АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ТРИХИНЕЛЛЕЗ
(Синонимы: трихиноз; trichinellosis, trichiniasis —англ., Trichinose —нем.).
Трихинеллез (Trichinellosis) – зоонозный биогельминтоз, вызываемый личинками трихинелл и характеризующийся острым течением, лихорадкой, выраженными аллергическими проявлениями и поражением поперечно-полосатой мускулатуры.
Этиология. Основным возбудителем трихинеллез человека служит Trichinella spiralis (Owen, 1835), относящаяся к отряду Trichocephalida Spassky, 1953, семейству Trichinellidae Ward, 1907. Реже человек заражается T. nativa и T. nelsoni, которые циркулируют в основном в природных очагах трихинеллеза среди диких животных..
Длина самки Trichinella spiralis 2,2-4,4мм, самцов - 1–2 мм; диаметр гельминтов менее 0,5 мм, их цилиндрическое тело покрыто прозрачной кутикулой, которая имеет кольчатую структуру.
Цикл развития трихинелл совершается в одном и том же организме, который играет для них роль сначала окончательного, а затем промежуточного хозяина.
В половозрелой стадии трихинеллы обитают в тонком и начальном отделе толстого кишечника у обширного круга млекопитающих животных и у человека. Они располагаются между ворсинками слизистой оболочки, проникая в них своим передним концом. Питаются трихинеллы содержимым кишечника хозяина. В отличии от других нематод трихинеллы живородящи. Длительность кишечной стадии у человека составляет 6 – 8 недель. За это время самка трихинеллы откладывает от 200 до 2000 мелких, длиной 100 мкм живых личинок.
Через слизистую оболочку кишечника личинки проникают в лимфатическую, а затем и кровеносную систему и током крови разносятся по всему организму хозяина, но дальнейшее их развитие возможно лишь в поперечнополосатой скелетной мускулатуре. Трихинеллы чаще всего поражают наиболее активно работающие мышцы, обильно снабжаемые кровью, насыщенной кислородом: ножки диафрагмы, межреберные и мышцы брюшного пресса, язык, мышцы гортани и жевательные мышцы. На 5- 8 день после инвазии личинки начинают проникать через сарколемму в мышечные волокна. К 18 – 20 дню после отрождения личинки увеличиваются до 0,8 мм, начинают свертываться спиралью и становится инвазионными. Вокруг личинки образуется капсула, которая становится заметной с 21 – 30 дня после инвазии. Она имеет размеры 0,4×0,26 мм и по форме напоминает лимон. Образованием капсулы, содержащей инвазионную личинку, цикл развития паразита заканчивается.
С шестого месяца после инвазии начинается процесс обызвествления капсул, который заканчивается в среднем спустя два года после инвазии. В обызвествленных капсулах многие личинки погибают, но некоторые сохраняют жизнеспособность в течение 25 лет и более.
Если мясо с инвазионными личинками будет проглочено одним из многочисленных хозяев трихин (человек, свинья, крыса и др.), личинки освобождаются от капсул и, проходя линьку, в течение 1 – 1,5 суток превращаются во взрослых, половозрелых трихин, которые после копуляции уже через 3 суток начинают отрождать личинок.
Эпидемиология. Источник инвазии дикие и домашние животные. Основным путем заражения является недостаточно термически обработанное мясо домашних и диких животных, содержащее живые инкапсулированные личинки трихинелл. Личинки устойчивы к солению, копчению, замораживанию и погибают только при длительном нагревании при температуре выше 800 С.
Природные очаги трихинеллеза встречаются на всех широтах земного шара и на всех обитаемых континентах, кроме Австралии. Хозяевами трихинелл служат преимущественно хищные млекопитающие, а также ластоногие, грызуны, некоторые насекомоядные, домашние и дикие свиньи. Установлено существование двух типов очагов трихинеллеза: природных и синантропных. Природные очаги трихинеллеза первичны по своему происхождению. Среди домашних животных и синантропных грызунов возникают и поддерживаются синантропные очаги инвазии. Человек не участвует в циркуляции трихинелл, так как после заражения становится эпидемиологическим тупиком инвазии.
Наиболее стойкие синантропные очаги трихинеллеза известны в некоторых районах свиноводства в Краснодарском крае, Северной Осетии, Московской, Калининградской, Мурманской областях, Красноярском и Приморском краях. На сопредельной с Россией территориях такие очаги существуют в Белоруссии, Литве, в правобережных областях Украины. В этих очагах ежегодно отмечаются спорадические случаи трихинеллеза, а иногда и локальные, в основном семейные вспышки. Природные очаги, где заболеваемость людей чаще связана с употреблением мяса диких животных (медведей, кабанов) существуют на территориях Камчатской, Магаданской областях, в республике Саха-Якутия, в Хабаровском и Красноярском крае. На Северном Кавказе встречаются смешанные синантропно-природные очаги, где возбудитель активно циркулирует между домашними и дикими животными.
Патогенез. Продукты метаболизма личинок трихинелл обладают сенсибилизирующими и токсическими свойствами, что приводит к развитию катарально–геморрагического воспаления в стенке кишечника и общим аллергическим реакциям организма.
Продукты распада погибших личинок, метаболиты живых особей являются высокоиммуногенными, что обусловливает развитие выраженных аллергических иммунопатологических реакций, приводящих к значительным нарушениям функций органов и систем.
При массивной инвазии могут наблюдаться миокардит, миокардиодистрофия, васкулиты, менингоэнцефалит, пневмония.
Симптомы и течение. Выделяют атипичные (бессимптомная и абортивная) и типичные формы заболевания. В зависимости от выраженности клинических проявлений типичные формы могут протекать как легкие, среднетяжелые и тяжелые.
Инкубационный период при трихинеллезе чаще продолжается от 10 до 25 дней (минимально – 5–8 дней, максимально – 6 недель). Как правило, длительная инкубация наблюдается при легких формах трихинеллеза, при тяжелых формах сроки инкубации сокращаются.
У части больных на первой неделе заболевания появляются клинические симптомы, связанные с пребыванием паразитов в кишечнике. Наблюдаются тошнота, рвота, боли в животе, жидкий необильный стул до 3–5 раз в сутки без патологических примесей.
На второй неделе появляются и нарастают наиболее характерные проявления трихинеллеза, связанные с лимфогематогенной диссеминацией личинок. Ведущими симптомами в этот период являются лихорадка, боли в мышцах, отеки (периорбитальные, лица), стойкая головная боль, экзантема.
Лихорадка ремиттирующего, послабляющего или неправильного типа сохраняется от нескольких дней до нескольких недель, затем она сменяется длительным субфебрилитетом и сопровождается выраженной интоксикацией, головной болью, гиподинамией.
Мышечные боли наблюдаются у подавляющего числа больных. Сначала появляются боли в мышцах нижних конечностей, затем в других группах мышц - ягодичных, мышцах спины, живота, рук, шеи, жевательных, языка, глотки, глазных. При тяжелом течении трихинеллеза боли могут принимать генерализованный характер, развиваются миастения, контрактуры.
Параорбитальные отеки в сочетании с конъюнктивитом являются одним из постоянных признаков трихинеллеза, кроме того, у некоторых больных развивается выраженный отек лица, шеи, туловища, конечностей («одутловатка»). При легком и среднетяжелом течении болезни отеки появляются быстро и сохраняются 1–3 недели. При тяжелом трихинеллезе отеки развиваются медленнее, но сохраняются дольше и могут рецидивировать.
Экзантема чаще макуло–папулезная, в более тяжелых случаях, носит геморрагический характер, наблюдаются субконъюнктивальные и подногтевые кровоизлияния.
Для легкой формы трихинеллеза характерна непродолжительная лихорадка, слабовыраженные мышечные боли, отек век.
При среднетяжелой форме заболевания фебрильная лихорадка сохраняется до 2 недель, отмечаются умеренные боли в мышцах, отек лица, экзантема.
При тяжелой форме трихинеллеза инкубационный период сокращается до 7–12 дней, выражена интоксикация, длительно сохраняется высокая лихорадка, наблюдаются распространенные отеки, генерализованные мышечные боли, геморрагические высыпания на коже, часто развиваются осложнения.
При бессимптомной форме трихинеллеза клинические проявления отсутствуют, при абортивной форме они слабо выражены и быстро купируются.
Одним из специфических симптомов трихинеллеза является эозинофилия крови. Как правило отмечается прямая зависимость между числом эозинофилов и выраженностью других клинических проявлений. Клинически выраженное течение болезни сопровождается повышением эозинофилов в крови до 50–60% (максимально – до 90%) и лейкоцитозом до 20х109/л. Крайне тяжелые формы заболевания протекают с гипоэозинофилией, а в терминальном периоде с анэозинофилией. Эозинофилия до 10–15% может сохраняться более 3 месяцев после выздоровления. Максимальных цифр она достигает при легком течении на 4–й неделе болезни, при среднетяжелом и тяжелом – на 3–й неделе. При биохимическом исследовании крови определяется диспротеинемия (гипоальбуминемия и гипергаммаглобулинемия на фоне общей гипопротеинемии).
Осложнения. При интенсивной инвазии трихинеллез может осложняться органными и системными поражениями. Чаще развиваются миокардит и пневмония, реже менингоэнцефалит, абдоминальный синдром, а также поражения печени, почек, флебиты, тромбозы крупных сосудов. Осложнения развиваются на 3–4-й, реже 5–й неделях заболевания. При трихинеллезном миокардите может возникнуть острая сердечно-сосудистая недостаточность. Для пневмонии характерны диффузное усиление сосудистого рисунка, часто поражение плевры.
Абдоминальный синдром, встречающийся обычно при интенсивном заражении, возникает на 3–4–й неделях болезни и сопровождается кожными высыпаниями. Он характеризуется сильными приступообразными болями. Этот синдром не связан с паразитированием трихинелл в кишечнике, а зависит от сосудистых поражений. Параличи и парезы при трихинеллезе также связаны с неспецифическими васкулитами и диффузноочаговым гранулематозом в головном и спинном мозге, реже с тромбозами крупных сосудов.
Диагноз и дифференциальный диагноз. Диагноз трихинеллеза устанавливается на основании типичной клинической картины, эпидемиологических предпосылок и исследования мяса на личинки трихинелл, которое могло служить причиной заражения. Серологические реакции становятся положительными лишь на 3–4–й неделе инвазии, и используются, в основном, для ретроспективной диагностики. В редких случаях прибегают к биопсии трапециевидной, дельтовидной или икроножной мышц (не ранее 9–10-го дня болезни). В кале половозрелые трихинеллы не обнаруживаются. В венозной крови также практически нельзя обнаружить мигрирующих личинок ввиду кратковременного их пребывания в сосудистом русле.
Трихинеллез необходимо дифференцировать с острыми кишечными инфекциями, брюшным или сыпным тифом, гриппом и ОРЗ, отеком Квинке, пневмонией, токсической дифтерией зева, лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом и др. Для серологической верификации трихинеллеза в настоящее время наиболее широко используется метод ИФА. Сохраняют свое диагностическое значение реакция связывания комплемента, реакция кольцепреципитации и реакция преципитации, которые проводятся с парными сыворотками крови больного.
Лечение. Лечение больных трихинеллезом необходимо проводить в стационаре. В остром периоде заболевания необходим постельный режим. Назначается полноценная диета, обогащенная витаминами. Этиотропная терапия показана всем больным трихинеллезом. Наиболее эффективно применение антигельминтных препаратов в инкубационном периоде (профилактика развития клинических проявлений) и во время пребывания в кишечнике половозрелых гельминтов. После инкапсуляции трихинелл эффективность этиотропной терапии существенно снижается, а решение о ее назначении принимается индивидуально, с учетом выраженности клинических проявлений и вероятности рецидива заболевания.
В качестве этиотропных препаратов используют мебендазол или албендазол. Мебендазол назначают в дозе 0,1 г каждые 8 ч в течение 7-14 дней; албендазол - в дозе 10 мг/кг/сут в 3 приема в течение 7-14 дней.
Для купирования аллергического компонента заболевания применяют антигистаминные, неспецифические противовоспалительные препараты, ингибиторы простагландинов. При выраженной интоксикации проводится инфузионно–дезинтоксикационная терапия глюкозо–солевыми растворами, при развитии гипопротеинемии показано парентеральное введение раствора альбумина, плазмы.
Проведение глюкокортикоидной терапии приводит к нарушению процесса инкапсуляции личинок трихинелл в мышцах, что проявляется формированием затяжного и рецидивирующего течения трихинеллеза. Безусловным показанием к назначению глюкокортикоидов является крайне тяжелое течение инвазии с развитием угрожающих для жизни синдромов (инфекционно-токсический шок, энцефалопатия и т.п.), а также возникновение миокардита. Преднизолон при миокардите назначают в дозе 20–60 мг в сутки до купирования основных патологических клинико-лабораторных признаков (глухость сердечных тонов, тахикардия, аритмия, расширение границ сердца, гиперферментемия — КФК, ЛДГ1-5, АсАТ).
Прогноз при легких и среднетяжелях формах благоприятный. При тяжелых формах с осложнениями – может быть серьезным.
Диспансерное наблюдение за переболевшими продолжается 2 года. Осмотр терапевта, клинический анализ крови, ЭКГ проводятся через 2 недели, 2 мес и 6 мес после выписки из стационара, а затем 1 раз в полгода. По показаниям назначают консультации специалистов (невропатолога, кардиолога, ортопеда) и реабилитационные мероприятия (массаж, ЛФК, ФТЛ, бальнеотерапия).
Профилактика и мероприятия в очаге. Борьба с трихинеллезом осуществляется по двум основным направлениям: усиление ветеринарно–санитарного надзора и широкая санитарно–просветительная работа.
В отношении природных очагов трихинеллеза важной профилактической мерой служит закапывание охотниками тушек хищных животных после снятия шкурок, ветеринарный контроль и тщательная термическая обработка медвежатины и кабанятины используемых в пищу; предотвращение скармливания домашним животным мяса диких млекопитающих.
Основой общественной профилактики трихинеллеза служит микроскопическое исследование свинины. Трихинеллоскопия проводится на мясокомбинатах, скотобойных пунктах, мясомолочных и пищевых контрольных станциях. Для пробы при исследовании свиных туш на трихинеллез используют, как правило, ножки диафрагмы. При обнаружении в 24 мышечных срезах диафрагмы (или других мышц) личинок трихинелл мясо уничтожают или направляют в техническую утилизацию.
Санитарно–просветительная работа имеет целью распространение среди населения сведений о трихинеллезе, путях его распространения и профилактики.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1291 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
|