АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, мы убедились, что исследование феномена здоровья человека требует постижения наиболее общих социокультурных

Прочитайте:
  1. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы убедились, что исследование феномена здоровья человека требует постижения наиболее общих социокультурных, социально-психологических и индивидуально-личностных детерминант, которые составляют уровни единой системы регуляции человеческой активности. Такие культурно-исторические и массовидные феномены, как эталоны здоровья и социальные представления о нем, преломляясь в психике конкретного индивидуума, способствуют формированию особой внутриличностной структуры — “установки быть здоровым”, которая определяет специфику восприятия, переживания и поведения человека, связанного с фундаментальными вопросами его здоровья. Очевидно, что эти вопросы затрагивают самую сущность человеческого предназначения, и в поисках собственного индивидуального ответа на них человек определяет свой уникальный способ бытия-в-мире.

В процессе исследования мы подошли к осмыслению социокультурного опыта, затрагивающего различные аспекты отношения человека к своему здоровью. Мы обозрели различные области знаний, в которых предпринимались попытки возвести стройную и законченную систему представлений о здоровье человека. Но даже самые убедительные модели и эталонные образцы оказывались недостаточно емкими, чтобы вместить в себя все многообразие здоровых проявлений человеческой природы. Феноменология здоровья обширна и многообразна; она занимает пограничную область на пересечении телесного и духовного, биологического и социального, индивидуального и глобального.

Едва ли возможно найти исчерпывающую дефиницию здоровья. Разные культурно-исторические эпохи создают различные эталоны здорового человека и по-разному определяют саму сущность здоровья. Мы стремились выделить те эталонные основания, которые остаются незыблемыми на протяжении столетий. На этих основаниях и были возведены три наиболее распространенных эталона здоровья, которые определяют принципы интерпретации этого явления и характер социальной практики оздоровления.

Рассмотренные нами феномены выступают в качестве регуляторов здоровья на социокультурном, этническом, социально-психологическом и индивидуально-личностном уровнях. Для нас важно было показать, что психология здоровья личности, с одной стороны, всегда включена в систему социокультурной детерминации, а с другой, — определяется индивидуальной “культурой здоровья”, т. е. ценностными ориентирами, целями, установками и стратегиями конкретного индивидуума. Это позволяет говорить одновременно о макро-детерминации здоровья и о тех внутриличностных механизмах его регуляции, которые предполагают индивидуальное своеобразие и свободное самоопределение человека.

В настоящее время в отечественной и зарубежной психологической науке появилось немало продуктивных идей и концепций, созвучных изложенным здесь взглядам. Ряд ведущих исследователей (Б. С. Братусь, И. И. Брехман, Д. Н. Давиденко, В. Я. Дорфман, В. П. Казначеев, Е. Р. Калитеевская, Д. А. Леонтьев, Ю. М. Орлов, В. П. Петленко и др.) указывает на необходимость применения комплексного подхода к изучению человека и подчеркивают значимость духовных, нравственных и ценностно-смысловых детерминант психического здоровья личности. Быть может, в трудах этих ученых формируется новый — 4-й эталон здоровья, соответствующий современной научной парадигме и более целостному, интегративному воззрению на человеческую природу. Надеемся, что это пособие также будет способствовать формированию научного представления о феномене здоровья в свете интегративного подхода.

Не претендуя на новизну, мы стремились к систематизации и интеграции на единой концептуальной основе различных моделей и теоретических схем. Находясь в плену социальных представлений, концепций и мифов, необходимо иметь возможность иногда дистанцироваться от них, чтобы охватить все доступное взору богатство культурного опыта, определяющего наше понимание здоровья и оздоровления.

Видимо, никто еще не высказался точнее, чем Сократ: “Здоровье — это еще не все, но все без здоровья — ничто”.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 588 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)