АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Представление о зрелой и здоровой личности в теории Г.Олпорта
Один из наиболее характерных гуманистических образцов здоровой личности, наделенной зрелостью и достигшей определенного уровня раскрытия человеческих возможностей, представлен в трудах выдающегося американского психолога Г. Олпорта. Олпорт — в противовес Фрейду — постулировал качественное различие между здоровым и патологическим функционированием психики и считал, что клинические наблюдения неприменимы при построении научной модели здоровой, полноценно развивающейся личности. Он оспаривал распространенное убеждение в том, что зрелые (т. е. здоровые, по Олпорту) и незрелые люди действительно имеют много общего, а попытку понять закономерности здорового функционирования на основе данных клинического опыта, без учета качественного различия здоровья и патологии, считал методологической ошибкой современной психологии. “Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые стараются не столько сохранить свою жизнь, сколько сделать ее осмысленной” [203, с. 180].
Какова же предложенная Олпортом объяснительная схема, позволяющая наиболее полно описать здоровую, полноценно развивающуюся и зрелую личность?
В работе “Личность: психологическая интерпретация”, описывая и классифицируя более 50 различных определений личности,
Гордон Олпорт сделал вывод, что адекватный синтез существующих представлений может быть выражен в утверждении: “Человек — это объективная реальность” [203, с. 273]. Он добавлял также, что это реальная сущность, отнесенная к индивидууму. Такое всеобъемлющее определение не может быть признано точным в строго научном смысле, но оно подчеркивает действенность и самостоятельную значимость личности, которая рассматривается не как гипотетический конструкт, но как живая автономная система — полноправная часть объективной реальности. Отвечая на вопрос, какова природа этой реальности, Олпорт дал более точное определение личности: “Личность — это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление” [там же]. Выражение “психофизические системы” указывает на то, что в описании личности следует учитывать как элементы “разума”, так и элементы “тела”.
Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризовать личность в ее индивидуальном своеобразии [там же, с. 273]. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин — проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, “осознаваемое как наиболее важное и центральное”. Речь идет о такой субъективной части опыта, которую мы можем определить как “мое”. Иначе она обозначается как самость. По Олпорту, проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства; это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой — формирование уникальности человеческой жизни [237]. Олпорт выделил семь различных аспектов “самости”, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости — так называемые проприотические функции. К ним относятся следующие:
1. Ощущение собственного тела как телесной основы самосознания.
2. Ощущение самоидентичности.
3. Чувство самоуважения, основанное на осознании успешности в достижении различных целей.
4. Расширение самости за счет осознания внешних объектов как “моих” или “связанных со мной”.
5. Образ себя, способность представлять себя и думать о себе.
6. Рациональное управление самим собой.
7. Проприативное стремление, выражающееся в постановке и достижении перспективных целей и в процессе самосовершенствования [203, с. 283—285].
Именно полноценное, естественное формирование этих аспектов самости и обеспечивает личности здоровье и зрелость. Так что постепенное раскрытие в индивидууме перечисленных проприотических функций может быть признано основным условием здорового развития. Они медленно эволюционируют, и в результате их окончательной консолидации формируется Я — как объект субъективного познания и самоощущения. Когда что-то препятствует развитию этих функций, есть риск, что самость начнет деформироваться и возникнут реальные трудности в обретении индивидуумом психологической зрелости.
Как уже отмечалось выше, Олпорт видел качественную разницу между зрелой, здоровой и незрелой, или невротической, личностью. Он полагал, что личностный рост — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. В понимании Олпорта, психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:
1. Зрелый человек имеет широкие границы Я.
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям.
3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную стабильность и самопринятие.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора.
6. Зрелый человек обладает цельной философией.
Вопрос о полноценном развитии Субъекта требует для своего осмысления удовлетворительного разрешения дилеммы “свобода — детерминизм”. Говоря о свободе личности в беседе с Ричардом Эвансом, Олпорт заметил: “Я бы сказал, что у нас больше свободы, чем это признает большинство современных психологов. Но я бы не стал, однако, настаивать на абсолютной, неограниченной свободе, как это делают некоторые экзистенциалисты. Истина лежит где-то посредине”. Именно в трактовке развития индивидуума наиболее ярко выражено олпортовское представление о свободе. Он рассматривал личностный рост как активный процесс “становления”, в котором индивидуум берет на себя определенную ответственность за планирование хода своей жизни. Таким образом, под контролем Я находится, по крайней мере, некоторая часть “динамической организации”, столь важной для олпортовского понимания личности. В концепции устремленности Олпорт отмечал, что направленность или намерение — это цемент, скрепляющий воедино человеческую жизнь, т. е. для хорошего функционирования человеку необходимо определение цели, к которой он стремится. Формирование паттерна устремленности, по Олпорту, определяется следующим образом: “Суть природы человека в том, что он стремится к относительной унификации жизни (никогда не достигая ее полностью)... Как следствие этих поисков — представляющих самую сущность человеческой природы — мы отмечаем, что поведение человека в значительной мере проактивно...” [там же, с. 288]. Иными словами, свобода, согласно данной концепции, выражается в ответственном планировании своей жизни, проактивности, определении приоритетных целей и единой направленности, устремленности личности, делающей ее более цельной. Эти аспекты свободы личности являются определяющими для прогрессивного развития и личностного роста. Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития, невозможно обойти стороной проблему ценностных ориентиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В своем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединяющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях. Усилия человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. Олпорт, рассматривая ценности как сложную составляющую личности, пытался объяснить различия в системах ценностей у разных индивидуумов. Эти ценности присущи в различной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни. Ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных жизненных ориентаций, но у различных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Были выведены шесть основных ценностных ориентации:
1. Теоретическая. Человек, придающий значение этой ценности, прежде всего заинтересован в раскрытии истины.
2. Экономическая. “Экономический” человек прежде всего ценит то, что полезно и выгодно.
3. Эстетическая. Такой человек прежде всего ценит форму и гармонию.
4. Социальная. Наивысшей ценностью для “социального” человека является любовь людей.
5. Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть.
6. Религиозная. Люди этого типа главным образом заинтересованы в понимании мира как единого целого [там же, с. 300—303].
Итак, в свете теории Г. Олпорта, здоровье тождественно личностной зрелости, которая обретается в процессе личностного роста и предполагает:
1. Сформированность проприотических функций (или интегративных аспектов самости).
2. Свободу, выражающуюся в ответственном самоопределении.
3. Проактивность или целеустремленность.
4. Цельную философию жизни или мировоззрение, основанное на определенной системе ценностей.
Отметим, что при всем совершенстве теоретических конструкций Олпорта в них трудно обнаружить четкое указание реальных путей к обретению зрелости, в силу чего данная модель превращается в некий отвлеченный идеал, значительно уступающий, в плане конкретизации, мрачным, но убедительно обоснованным воззрениям детерминиста Фрейда. Поэтому, как отмечает Б. С. Братусь, “теорией Олпорта многие восхищаются, но мало кто ею пользуется. О судьбе теории Фрейда можно было бы сказать обратное: ее столь же охотно критикуют, сколь часто и используют” [28, с. 17].
Показательно, что сам Олпорт, стремясь объяснить аномалии личности, обращается к схемам патогенных механизмов, описанных фрейдистами. Однако, исходя из положений олпортовской теории, было бы более логичным рассматривать психопатологию как нарушение конкретных механизмов здорового развития. Но последние представлены в теории Олпорта слишком обобщенно, в виде философских категорий, наделенных самым общим психологическим смыслом. А потому при всей гуманитарной ценности таких понятий, как “цельная философия жизни” или “проприум”, им все же не хватает точности и “осязательности”, чтобы стать инструментальными понятиями, подобно устоявшимся терминам психопатологии.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1309 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
|