АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Учебный материал. Как сообщить плохие новости пациенту и его родственникам
Как сообщить плохие новости пациенту и его родственникам
Учебный материал
Умение сообщать пациентам плохие новости и обсуждать с ними волнующие их вопросы или темы, которые могут иметь для них важные последствия, необходимо любому медицинскому работнику и может пригодиться ему в самых разнообразных случаях. Это всегда непросто, и часто это делается неправильно.
Врачи и медперсонал нередко опасаются таких ситуаций, находя эту часть своей работы намного более сложной, чем другие, более практические аспекты медицинской помощи. Это может быть результатом отсутствия надлежащей теоретической подготовки и необходимых навыков (Amiel et al, 2006; Dosanjh et al, 2001), а также отсутствия соответствующего методического руководства и опыта на раннем этапе профессиональной деятельности (Orlander et al, 2002; Firth-Cozens, 1997). Следует помнить, что «плохие новости» — не обязательно смертельный диагноз. Речь может идти, например, о том, чтобы сообщить человеку, который работает шофером, что он болен эпилепсией, или сказать пациенту, что он не сможет навещать своих родственников за границей, поскольку у него выявлено серьезное заболевание сердца. Кроме того, все чаще приходится сообщать больным о наличии у них такого заболевания, как деменция (Hughes, Lloyd-Williams, Sachs 2009). Очевидно, что важные новости в каждом конкретном случае будут разными.
Опасения в подобных случаях могут быть порождены страхом перед возможной реакцией тех, кому будет адресована информация: гневом, отчаянием, несогласием и множеством других возможных эмоциональных проявлений. Как справиться с такой реакцией, особенно в условиях загруженной работой клиники или при отсутствии рядом коллег? Что если пациент начнет кричать на вас? Как обеспечить себе возможность перейти к работе со следующим пациентом? При необходимости проведения бесед такого рода врач может испытывать сомнения из-за неуверенности в своей собственной реакции, а также в том, как он может соотнести сообщаемое пациенту со своим личным опытом, и в связи с этим бояться показать собственные эмоции. В подобной ситуации нужно задать себе следующие вопросы: как выделить время для адекватного обсуждения данного вопроса с пациентом? Должен ли я делать это сам, не являюсь ли я частью многопрофильного коллектива?
Признанным фактом является то, что пациенты и их родственники запоминают лишь малую часть того, что говорится на консультации, а то, что сумели удержать в памяти, они могут помнить недостаточно точно (Kessels, 2003). Это может быть обусловлено многими факторами. Свою роль здесь могут играть и повышенный уровень тревоги, характерный для визитов к врачу, и опасения, испытываемые пациентом; и особенности профессионального подхода врача, и используемая им специальная терминология, а также необычная обстановка и чувство потери контроля над ситуацией. Пациент, который жалуется, что «врач сказал ему не все», возможно, не услышал или не понял того, что сказал врач, или надеется, что другой специалист сообщит ему более приятные новости.
Однако есть несколько простых принципов, которые помогут врачу снизить уровень стресса во время беседы с пациентом — как для него, так и для себя, и сделать так, чтобы пациент ощутил поддержку и сочувствие, а также эффективно передать ему наиболее важную информацию.
Важно, чтобы значимые для пациента новости сообщались ему в комфортной обстановке, чтобы пациент и тот, кто его сопровождает (если такое лицо присутствует), сидели, чтобы врач не был отделен от них физическим барьером (столом и т. п.), а также чтобы беседа происходила без помех и в месте, обеспечивающем возможность конфиденциального разговора.
Врач должен постараться выяснить, что пациенту известно о своем текущем состоянии и какой объем информации он хотел бы получить. Пациент либо знает о том, что говорилось на предыдущих консультациях о причинах проведения исследований, а также о том, насколько серьезным может быть его заболевание, либо не в курсе этого. Будет ли правильным сообщить пациенту «все до конца» именно сейчас или потребуется несколько бесед, для того чтобы у него было время осознать положение вещей самостоятельно?
Важную информацию не следует «выплескивать» без предупреждения. Используйте такую простую фразу, как, например, «к сожалению, сегодня у меня для вас довольно серьезная новость», которая будет сигналом о том, что вы собираетесь сообщить нечто важное. Это послужит предупреждением о том, что новость может быть плохой, хотя нужно признать, что это не облегчит ни ее восприятие, ни процесс ее сообщения. Профессиональный медицинский работник должен избегать употребления в подобной ситуации специальной терминологии и эвфемизмов, для того чтобы в тот момент, когда пациент может быть расстроен, не возникло недопонимания. После того как вы сообщили плохие новости, имеет смысл сделать паузу,— это позволит пациенту должным образом осознать услышанное и собраться с мыслями, чтобы сразу задать возникшие у него вопросы.
Имеет смысл кратко повторить сказанное — у пациента будет еще одна возможность задать интересующие его вопросы. В этой завершающей части консультации важно четко описать дальнейшие действия, связанные с лечением. Здесь необходим план, даже если далее предполагается проведение дополнительных исследований, завершение разговора с пациентом лишь сообщением о том, что с ним свяжутся, неприемлемо и недопустимо. Следует договориться с пациентом о последующих визитах, рассказать ему о специалистах, которые будут заниматься его лечением, о том, где еще он может получить помощь, и о том, как связаться с вами и вашими коллегами, причем по возможности эти сведения нужно дать в письменной форме.
Принципы, описанные выше, успешно применяются и вошли в протокол, специально разработанный в качестве методических рекомендаций по обсуждению важных вопросов с пациентами (Buckman, 2005). Это протокол (SPIKES), включающий шесть правил, послужит полезной основой при планировании консультацией такого рода.
S — обстановка («setting»): физическое окружение, жестикуляция и мимика врача.
P — восприятие («perception»): о чем пациенту / его родственникам уже известно?
I — побуждение или информация («invitation» или «information»): какой объем информации пациент / его родственники хотели бы получить?
K — знание (knowledge): сделайте «предупреждение», а затем сообщите информацию.
E — сочувствие (empathy): продемонстрируйте понимание, покажите, что готовы поддержать пациента.
S — краткое изложение или выработка стратегии («summarise» или «strategise»): повторите основные моменты, изложите план.
Сложностью при планировании сообщить пациентам важной для них информации может быть наличие тайного соглашения (Fallowfield & Jenkins, 2004). Иногда родственники больного просят врача не сообщать ему страшный диагноз из опасения нанести ему тяжелую психологическую травму. Однако на практике пациент, как правило, догадывается о таком диагнозе и хочет знать все подробности.
Дата добавления: 2015-10-19 | Просмотры: 563 | Нарушение авторских прав
|