Хореографы, течения, страны, время.
| Нововведения в области тела, техники, движения
.
| Нововведения в области спектаклей-представлений, пространства, связи с другими направлениями искусства.
| Кто, какие страны явились приемниками и последователями.
|
Предшественники и теоретики движения
|
Франсуа Дельсарт
Франция, Кконец 19XIX века.
|
Связь между жестом, эмоциями, чувствами:
Разработка кода жестов во взаимосвязи с эмоциями, отличного от ранее принятого в традициях классического танца;
|
Придание первостепенного значения роли жестов в общении; Влияние влияние (через своих учеников) на будущих пионеров американского модерна.
|
Франция;
США: косвенное влияние на Рут Сант Сен-Денис, Теда Шоуна, Айседору Дункан и др.
|
Жак-Эмиль Далькроз
Швейцария, Германия, c 1920 по 1950 годг.
|
Ритмическая гимнастика
Связь движения и ритма;
Несколько основных принципов: - 1. Суть закрепощенного тела состоит в ритмическом закрепощении.; 2.- Для естественного движения характерно состояние расслабленности, не напряжения;. -3. Дыхание играет ключевую роль в достижении расслабления и качестве основного ритмического движения.
|
Связь музыки/движения; определение телесной музыкальности;
Обучение будущих пионеров модерна Германии.
|
Германия: Лабан, Вигман…
Франция: Ниежинский, Мари Рамберт…
|
Рудольф Лабан
Германия, Великобритания, c 1920 по 1960 ггод.
| Движение — как источник жизни, и
инструмент для выражения
социального положения
Первая аналитическая и понятийная система движения, рассматриваемая в различных аспектах: вес тела, пространство, время, поток.
|
Танец — как необходимый опыт общения, образовывающий индивидуумов и группы для улучшения жизни всего общества.
|
Германия: Вигман, Йоосс и большинство танцоров модерна периода между двумя войнами;
Англия; создание школы;
США; важное большое значение системы понятий в движении.
|
Пионеры Модерна
|
Луи Фуллер
США, Франция, к.онец 19XIX -– начало.20XX вв.
| Театрализованное
движение:
· Движение, скорее как способ, нежели цель;.
· Преображение, маскировка тела (использование аксессуаров: ткани, палочки и сложные эффекты электрического света);.
· Движение — форма визуализации пространства (формы и рисунки, созданные светом на тканях).
|
Исследование новых возможностей в создании сценических иллюзионов с помощью электрического света
|
Франция.
|
Айседора Дункан
США, Франция, Германия Россия / С.С.С.Р., с 1900 по 1930 гг.
|
Возвращение к природе,
естеству.
Свободный танец
Танец и движения, вдохновленные связью с природой, а не заботой об эстетических условностях;
Возвращение тела в естественную среду (контакт с природой) и получение вдохновения.
Учение о взаимосвязях движения и четырех элементов (воды, земли, огня, воздуха).
Определение свободы и чистоты тела.
|
Духовная функция танца.
Образовательная ценность.
Свобода женского тела.
Связь с философскими и артистическими направлениями в других областях (театр, музыка, литература) в большей степени, чем с миром танца.
|
Германия.
Россия
|
Рут Сен-Дени
США, с 1900 по 1930 гг.
| Танец, как выражение
духовности
Поиски основ для танца, вне классического балета: вдохновение Востоком.
Танцовщица, скорее жрица, чем легкая девушка.
«"Музыкальные визуализации"» — первые шаги модерна в направлении абстракции.
|
Свобода женского тела.
Духовная функция танца отражает его красочность и зрелищность..
|
США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…
|
Тед Шоун
США, с 1920 по 1950 гг.
| Танец, созданный для танцоров
Ммужчин.
Поиски тождественности мужских и женских жестов.
Создание техники и курса упражнений специально для мужчин.
Создание атлетического тела в противовес мнению о женоподобном теле танцора.
|
Учение на базе «"делсартизма"» и первое рационалистическое объяснение техники модерна.
Борьба за лучший социальный образ танцора.
|
США: Дорис Хэмфри, Мэри Вигман, Марта Грэм…
|
Поколение великих мастеров Модерна
|
Мэари Вигман
Германия, с 1920 по 1960г.
|
Танцевальная экспрессия
Танцор в контакте с силами, которые ему помогают.
Пространство наполнено «"невидимыми партнерами"», которые диктуют движения, и c их помощью сам танец превращается в «"солирующую танцовщицу"».
Движение оcуществляется через серию противоположностей: внутреннее/внешнее, земное притяжение/желание подняться, индивидуальность/группа.
Танец, как проявление всеобщих тем: чародейства, смерти, и т. д.
|
«"Танцы совместно"», что означает: развитие вначале формы соло, позволяющей затем создать другие привычные сценические формы.
Структурирование профессии танцора;
Cоциальная социальная и образовательная миссия хореографии.
|
Германия: все направления модерна 1920–30-х гг.одов, послевоенный период.
США: школы Ханя Хэлм, Алвин Николайс.
Франция: ученики Вигман стали пионерам французского модерна.
|
Курт Йосс
Германия, с 1920 по 1960 гг.
|
Эссенциализм
Включение элементов классической техники в образование танцора.
Танец, как способ выражения всех человеческих чувств.
Использование мимики, создание типовых персонажей, комичный взгляд на танец.
|
Политическая роль хореографии; изобличение политических и экономических реалий.
|
Германия: образование появление огромного количества танцоров и хореографов послевоенного поколения
|
Баухаус
Шлеммер, Кандинский..., Германия, с 1919 по 1933 гг.
|
Абстракция
Тело, как абстрактный объект.
Движение, как инструмент для проецирования в пространстве пластики форм.
|
Театральная сцена, как место эксперимента для пластических танцоров.
|
Германия, в основном для визуального искусства.
США: артисты Баухаус поступают в университеты; поощряется междисциплинарный подход; приглашение Кэйджа и Кэуннинхэма в «"Black Mountain College"».
|
Дорис Хэмфри
США, с 1930 по 1960 гг.
|
«"Движение — это арка, протянутая между двумя смертями"».
Игры с гравитацией: выбор между сопротивлением падению и его принятием. «"Падение и подвешенное состояние"» — как структурирующий элемент движения и динамики.
Переменчивость, текучесть, неуловимость, лиризм танца.
«"Индивидуальное движение"» — как часть, или этап мышления и понятие более объемное, чем «"хореография"».
Танцор — как индивидуум, но так же и элемент группы.
Движение одновременно рождается в теле каждого танцора и в переходах от одного к другому.
|
Разработка хореографического мышления — «"композиции"», отличного от прежнего взгляда на танец ((индивидуальное движение танцора).
Музыка, как источник для размышления, обучения и создания композиции. Но танец не должен быть зависим от музыки, он должен развиваться за счет своей собственной музыкальности, ритмичности.
|
США: Чарлз Вейдман, Жозе Хосе Лимон
|
Хосе Лимон
США, с 1940 по 1970 гг.
| Театральность танца и хореографии. Постановка типовых персонажей.
|
Танец — как обращение, получившее политическое либо религиозное вдохновение.
|
США: Дженнифер Мюллер, Луис Фалко
|
Марта Грэм
США, с 1930 по 1970 гг.
|
Танец и неосознаваемые экспрессии.
Противоположности в танце — расслабление/напряжение; особое внимание центру тяжести (тазовой области), как очагу пульсации и рождения желания.;
Рассмотрение женского тела и анализ законов его движения.;
Движение, как выражение всеобщих страстей.;
Сосредоточение на моментах и наивысших состояниях кризиса, отчаяния;.
Первоочередная роль соло: первенство танцовщиц в хореографии.
|
Символичность пространства: объекты в нем — как отражение воображения, страхов, образов внутреннего мира постановщика танца.
|
США и весь мир: М. Кэннинхэм, Э. Хоукинс, П. Тэйлор, и др., прошли через обучение в ее труппе; создание школ во многих странах; создание труппы.
|
Альвин Николайс
США, с 1950 по 1980 гг.
| Абстракции. Децентрализация корпуса.
Пересмотр принципа уникальности центра тяжести тела, и принятие, т.о. таким образом, новой иерархии: отказ от антропоцентризма. Все точки в теле могут быть «"мотором"» движения;
Человек, как элемент среди других элементов вселенной, находящихся в движении.;
Тело изменчиво: аксессуары, ткани, палочки удлинняют и изменяют форму человеческого тела до превращения его в абстракцию.;
Импровизация и композиция — как часть техники, влюченная в образование танцора.
Ученик ответственен за исследование собственного тела.
|
Рассмотрение связей между телом и пространством.
Движение, как аспект постановки спектакля наряду с его аксессуарами, проекциями света, элементами сценографии.
Возвращение к сценическому иллюзиону.
|
США: Мюррей Луис.
Франция: «"С.N.D.C"». К. Карлсон, С. Буирж…
|
Алвин Эйли
США, с 1950 по 1980 гг.
|
Афро-американский модерн
Приобщение афро-американской культуры к модерну;
Отражение африканской культуры в танце модерн.
|
Сценические постановки народов африканской культуры вне их гетто, и приобщение их, т. о., к мировому опыту танца модерн;
Использование музыкальных ритмов, напевов, характерных для этой культуры («"спиричуэлс"»).
|
США: на все африканские танцы.
|
Прорыв Кэннинхэма
|
Мерс Кэннинхэм
США, с 1950 по 1990 гг.
|
Абстракции. Роль непреднамеренностей (случайностей)
«"Движение является выразителем всех внутренних намерений"».
Тело разрознено; отказ от органических, описательных, типичных представлений о теле;
Освобождение личности, эмоций и чувств танцора для блага движения;
Тело и техники рассматриваются с точки зрения «"рациональности"»; включение в работу ног классических техник;
Развитие виртуозности.
|
Придание Современному танцу статуса искусства и определение его места в истории танца;
Центральная роль в сотрудничестве с Джоном Кэйджем;
Влияние Дзен;
Непреднамеренность (спонтанность) определяет взаимосвязь музыки, элементов сценографии, света и танца;
Уход от централизованности и иерархичности сценического пространства: пространство разделено, фрагментировано; многообразие Многообразие одновременных сценических действий;
Сотрудничество с именитыми художниками: Раушенберг, Джаспер Джонс и др. Отказ от абсолютной прерогативы «"автора"». Хореограф не высказывается об эстетической ценности по поводу возникающих на сцене импровизаций — случайностей;
Свобода зрителя: его мнением не управляют, именно он делает свой выбор о продолжительности спектакля.
|
США и весь мир
Рождение поколения постмодернизма.
Влияние на современное искусство и особенно на искусство сцены.
|
Постмодернизм и послевоенное поколение
|
Начиная с 1960-х гг.одов и поколения постмодернизма, хореографы перестают создавать «"школы"» — в том смысле, в каком о них говорилось во времена «"Поколения мастеров"». Влияние этого факта неявно, и, по-видимому, еще рано делать выводы о том, как он это отразиться на последующих поколениях.
|
Театр Церкви Джадсон и Grand Union
США, с 1960 по 1970 гг.
|
Уровень «"зеро"» в движении, в танце и в публичных представлениях.
Рассмотрение и оценка всего того, что делает танец «"современным"».
Идентификация социальных и идеологических признаков в теле и в движении: тело танцора/ тело «"пешехода"», особенность женского/мужского и т. д.
Развитие «"перфомэнса"». Актеры, танцоры, музыканты, пластические артисты, «"перформеры"» получают равный статус в перфомэнсе.
Роль импровизации.
|
Политическая роль современного искусства
Танец вне условных ограничений спектакля и поэтому перфомэанс происходит на улице, в галереях и т. д.;
Желание сблизить искусство со «"зрительской аудиторией"».
|
США
|
Поколение Постмодернизма
Люсинда Чайлдс, Триша Браун, Мередит Монк, Дэвид Гордон, Стив Паэкстон, Ивонна Реайнер и др., США, с 1970 по 1990 гг.
|
Экспериментальный подход в построении композиции.
Использование общих с другими областями искусств техник, например — в музыке;
Использование элементом элементов импровизации;
Работа на принципе «"повторов"» (Л. Чайлдс, Т. Браун, М. Монк…);
Возвращение к существующим классическим техникам и включение их в современные (Л. Чайилдс);
Импровизация (Стив Пэакстон) продвинута в ранг техники (Контактная импровизация).
|
Междисциплинарный подход (Роберт УВилсон / Л. Чилдс);
Поворот к «"живому"» спектаклю;
Работа с преобразованием восприятия зрителя (игра на повторах…).
|
США.
Весь мир.
|
Триша Браун
США, с 1970 по 1990 гг.
|
Непрерывность движения
Экспериментальный метод исследования движения, без использования наследия предшествующих периодов;.
Работа над специфической техникой, основанной на изучении игры и гравитации;.
Текучесть, непрерывность движения, позволяющая увидеть скорее поток, нежели формы;.
«"Подвижное тело"» — функциональный объект, а не трагический.
|
|
США.
Весь мир.
|
Буто
Тацуми Хиджзиката, Казуо Оно, Ко Муробуши, Санкай Дзюку, Ариадоне и др., Япония, с 1960 по 1990 гг.
|
Танец «"темноты"»
Движения — cпособ «"возвращения"» в свои воспоминания;
Тело заключено в самом себе, что позволяет вернуться (в воспоминаниях) в состояние зародыша, до начала осознания себя.
|
Одновременно протест против традиционно японских театральных форм и западных танцевальных техник.
|
Япония.
Европа
|
Пина Бауш
Германия, с 1970 по 1990 гг.
|
«"Танцтеатр"» — танцевальный
театр.
Танцор играет себя самого (перенесение личных качеств на исполняемую роль).;
Разряженность танцевального движения, диссоциация между «"станцованным"» жестом и представленной ситуацией;.
Танцор использует техники не для создания движения, а для управления своими эмоциями и для распада жеста.
|
Танец — «"по стопам театра"»
Постановка и высмеивание социальных особенностей (в частности, буржуазных), а также бессодержательность и пустоту в человеческих отношениях;
Слова, игра, пение включены в представление.
|
Германия.
Весь мир
|
Новый французский танец
Д. Багуэ, О. Дюбок, Ж.-Кл. Галотта, Д. Ларье, М. Марин, А. Прельжокаж, К. Сапорта и др., Франция, с 1980 по 1990 гг.
|
Танец/Театр.
Танец делается носителем эмоций и чувств;.
Движение — как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора;
Постановка на сцене состояний тела либо его бытия;.
Использование и стандартизация танцевальных техник американского и германского модерна.
|
Современный танец наследует традиции французского театра;.
Увеличение зрительской аудитории;.
Использование средств театральной сценографии (аксессуары, переполненное пространство).
|
Франция.
Европа.
|
Молодой Современный танец
Вим Вандеркиейбус, Саша Вальц, Матс Эк, Ольга де Сото, Л. Ньюсон... Бельгия, Великобритания, Канада, Нидерланды, США, и т. д., с 1990 г по сегодняшний день. Россия — с 1995 г.
|
Стандартизация движения.
Сближение новых
хореографических работ с
теле-продукцией и
феноменами моды.
Энергия, напористость и скорость — признанные достоинства танцоров, хореографов и молодежи 1990-х. гг.;
Сближение сценического танца и уличного («"хип-хоп"»);.
Тело сражается и побеждает;.
Эстетика шока.
|
Танец — скорее отражение и носитель ценностей общества, чем место для инвестиций;
Использование музыки, нарядов, аксессуаров современной моды.
|
Весь мир.
|