Процедура видеоанализа, в той форме, в который мы используем ее, включает следующие действия:
-1) перед началом процедуры видеоанализа группа принимает правила, по которым он будет происходитьработать;
-2) некоторые участники заявляют о желании проанализировать свое выступление в группе. Выбор соло, которое будет обсуждаться, представляет собой процесс группового решения. Сколько выступлений будет проанализировано, зависит от размера группы, временных ресурсов и других факторов.;.
3) - Выбранное выбранное соло просматривается всей группой от начала до конца;.
-4) Участники участники группы говорят о своих наблюдениях, часто для подтверждения или уточнения этих наблюдений применяется повторный просмотр фрагментов выступления, в течение которого участники могут остановить видеозапись используя специальное слово «"стоп"», если чувствуют желание обсудить свои предположения и открытия;.
-5) В в ходе процедуры видеоанализа выступающий может соотнести свое внутреннее восприятие выступления в ситуации, когда он находился на сцене, с собственным впечатлением от видеозаписи, и соотнести сопоставить свое видение с обратной связью, полученной от группы. Остальные участники группы также получают возможность сопоставить свои внутренние переживания с видеозаписью, и с обратной связью от выступающего и других участников. Последняя часть проходит по тем же принципам обратной связи (принцип «"бутерброда», описанный выше), что и рефлексия «"по горячим следам"».;
- 6) Ддля осмысления процессов, происходящих в ходе видеоанализа, удобной теоретической моделью может быть интегральный подход Кена Уилбера (К.Уилбер, 2002, 2004). К.Уилбером предложена модель четырех квадрантов, в основе которой лежит идея о том, что к любому феномену можно подходить внутренним и внешним образом, а также индивидуально или в составе коллектива. Если использовать модель 4четырех квадрантов, то получается, что при использовании описанной выше процедуры видеоанализа мы обращаемся к трем базовым перспективам, не сводимым друг к другу позициям восприятия: внутреннему индивидуальному (верхний левый квадрант, субъективное, интенциональное) — внутренний опыт выступающего; внешнему индивидуальному (верхний правый квадрант, поведенческое) — сама форма выступления, зафиксированная на видео; и коллективному внутреннему (нижний левый квадрант, межсубъективное) — многообразие позиций восприятия, чувств и ассоциаций всей группы.
Что же касается нижнего правого квадранта (социальное, внешнее коллективное), то в данном случае в качестве микросоциума выступает тренинговая группа, объединенная общими целями и ценностями, и для этогов этом микросоциума микросоциуме видеоанализ является одним из этапов развития, развития каждого человека, входящего в группу.
Что же дает такая форма проведения видеоанализа? Каковы терапевтические результаты?
Приведем два примера. При этом важно понимать, что описания, которые мы здесь приводим, не могут отразить всей динамики и многозначности ситуации, ее развития и многосторонности. Это лишь слабые наброски, может быть, позволяющие слегка ощутить «"аромат"» этой работы.
Пример 1.
Участница М., сделала соло по теме своих отношений с матерью (под песню группы «Rammstein» «"Mutter"»). Символом этих непростых отношений была веревка между ней и другой участницей, олицетворявшей фигуру матери. Эта белая нить (пуповина?) между ними удлинялась и сокращалась, причем именно обе они то отпускали, то притягивали друг друга. Танцовщица то запутывалась в этой веревке, то эта нить становилась петлей на шее. Тяжелая нагнетающая музыка усиливала драматизм ситуации. В конце М. перерезала эту «"пуповину"», и, бросив прощальный взгляд, ушла.
М. делала это соло в очень непростой период отношений со своей матерью, которые усугубились болезнью отца. Тяжесть требований со стороны матери и отсутствие контакта наглядно проявились в этом соло. В процессе видеоанализа сама символическая реальность танца показала некоторые скрытые аспекты этой ситуации: в частности, обе участницы дуэта ни разу не взглянули друг другу в глаза.
Это соло можно назвать примером личного ритуала инициации, тем более, что символ перерезаемой пуповины использовался в реальных древних ритуалах. Танец, являясь символическим разрешением, высвобождал внутренние силы, помогающие справиться с ситуацией, изменяя идентичность танцующей.
Пример 2.
Участник Б. танцевал соло на тему «"маски"», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «"улыбка"», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «"маска"» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «"реальный"».
Самым интересным в последущем видеоанализе оказалось наблюдение, что, не смотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «"сбоку"», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «"к"», к зрителям (LabanР.Лабан, 1975).
Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение, вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию, как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, и с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, зазеркалье исчезло, и «"Я"» стало более реальным.
Выводы
Таким образом, наша практика использования видеозаписи на тренингах ИТДТ складывается из следующих компонентов:
-1) соло, подготовленные самими участниками, на внутренне значимые для них темы;
-2) обучение зрителей состоянию «"свидетельствования"» и принципам обратной связи;
-3) групповой анализ выступлений «"вживую"», по памяти;
-4) групповой анализ выступлений по видеозаписи.
Такая Подобная форма позволяет использовать как индивидуальное творческое «"воплощение"», придание формы тем значимым импульсам и мотивам, которые выражают актуальную проблематику участников, так и групповое многообразие позиций восприятия для создания целостного многомерного понимания опыта своей жизни.
Единственным «"недостатком"» описанного выше подхода к видеоанализу является то, что он требует достаточно много времени, и поэтому к нему целесообразно обращаться в рамках длительных программ. Но он дает результаты, которые оправдывают это вложение времени.