АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Билет 27. 1) Функциональные системы организма, поддерживающие постоянство тела организма

Прочитайте:
  1. Билет 1
  2. Билет 1
  3. Билет 1
  4. Билет 1
  5. Билет 1.
  6. Билет 1.
  7. БИЛЕТ 1.
  8. Билет 10
  9. Билет 10
  10. Билет 10.

1) Функциональные системы организма, поддерживающие постоянство тела организма

Оптимальный для жизнедеятельности организма уровень температуры тела поддерживается специфической функциональной системой организма. Как и в любой другой функциональной системе, согласно теории П. К. Анохина основой ее является полезный результат деятельности, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

При регулировании какой-нибудь жизненно важной функции обычно подразумевают ее постоянный, в некоторых случаях жестко фиксированный уровень, получивший в биологии название константы. Так как температура тела человека обусловлена сложным комплексом внешних и внутренних факторов и довольно изменчива, поэтому она относится к категории пластичных констант, то есть таких, колебания которых возможны в довольно широких пределах, что обеспечивает возможность приспосабливаться к конкретным условиям существования организма.

Что же считать истинной температурой тела, ее константой, которая обеспечивает оптимальное существование организма и отклонение которой вынуждает организм включить сложные механизмы саморегуляции, стремящиеся вернуть ее на прежний уровень?

В естественных условиях регуляция температурного гомеостаза осуществляется по множеству переменных величин, которые и обеспечивают нормальное функционирование организма, скорость и интенсивность обменных процессов.

Одной из таких переменных величин является температура крови. А по данным советского физиолога А. Д. Слонима, истинную температуру тела наиболее отражает температура крови в правом предсердии и правом желудочке сердца, поскольку эта кровь собирается со всех отделов организма и она незначительно изменяется при прохождении черезмалый, легочный круг кровообращения. Указанная температура находится в пределах 37,5—38°.

Очевидно, именно такая температура благоприятствует метаболическим (обменным) процессам. Она является оптимальной и для функционирования большинства ферментов, действующих в организме, влияя в определенных границах на скорость течения ферментативных реакций. От нее зависят многие физико-химические показатели, такие, как вязкость, поверхностное натяжение, набухание коллоидов. Эта температура определяет процессы возбуждения и сокращения мышц, секреции, всасывания, ассимиляции и диссимиляции, защитные реакции клеток и тканей.

Температура крови, так же как и ее малейшие изменения в любой части тела, немедленно воспринимается терморецепторами, которые расположены в сосудах внутренних органов, головном мозге. Кроме того, функциональная система, поддерживающая температуру организма, находится в постоянных тесных взаимоотношениях с внешней средой. Ее деятельность все время изменяется за счет воздействия внешней температуры на терморецепторы кожи.

Информация от терморецепторов по спинному мозгу поступает в головной мозг и достигает центров терморегуляции, расположенных в гипоталамусе.

Впервые наличие в головном мозге центра, способного изменять температуру тела, было обнаружено в 80-х годах XIX века французским физиологом Клодом Бернаром. Его опыт, получивший название теплового укола, состоял в следующем: в область промежуточного мозга через трепанационное отверстие в черепе вводился электрод, вызывавший механическое раздражение данной области. Спустя два-три часа после введения электрода наступало стойкое повышение температуры тела животного.

Таким образом была доказана важная роль в процессе терморегуляции гипоталамических центров. Именно ядра гипоталамуса осуществляют регуляцию всех процессов, обеспечивающих постоянство температуры тела человека и животных.

В настоящее время установлено, что ядра переднего гипоталамуса обеспечивают эффективную отдачу тепла организмом путем изменения тонуса кожных сосудов, потоотделения, тепловой одышки и т. д. Поэтому они обозначаются как «центр теплоотдачи».

В этом центре расположены также истинные терморецепторы, реагирующие на повышение температуры притекающей крови. Их возбуждение рефлекторно вызывает увеличение теплоотдачи с помощью названных механизмов.

Область заднего гипоталамуса известна как центр теплопродукции. Нейроны этой области регулируют теплообразование путем повышения или снижения скорости окислительных процессов. Убедительным доказательством участия ядер гипоталамуса в регуляции температуры тела являются опыты на животных с их раздражением или разрушением.

Разрушение передних ядер гипоталамуса делает животных неспособными регулировать температуру тела в тепле. Гипертермия (перегревание) у таких животных может развиться даже при комнатной температуре, если они находятся в постоянном движении. На холоде же температура их тела остается на постоянном уровне. Раздражение указанных ядер вызывает у животных даже при комнатной температуре одышку, расширение сосудов кожи, в результате чего температура их тела падает. Это говорит о том, что передние ядра гипоталамуса участвуют в регуляции процессов, способствующих теплоотдаче.

При повреждении ядер заднего гипоталамуса животные утрачивают способность поддерживать температуру тела на холоде и быстро впадают в гипотермию. Раздражение этих ядер приводит к отчетливым реакциям, направленным на удержание температуры тела в условиях холода: возникает дрожь, изменяется состояние шерстяного покрова, сужаются сосуды кожи и происходит некоторое повышение температуры тела, то есть возникает отчетливая реакция, направленная на усиление процессов теплопродукции.

Однако исследования последних лет показали, что температурной чувствительностью обладает не только гипоталамус, но и другие отделы центральной нервной системы. Это привело в настоящее время к пересмотру представления о монопольном участии гипоталамуса в терморегуляции и к гипотезе о развитии в процессе эволюции иерархической системы управления температурным гомеостазом.

2) Методы оценки функционального состояния дыхательной системы

При опросе и осмотре больного выявляются основные симптомы респираторных заболеваний: кашель, повышенная секреция в дыхательных путях, одышка, хрипы, явления бронхоспазма при аускультации, акроцианоз. Риск анестезии и послеоперационных легочных осложнений особенно велик при обструктивныхреспираторных заболеваниях, сопровождающихся бронхоспазмом, повышенной секрецией, одышкой при нагрузке, цианозом, а также у длительно курящих. Желтый или зеленоватый цвет мокроты является признаком инфекции дыхательных путей и требует бактериологического исследования мокроты, определения чувствительности выделенной микрофлоры к антибактериальным препаратам и назначения соответствующей терапии для профилактики послеоперационной пневмонии. Дополнительную информацию дает рентгенологическое исследование легких.

Наиболее широко применяемым, простым и неинвазивным методом оценки функции дыхания является спирография, позволяющая определить объемы и резервы дыхания, степень легочной недостаточности. Этот метод должен быть применен у всех больных с признаками респираторных нарушений и, независимо от этого, у всех больных перед торакальными вмешательствами. Важнейшие показатели спирограммы: дыхательный объем (ДО), частота дыхания (ЧД), минутный объем дыхания (МОД), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), потребление кислорода, коэффициент использования кислорода, максимальная вентиляция легких (МВЛ), резервные объемы вдоха и выдоха. В специальных руководствах [Шик Л.Л., Канаев Н.Н., 1980] приведена характеристика объемов и резервов дыхания в норме и при различных степенях дыхательной недостаточности.

В целом по спирограмме можно достаточно точно определить степень обструктивных изменений, ориентируясь на наиболее важные показатели резервов дыхания - ЖЕЛ и резервные объемы. Необходимо иметь в виду, что дыхательные объемы зависят не только от состояния легких, но и от эластичности грудной клетки, функции дыхательной мускулатуры, подвижности диафрагмы, которые могут нарушаться при ряде внелегочных заболеваний, нередко являющихся объектом хирургического лечения. Обструктивное поражение легких приводит к снижению ЖЕЛ и увеличению ЧД. Расчет должной ЖЕЛ для взрослых производят с учетом роста, возраста и пола больного.

Наибольшее клиническое значение имеют показатели механики дыхания, т.е. динамические легочные объемы, определяемые с учетом временного фактора. ФЖЕЛ (индекс Тиффно) представляет собой динамический показатель графической регистрации форсированного выдоха (после максимального вдоха) в течение 1-3 с. Для эффективного кашля показатель ФЖЕЛ должен не менее чем в 3 раза превышать ДО (норма 7 мл/кг). В норме в течение 1-й секунды происходит выдох 75-85% ЖЕЛ, а в течение последующих 2 с - всей остальной ее части. Больному с обструкцией дыхательных путей для этого требуется более длительное время. При предоперационном значении ФЖЕЛ менее50% нормы (1,75-2л) послеоперационная дыхательная недостаточность развивается у 30% больных [Larsen R., 1985]. В случае выявления обструктивного поражения легких целесообразна повторная регистрация спирограммы после введения бронходилататора (атропин, эфедрин) для определения эффективности фармакологической коррекции. Увеличение спирографических показателей более чем на 15% расценивается как положительная реакция.

В специализированных учреждениях проводится более полное исследование функции легких. Для изучения механики дыхания используют метод пневмотахографии, позволяющий определить объемную скорость дыхания и при параллельной регистрации кривой внутригрудного давления измерить растяжимость, эластическое сопротивление легких и работу дыхания. Бронхиальную проходимость оценивают с помощью комплекса показателей, включающих аэродинамическое сопротивление дыхательных путей, определяемое методом общей плетизмографии, ряд спирографических показателей (объем форсированного вдоха за 1 с, индекс Тиффно, МВЛ), а также данные анализа кривой поток - объем максимального выдоха [Зильбер А.П., 1984; Путов Н.В. и др., 1987].

Оценку регионарных функций легких, характеризующих вентиляционно-перфузионные отношения - ВПО (VA/QC), производят с помощью радиоизотопных методов [Зильбер А.П., 1971]. ВПО отражает отношение альвеолярной вентиляции за 1 мин (VA) к количеству крови, протекающей за 1 мин через легочные капилляры (Qc). В норме эта величина равна 0,8. При значительной физической нагрузке у здорового человека она может возрастать до 3,0 и более, тогда как при вентиляционной дыхательной недостаточности не происходит необходимого повышения альвеолярной вентиляции и адекватного увеличения ВПО, что сопровождается артериальной гипоксемией и гиперкапнией. Величина VA/QC может значительно изменяться также при нарушениях распределения вентиляции и кровотока, когда вентилируются некровоснабжаемые и крово-снабжаются невентилируемые альвеолы. В связи с этим при характеристике ВПО необходимо учитывать также внутрилегочное шунтирование, объем кровотока по невентилируемым альвеолам и физиологическое мертвое пространство, т.е. объем вентиляции некровоснабжаемых альвеол [Шик Л.Л., 1980].

Содержание в крови оксигемоглобина определяют с помощью неинвазивных фотоэлектрических датчиков, методом капнографии регистрируют содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе, определяют альвеолярную концентрацию его и при параллельной записи спирограммы вычисляют объем анатомического мертвого пространства [Путов Н.Н. и др., 1978]. Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, гемодинамики, газов и КОС крови при одновременном расчете энергозатрат [Канаев Н.Н., 1980].

Одной из важнейших функций является диффузионная способность легких (ДСЛ) - показатель скорости диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. Нормальная величина ДСЛ, измеренная методом устойчивого состояния, составляет: (16,75 - Р) - (0,16 - В) мл/ (мин - мм рт. ст. - 1), где Р - рост, м; В - возраст, годы. Методы исследования ДСЛ основаны на определении объема газа, поглощаемого кровотоком в единицу времени, по отношению к альвеолярно-капиллярному градиенту парциального давления этого газа [А.П. Зильбер, 1984].

У здорового человека в покое ДСЛ составляет 20 мл в минуту на 1 мм рт. ст. Наиболее частая причина снижения ДСЛ - диссеминированные процессы в легких, сопровождающиеся уплотнением альвеолярно-капиллярных мембран. Нарушения ДСЛ неизбежно развиваются при критических состояниях, сопровождающихся синдромом шокового легкого, основным проявлением которого служит интерстициальный отек, а следовательно, уплотнение альвеолярно-капиллярных мембран.

Нарушения легочного газообмена являются неизбежным следствием серьезных заболеваний легких. Клинически состояние газообмена оценивают по данным напряжения кислорода и углекислоты в артериальной, венозной, капиллярной крови и показателям КОС. Уровень Ра02 зависит от напряжения кислорода во вдыхаемой смеси, состояния диффузии через альвеолярно-капиллярную мембрану, ВПО и уровня PV02, а последнее - в свою очередь от потребления кислорода тканями, производительности сердца, Ра02 и состояния диссоциации оксигемоглобина. Артериальная гипоксемия (PaO2 ниже 75 мм рт. ст) развивается при нарушениях в указанных звеньях, причем с возрастом про исходит "физиологическое" снижение Рао2 У больных старше 70 лет Pa2i около 65 мм рт. ст. рассматривается как нижняя граница нормы. При хронических обструктивных заболеваниях легких развивается нарушение ВПО, ведущее к гипоксемии, повышению легочного сосудистого сопротивления и вследствие этого - к развитию легочного сердца. В таких условиях риск общей анестезии и операции сильно возрастает.

Уровень РаO2 зависит от продукции углекислого газа тканями и альвеолярной вентиляции, непосредственно связанной с работой дыхания. Последняя в свою очередь обусловлена растяжимостью легких, сопротивлением дыханию, его глубиной и частотой. У больных с рестриктивной патологией растяжимость легких снижена, поэтому дыхание происходит малыми объемами с высокой частотой. При хронических обструктивных заболеваниях, характеризующихся повышенным дыхательным сопротивлением, дыхание редкое и глубокое. Постепенное увеличение работы дыхания в обоих случаях приводит к утомлению дыхательной мускулатуры и развитию вентиляционной дыхательной недостаточности с гиперкапнией и дыхательным ацидозом. Хроническая гиперкапния (Расо2 выше 45 мм рт. ст) характеризуется снижением чувствительности мозговых рецепторов и физиологического ответа на повышение напряжения углекислого газа, вовлечением в процесс компенсаторного метаболического механизма (ретенция бикарбоната почками).

Хроническая гиперкапния является фактором риска, особенно если предстоит торакальная операция.

Своевременная предоперационная диагностика нарушений функции легких и соответствующая их коррекция являются основой профилактики послеоперационных легочных осложнений (пневмония, ателектазы, бронхоспазм). Прекращение курения перед операцией приводит к быстрому снижению уровня карбоксигемоглобина в крови и должно быть обязательным условием, поскольку улучшение функции дыхания и дренажа трахеобронхиального дерева наступает спустя несколько недель [Larsen R., 1985]. Лечение инфекции дыхательных путей антибиотиками проводят с учетом бактериологического исследования мокроты и чувствительности микрофлоры. При нарушении бронхиальной проходимости, связанном с хроническими обструктивными заболеваниями, назначают бронходилататоры, средства, лизирующие мокроту и облегчающие ее отхождение, а также дыхательную гимнастику. В специализированных учреждениях при необходимости проводят трахеобронхиальную санацию через бронхоскоп. При хроническом легочном сердце показаны предоперационный постельный режим, оксигенотерапия, осторожное применение диуретинов, эуфиллина. Дигитализация больных с легочным сердцем может быть опасной, так как у них легко развиваются гипоксемия и респираторный ацидоз (особенно во время операции), в условиях которых возрастает риск интоксикации дигиталисом.

У больных с ограниченными легочными резервами и особенно с нарушениями газообмена в премедикацию не следует включать средства дыхательно-депрессорного и бронхоконстрикторного действия (наркотические анальгетики). При хронической обструктивной патологии рутинное применение атропина опасно в связи с опасностью сгущения мокроты и ухудшением ее транспорта [Larsen R., 1985].

3) Физиологические механизмы действия массажа. Приемы, виды массажа. Фитотерапия.

Масса́ж (от фр. masserрастирать) — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трения,давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Дополнительно к механическим воздействиям, для усиления эффекта, применяют в первую очередь массажные масла, а также различныеароматические, благовонные масла, лекарственные мази, гели и другие препараты и температурные воздействия (например, криомассаж).
Из вышеперечисленного списка специалисты отдают своё предпочтение массажным маслам, поскольку именно они представляют собой уже готовые смеси, созданные именно для массажа, и учитывают всю специфику процесса (обеспечивают скольжение рук массажиста и определённым образом действуют на массируемого).

Внешние раздражения воспринимаются рецепторами кожи и мышц, рефлекторными точками, и передаются в центральную нервную систему. Поток импульсов, в зависимости от применяемой техники и приёмов массажа, может стимулировать и повышать тонус центральной нервной системы, или, наоборот, оказывать на неё затормаживающее и расслабляющее воздействие, что положительно влияет на деятельность всех физиологических систем организма. При этом грамотное применение массажных масел определённого состава и направленности, может как усиливать вышеперечисленные воздействия на нужных участках тела человека, так и снижать их. В целях создания такого дополнительного эффекта применяются массажные масла, включающие в себя натуральные активные компоненты.


Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 840 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)