ребенок, человек теряет свое будущее. Для
женщины утрата ребенка – это сочетание утрат себя беременной, чувства принадлежности
к диаде, единения с плодом, утраты ожидаемого материнства и утраты особого внимания
к себе. Снижается самооценка, подрывается вера в свои силы, так как женщина перестает
доверять своему телу, которое не справилось с задачей вынашивания и рождения ребенка.
Это может усугубляться болезненными замечаниями по этому поводу окружающих, осо-
бенно мужа, что оказывает большое влияние на переживание утраты, существенно отличает
переживания перинатальных потерь от других типов (Guidelines for health care., 2001).
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 917 | Нарушение авторских прав
|