АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Измененные состояния сознания в танце

Прочитайте:
  1. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  2. II. Острая спутанность сознания в сочетании с недостаточной психомоторной активностью
  3. II. Острые нарушения памяти и сознания, обусловленные алкоголем и лекарственными средствами
  4. II. Продолжительные качественные нарушения сознания
  5. II. Экстренные и неотложные состояния у психически больных
  6. III. Описание физического, неврологического и психического состояния
  7. IV. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
  8. SF-36v2 Опросник состояния здоровья.
  9. VI. Другие состояния, сходные с пищевой аллергией
  10. VI. Оказание первой помощи при других неотложных состояниях.

Множество измененных состояний сознания (ИСС) может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. С одной стороны,Хотя это всего лишь это метафоры, но они достаточно точно отражают внутренний, субъективный опыт. Опыт суженных ИСС говорит от том, что чаще они связаны с жесткими техниками и техниками концентрации. Расширенные состояния сознания сознания (РСС) подразумевают «расширение поля внимания», мягкую динамику процессов и потенциальную возможность контроля над «выходом» из ИСС (В. Козлов, 2001). Танцевальные техники обращаются к обоим классам состояний.

В танцевальных практиках примером суженных ИСС являются трансовые танцы. Механизм их возникновения — длительная монотония: движений, ритма музыки и дыхания. Могут датьСуществует опыт «отпускания тела», но он имеют имеет смысл только в контексте работы с концептуальными моделями и вербальными техниками осознавания (по принципу маятника или контраста). Вне включения в больший контекст они эти техники будут только разновидностью психоэмоциональной разрядки, облегчающей сиюминутное состояние, но не приводящие приводящей к трансформационным изменениям.

В техниках импровизации РСС ИСС возникает за счет расширения поля внимания,: которое необходимо, чтобы одновременно удерживать внимание на телесных импульсах, чувствах и образах, на действиях и реакциях партнеров, внимании зрителей, пространстве сцены как целом, развитии перформанса во времени… и при этом действовать (и иногда быть неподвижным). Можно назвать это разновидностью uptime-транса. При этом часто изменяется восприятие времени. Чаще всего оно время «расширяется», но иногда появляется двойное изменение времени: оно и длительно, протяжеенно и вместе с тем — мгновенно, моментально, «пролетает незаметно».

Это расширение «разбирает» привычную систему фиксации внимания, и — либо привычные стереотипы оказываются сильнее, и система фиксируется жестче, либо — система «body/mind/spirit» переходит в другой режим функционирования, тонкого динамического балансирования на грани дезадаптации/адаптации, создавая предпосылки для «пробоя» бессознательного, моментально утилизируемого в художественных целях.

В техниках Аутентичного Движения одним из основных механизмов возникновения ИСС является регрессия к превербальным стадиям развития. Джоан Д. Чодороу пишет, что «танец и движение являются наиболее прямым способом возврата к самым ранним переживаниям. " «Движущийся"» часто начинает танец лежа на полу или близко к полу. Уделяя все внимание миру телесных ощущений, — "«движущийся"» воссоздает ситуацию, во многом напоминающую "сенсомоторный поток переживаний младенца». Соответственно могут появляться и сильные эмоциональные переживания, связанные с опытом раннего детства — радость игры и узнавания собственного тела, невыносимое одиночество и высокая значимость телесного контакта (особенно с «наблюдателем», олицетворяющим ранний объект). Некоторые переживания можно интерпретировать и как перинатальный опыт (опыт рождения, Базовые Перинатальные Матрицы по С.Грофу).

Свободный поток импульсов, ассоциации и фантазий, воплощаемых телом, полностью поглощает внимание, и по логике развития близок к прихотливой динамике сна — любые темы, мотивы и образы могут трансформироваться, менять значение и смысл, сменять друг друга без видимой связи. Само это смешение различных областей опыта выводит нас за пределы обыденной логики событий. И все, что нужно для этого, — честность и внимательность к телесным импульсам.

Достаточно часто возникает идентификация с нечеловеческими формами жизни — животными, насекомыми и т. п. Эти переживания обладают также вполне человеческим смыслом, по классификации Д. Чодороу они относятся к «примитивному» (primordial) бессознательному.

Во время процесса Аутентичного ДвиженияАД также могут появиться особенно значимые эмоциональные образы, с позиции аналитической психологии, трактуемые как архетипы.

Во внутреннем плане они характеризуются:

а1) изменениями образа тела (его пропорций, возраста, человечности его формы);

б2) соединением образной и, иногда, сюжетной истории с повышенным ощущением значимости происходящего. Для наблюдателя эти изменения в качестве движения партнера также оказываются заметны и значимы.

Дополнительным «обеспечением» ИСС в Аутентичном Движении является ритуальная структура сессии: «магический круг», роли «“mover/witness”», задающие границу состояний, и т. д.

Особую роль для возникновения ИСС в танцевальных практиках играют экстатические переживания. Слово «"экстаз"» — греческого происхождения: ek-stasis в подстрочном переводе буквально означает «"из равновесия"», или «"из состояния"», или «"смещение"»; в разговорной речи оно обычно употребляется в значении «"крайней степени возбуждения"» или «"восторга"».

Греческое «экстаз», как отмечает М. Хайдеггер, родственно латинскому ek-sisteo — «“вы-ступаю”» (экзистенция). В философско-культурологическом контексте есть смысл переводить слово «"экстаз"» как «"выход-из-себя"». В танце движется, «выходит-из-себя» весь человек — его тело, чувства, память, воображение.

Таким образом, либо через монотонию трансовых танцев, либо через деконструкцию стереотипов и отпускание тела в импровизации, мы можем обратиться к этому древнейшему экстазу движения. Более ста лет назад Д. Овсянико-Куликовский в работе «"Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности"», приходит к выводу, что экстаз — естественное состояние человека. И если человек — не патология природы, но ее естественная часть, а человек экстатичен, то, следовательно, природа в какой-то своей части, в какой-то мере всегда экстатична. То есть экстаз есть состояние реальности, включенность или, говоря словами Платона, причастность к реальности. Более того, согласно Овсянико-Куликовскому, «"оскудение стихии экстаза нормального, вытекающего из самой сущности психического взаимодействия, вызывает страдание, недовольство, неудовлетворенность, скуку…». Человек, лишенный возможности быть причастным к экстатической практике, начинает деградировать. И, напротив, человек, причастный к экстазам, движется к творчеству, к творческому вдохновению.

Наряду с общепринятым понятием экстатичных танцев, существуют ин-статические танцы — углубленная медитация на движении, самопорождающий поток тела на грани появления/исчезновения, подвижное сосредоточение.

Таким образом, в танце используются следующие способы достижения ИСС:

· Ддлительная монотония;

· Ррасширение (сужение) поля внимания;

· Регрессиярегрессия;

· Ссильные эмоциональные (экстатические) переживания.

Целью использования ИСС в танце является нахождение и освоение ресурсных (потоковых) состояний сознания.

Еще раз напомним, что эти механизмы задействованы не только в ИТДТ. Они работают в любой танцевальной практике, но их значение меняется в зависимости от целей и контекста этой конкретной практики. Так, при обучении определенному репертуару или при постановке конкретной хореографии, аспект отреагирования будет только мешать поставленным целям (что часто и происходит в непрофессиональной и полупрофессиональной среде).

В клинической и психодинамической ТДТ отрицается или игнорируется значение и роль ИСС, хотя некоторые из пионеров танцтерапии прямо указывали на значимость «трансовых состояний сознания» в процессе исцеления (например, Ф. Боаз Ф.).

 


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 746 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)