АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Прочитайте:
  1. Акустический и анатомо-физиологический аспекты изучения звуков
  2. Гигиена окружающей среды в формировании заболеваемости детей и подростков. Гигиенические и медицинские аспекты оценки среды обитания человека.
  3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.
  4. Глава 3. Организационно-правовые аспекты концепции «Здоровье через Гигиену»
  5. Информационно-энергетические аспекты морфогенеза
  6. Клинико-физиологические аспекты
  7. Клинические аспекты
  8. Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации
  9. Медицинский аборт. Социальные и медицинские аспекты проблемы, методы прерывания беременности в ранние и поздние сроки.
  10. Нейрофизиологические аспекты речи (латерализация и центры речи). Развитие речи и пластичность речевой функции в онтогенезе.

КЛИНИЧЕСКОЙ

ФАРМАКОЛОГИИ


Важнейший принцип медицинской этики был сфор­мулирован почти 2500 лет назад. В клятве Гиппократа говорится: «Я обязуюсь делать все это в соответствии с моими возможностями и знанием на пользу больному и воздерживаться от всего, что может причинить ему вред». Требования медицинской деонтологии приобретают особое значение при проведении клинических исследо­ваний ЛС, так как они проводятся на людях и затраги­вают самые важные права человека - право на здоровье и жизнь. В связи с этим медико-юридические и меди-ко-деонтологические проблемы имеют особое значение в клинической фармакологии.

При проведении клинических исследований ЛС (как новых, так и уже изученных, но применяемых по но­вым показаниям) следует руководствоваться в первую очередь интересами пациента. Решение о проведении клинических исследований ЛС принимают компетен­тные органы (в России это Фармакологический коми­тет Министерства здравоохранения) после подробного изучения совокупности данных, полученных при до­клиническом изучении препарата. Для защиты прав че­ловека разрабатываются этические кодексы. В 1947 г. Международным военным трибуналом был разработан Нюрнбергский кодекс. Этот кодекс содержит 10 пунк­тов, касающихся проведения медицинских исследова­ний на людях. В нем особое место занимают вопросы зашиты интересов человека, неприкосновенности его здоровья.

Следующим международным документом, посвящен­ным этическим вопросам клинических исследований на людях, стала Хельсинкская декларация 1964 г., в кото­рой были представлены рекомендации для врачей по биомедицинским исследованиям на людях. Она приня­та 18-й Всемирной медицинской ассамблеей в Хельсинки (Финляндия) в 1964 г. и пересмотрена 29-й Всемирной


медицинской ассамблеей в Токио (Япония) в 1975 г. В этой декларации под­тверждено, что миссия врача состоит в охране здоровья народа, а его знания и опыт посвящаются выполнению этой миссии. Целью биомедицинских иссле­дований на людях должны быть улучшение диагностических, терапевтических и профилактических процедур и выяснение этиологии и патогенеза заболева­ний. Всемирная медицинская ассамблея подготовила рекомендации для врача при проведении клинических исследований.

До настоящего времени продолжают обсуждаться многие этические воп­росы проведения клинических исследований. Не окончательно решен вопрос об исследованиях на здоровых добровольцах. Такие исследования, в частно­сти, проводят, когда новые препараты предназначены для применения у здо­ровых людей (например, препараты для иммунизации против гриппа). Суще­ствуют возражения против широкого вовлечения здоровых добровольцев в клинические испытания. Во-первых, люди, не имеющие медицинского обра­зования и не способные оценить все возможные последствия медицинского эксперимента, не могут считаться сознательными добровольцами в полном смысле слова. Во-вторых, исследования на здоровых людях часто не дают цен­ных практических или научных результатов. Следовательно, данные, получен­ные у здоровых добровольцев, оказываются непригодными для прогнозирова­ния действия ЛС на организм больного. Кроме того, определенные препараты (например, психотропные средства) по-разному действуют на организм боль­ных и здоровых.

В настоящее время обсуждается вопрос об этичности исследований тера­тогенного действия ЛС на здоровых беременных-добровольцах, планирующих прерывание беременности. Этот подход значительно ускорил бы накопление информации о тератогенности и фетотоксическом действии препаратов у че­ловека, сведения о которых пока получают только эмпирическим путем. Од­нако участие в таком исследовании делает невозможным для женщины пере­менить свое решение о прерывании беременности и с этической точки зрения, по-видимому, недопустимо.

Серьезно обсуждается этичность использования плацебо при проведении клинических испытаний. Использование плацебо недопустимо у пациентов с тяжелыми заболеваниями, когда отсрочка в лечении может принести больно­му непоправимый вред (например, онкологические больные, больные колла-генозами и т.п.). В таком случае вместо плацебо в качестве контроля применя­ют другой активный препарат, стандартный для лечения данной патологии на современном этапе.

В России 22.06.98 был принят Федеральный закон № 86-ФЗ «О лекар­ственных средствах», в котором среди прочих статей законодательно были зак­реплены правовые и этические нормы при проведении клинических исследо­ваний ЛС, разработанные с учетом указанных выше международных документов. Статья 40 этого закона, называемая «Права пациентов, участвующих в клини­ческих исследованиях лекарственных средств», гласит:

1. Участие пациентов в клинических исследованиях лекарственных средств является добровольным.

2. Пациент дает письменное согласие на участие в клинических исследова­ниях лекарственного средства.


3. Пациент должен быть информирован:

• о лекарственном средстве и сущности клинических исследований ука­занного лекарственного средства;

• об ожидаемой эффективности, о безопасности лекарственного сред­ства, степени риска для пациента;

• о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния ле­карственного средства на состояние его здоровья;

• об условиях страхования здоровья пациента.

 

4. Пациент имеет право отказаться от участия в клинических исследовани­ях лекарственного средства на любой стадии проведения указанных исследо­ваний.

5. Не допускаются клинические исследования лекарственных средств на несовершеннолетних, за исключением тех случаев, когда исследуемое лекар­ственное средство предназначается исключительно для лечения детских бо­лезней или когда целью клинических исследований является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного средства для лечения несовершенно­летних. В последнем случае клиническим исследованиям лекарственного сред­ства на несовершеннолетних должны предшествовать клинические исследова­ния его на совершеннолетних.

6. При проведении клинических исследований лекарственных средств на несовершеннолетних необходимо письменное согласие их родителей.

7. Запрещается проведение клинических исследований лекарственных средств на:

 

• несовершеннолетних, не имеющих родителей;

• беременных женщинах, за исключением случаев, если проводятся кли­нические исследования лекарственных средств, предназначенных для бере­менных женщин, когда необходимая информация может быть получена толь­ко при клинических исследованиях лекарственных средств на беременных женщинах и когда полностью исключен риск нанесения вреда беременной женщине и плоду;

• военнослужащих;

• лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также на лицах, находящихся под стражей в следственных изоляторах.

 

8. Допускаются клинические исследования лекарственных средств, пред­назначенных для лечения психических заболеваний, на лицах с психическими заболеваниями и признанных недееспособными в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Клинические исследования лекарственных средств в этом случае проводятся при наличии письменного согласия закон­ных представителей указанных лиц.

9. Договор страхования здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного средства, заключается между организацией — разработчиком лекарственного средства и медицинской страховой организа­цией.

В октябре 1998 г. в Санкт-Петербурге впервые был проведен международ­ный семинар «Значение и принципы работы этических комитетов», резолю­ция которого послужила основой для развития этических комитетов в России.


В связи со значимостью этой резолюции мы приводим ее основные положе­ния.

"Имеются некоторые различия в понимании задач и функций этических комитетов в странах Центральной и Северной Европы, с одной стороны, и в странах Балтии и России — с другой:

—в общепринятом европейском понимании этические комитеты (ethics committees) - это независимые общественные объединения, которые занима­ются исключительно вопросами этики клинических исследований с участием человека в качестве субъекта. Другими этическими проблемами (отношения врача и пациента, врачебная этика, экспертиза законодательных актов и т.д.) занимаются другие общественные объединения, которые также могут иметь в своем названии слово «этика»;

—в Латвии, Литве, России, Эстонии этические комитеты не ограничива­ются рассмотрением вопросов только этики клинических исследований, а за­нимаются также вопросами врачебной этики, биоэтики и пр., однако экспер­тиза этических вопросов клинических испытаний занимает в этих странах особое место. Таким образом, если в понимании задач и функций этических комите­тов в разных странах и имеются некоторые различия, то они являются не принципиальными, а функциональными.

В работе этических комитетов, занимающихся этическими вопросами кли­нических исследований, следует стремиться к соблюдению следующих прин­ципов:

—единый методологический подход на основе рекомендаций GCP (Good Clinical Practice — Качественная Клиническая Практика);

—стремление к независимости решений в целях содействия соблюдению прав субъектов исследований;

—особое внимание необходимо уделять информированному согласию па­циента;

—содействие образовательным программам для членов этических комите­тов, для врачей-исследователей, пациентов;

—включение в сферу деятельности этических комитетов всех исследова­ний (не только лекарственных средств, но и биологически активных веществ, технологий, материалов и изделий медицинского назначения) с участием че­ловека в качестве объекта исследования;

—поддержание этического пространства с помощью специальных меди­цинских изданий, в частности, которые публиковали бы только результаты исследований, прошедших этическую экспертизу этических комитетов;

—целесообразность дальнейшей проработки условий применения плацебо в сравнительных исследованиях".

К сожалению, в данной резолюции не отражен очень серьезный вопрос об этической экспертизе научно-исследовательских проектов с участием челове­ка в качестве объекта исследования. Частично это положение было исправле­но в 2002 г. Экспертный совет по медицине ВАК Минобразования России (Бюллетень ВАК № 3, май 2002) утвердил положение «О порядке проведения биомедицинских исследований у человека», где обращает внимание руково­дителей диссертационных советов на то, что научно-исследовательские кли­нические работы с привлечением человека в качестве объекта исследований


Этические аспекты клинической фармакологии ♦ 51

должны организовываться и проводиться в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом «О лекарственных средствах» и приказами Минздрава России. Кроме того, при проведении подобных исследований необходимы получение письменного согласия у лиц, участвующих в биомедицинских ис­следованиях, либо у их законных представителей, а также одобрение проводи­мого исследования локальным этическим комитетом.

Процесс формирования этических комитетов в России начался в 90-е годы. Первым в 1993 г. был утвержден Национальный комитет по биоэтике Россий­ской академии наук, затем — комитет по биоэтике при президиуме РАМН. В 1996 г. Российская медицинская ассоциация создала Национальный этичес­кий комитет, в составе которого с 1998 г. начала работать специальная комис­сия по этике клинических испытаний.

После принятия закона Российской Федерации «О лекарственных сред­ствах» в 1998 г. в соответствии с его 37-й статьей был создан Комитет по этике при федеральном органе контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, который начал работу в 2000 г.

Основной задачей Комитета по этике является качественное проведение этической экспертизы планируемых клинических исследований.

Комитет по этике руководствуется основными международными принци­пами проведения клинических исследований, а также действующим законо­дательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 2587 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)