Перфоративные гастродуодеиальиые язвы
Частота заболевания
Тяжелое, угрожающее жизни осложнение - перфорация — продолжает занимать ведущие позиции в структуре летальности при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Количество операций на протяжении последних десятилетий держится на уровне 7,5-13,0 на 100 000 человек, а летальность, снизившаяся к 50-м годам прошлого века, уже многие годы составляет от 5 до 17,9%. Современная статистика последнего десятилетия подчеркивает рост этого грозного осложнения. Подобную картину отражает и наш (ГКБ №31 Москвы) анализ за последние 12 лет при сравнении количества оперированных за 1990-1995 и 1996-2001 гг., что соответственно составило 290 и 419 вмешательств (рост в 1,4 раза), при этом перфорации язв стали встречаться гораздо чаще, чем стеноз, приближаясь к частоте появления кровотечений. Как правило, осложнение возникает в молодом и зрелом возрасте. В нашем исследовании средний возраст больных составил 44,1 ± 8,2 года. У мужчин оно встречается в 7 раз чаще, чем у женщин.
Классификация (B.C. Савельев и соавт., 1976 г.):
Этиология: язвенные и гормональные.
По локализации:
А - язва желудка: малой кривизны, передней стенки, задней стенки.
Б - язва двенадцатиперстной кишки: передней стенки, задней стенки.
По течению:
А - прободение в свободную брюшную полость.
Б - прободение прикрытое.
В — прободение атипичное.
Патофизиологические нарушения в
Организме
Перитонит присутствует при перфорации, являясь одним из факторов, влияющих как на указанные нарушения, так и на тактику хирургического лечения. Следует отметить "особенности" перито-
абдоминальная хирургия
нита при перфорации. Как правило, до суток от момента перфорации в брюшной полости имеется прозрачный или мутный экссудат с нитями и хлопьями фибрина, париетальная и висцеральная брюшина ярко гиперемирована. Паралитическая кишечная непроходимость в большинстве случаев отсутствует. Степень бактериальной контаминации при этом не превышает 10^-10^ микробных тел в 1 мл экссудата. Микробный пейзаж в большинстве случаев представлен грамположительны-ми кокками, лактобациллами, грибами рода Candida. Следует отметить, что в 30% случаев в эти сроки бактериальное обсеменение отсутствует. Вышеизложенное позволяет выбрать радикальный способ оперативного вмешательства.
В более поздние сроки от момента перфорации в брюшной полости появляются гноевидный экссудат, фиксированные наложения фибрина, паралитическая кишечная непроходимость с увеличением бактериальной контаминации. Тем самым в этот период следует избрать минимально травматичный способ вмешательства, запланировав один из видов санации брюшной полости. Краткий исторический очерк Первыми была сформулирована концепция консервативной тактики ведения такого рода больных Wangestin (1935), Bedford-Turner (1945) и Taylor (1945), которые использовали постоянную назогаст-ральную аспирацию. Сегодня очевидно, что этот метод несовершенен и поэтому применяется вынужденно - при атональном состоянии больного либо при отсутствии возможности проведения хирургической операции.
Пионерами хирургического лечения являются Mikulich-Radecki (1892) и Hausner (1892), ушившие перфоративную язву. По сегодняшний день ушивание является одним из наиболее часто используемых видов вмешательств, отличающихся простотой технического исполнения и малой травматичностью. Особенно привлекательно выполнение такой операции в лапароскопическом варианте (Nathanson и со-авт., 1990). В нашей клинике мы применяем лапароскопическое ушивание перфоративной язвы с санацией брюшной полости с 1996 г. (Панцырев Ю.М., Михалев А.И., Федоров ЕД, Натрошвили И.Г., 2000).
Резекцию желудка при перфоративной язве первым выполнил английский хирург Keetley в 1902 г., что по сути явилось открытием радикальных способов лечения. Наиболее яркими пропагандистами применения резекции желудка были С.С.Юдин в России (1929) и Odelberg (1927) в Швеции. Но, избавляя больных от дальнейшего страдания язвенной болезнью, резекция желудка приводила к появлению целого ряда послеоперационных расстройств, что заставило разрабатывать новые органощадящие, патофизиологически обоснованные операции. Таковыми явились операции с ваготомией, сочетающиеся с дренирующими желудок вмешательствами или ант-румэктомией. Мировой коллективный опыт с начала 60-х годов прошлого столетия показывает, что за последние 40 лет операция стволовой ваготомии с пи-лоропластикой приводит к отличным непосредственным результатам (послеоперационная летальность 0-1%) при низких цифрах рецидива язвенной болезни и незначительном числе послеоперационных функциональных расстройств. Наша клиника явилась пионером в стране (1969) по применению
данного варианта операции при перфоративной язве, а уже к 1979 г. наш опыт органосохраняющих операций с ваготомией при прободных гастродуоде-нальных язвах составил 220 операций, произведенных по однотипным показаниям и с соблюдением детально отработанной техники. Появление мало-инвазивных технологий не могло не отразиться и на проведении вышеизложенных вмешательств при перфоративной язве, хотя на сегодняшний день число их невелико.
Учитывая патофизиологические особенности желудочной язвы, радикальной операцией, здесь остается антрумэктомия с ваготомией или резекция в пределах гемигастрэктомии. Диагностика
Симптоматика - перфорация язвы развивается остро, хотя у 20 % больных удается выявить продромальный период - за 3 - 4 дня усиление болей, появление тошноты, рвоты. Перфорация сопровождается классической триадой признаков: кинжальная боль (95%), доскообразное напряжение мышц живота (92%), предшествующий язвенный анамнез (80%).
Данные физикального обследования: рез-чайшая перкуторная и пальпаторная болезненность живота; напряжение мышц сначала в верхних отделах, а затем и по всему животу. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга. Исчезает или значительно уменьшается печеночная тупость. Появление притупления в правом боковом канале и правой подвздошной ямке (симптом Кер-вена). Зачастую отмечается положительный фре-никус-симптом.
В течении заболевания различают три фазы: шока, мнимого улучшения и перитонита. Описанная картина характерна для фазы шока (через 5-6 ч от перфорации). Затем картина шока как бы стирается, наступает мнимое благополучие. Напряжение мышц брюшной стенки уменьшается, при пальпации отмечается умеренная болезненность, выявляются положительные симптомы раздражения брюшины. Перистальтика ослаблена, печеночная тупость отсутствует. При ректальном исследовании можно обнаружить нависание передней стенки прямой кишки и ее болезненность. Затем через 6—12 ч от перфорации состояние больных прогрессивно ухудшается, падает пульсовое давление, возникает вздутие живота, перистальтика отсутствует. Развивается клиническая картина перитонита.
Диагностические методы Обзорная рентгенография брюшной полости при перфорации полого органа позволяет выявить свободный газ под куполом диафрагмы в 76% случаев. В сомнительных случаях следует прибегать к пневмогастрографии, повышающей достоверность метода до 95%.
Эзофагогастродуоденоскопия позволяет уточнить диагноз, дать точную локализацию язвы и ее размеров, обнаружить сочетанные осложнения (стеноз, наличие сочетанной формы язвенной болезни, второй язвы с кровотечением или угрозой его развития). На нашем материале количество больных с сочетанными осложнениями встретилось в 28,4% (стеноз у 22,4%, язвенное кровотечение у 3% и сочетание стеноза и кровотечения - у). Кроме того, возможно получение материала
абдоминальная хирургия
для морфологической верификации Нр-инфек-ции. Считаем проведение ЭГДС необходимым при планировании малоинвазивного вмешательства.
Лапароскопия помогает уточнить диагноз и выбрать адекватный план лечения при неясной клинической картине, а в ряде случаев позволяет убедиться в возможности проведения того или иного вида операции. Это особенно касается больных с так называемой прикрытой перфорацией язвы.
Лабораторное исследование крови позволяет констатировать быстро нарастающий лейкоцитоз со сдвигом формулы крови влево. В анализах мочи при перитоните отмечается появление форменных элементов, белка и цилиндров.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 483 | Нарушение авторских прав
|